Для школьников и родителей
  • Главная
  • Учат в школе
  • Как сдают творческий экзамен по журналистике в спбгу. Творческий конкурс: поступаем на журфак СПбГУ Программы подготовки бакалавров

Как сдают творческий экзамен по журналистике в спбгу. Творческий конкурс: поступаем на журфак СПбГУ Программы подготовки бакалавров

Обучение на журналистике СПбГУ: скандалы, интриги и разочарования от анонимного второкурсника.

Поступал я очень странно. Сдал то, что, как мне казалось, могу сдать, и примерно подбирал, куда это все может пригодиться. Плюс, у меня был знакомый, который поступил на журфак – я сидел вк, листал друзей, смотрю: ничего себе, в СПбГУ учится! Спросил у него, как и что. Отзыв получил максимально положительный. Я послушал его; на тот момент думал, что СПбГУ – предел мечтаний, да и Питер – это же северная столица с государственным университетом. Еле перешел порог баллов для поступления на очку, ибо проходной достаточно большой – у нас, как я потом осознал, один из самых востребованных факультетов в СПбГУ.

По итогу законченного первого курса – что могу сказать.

На мой взгляд, преподаватели достаточно слабые. Я привык напряженно учиться – особо себе спуску не даю.

Профессора, конечно, все практикующие журналисты – это плюс. Однако, как кажется, их работа не особо регулируется. У нас была женщина, которая на своих парах вместо теории (которая, в принципе, сама по себе не очень нужна, ну да ладно) затирала истории про жизнь. Она работает, конечно, в каком-то крутом издании – но ведет колонку стереотипно женскую в духе «Как найти себе богатого мужа». Сначала ты такой: «Воу, я знаю это издание!» А потом… как-то разочаровываешься, что ли.

Еще вот мужчина, работающий в «Коммерсанте», от которого ты можешь узнать просто обо всем, кроме того, что заявлено предметом. Даже экзамен странный: отвечаешь вроде сперва по билету, а потом он спрашивает, откуда ты, и, получив ответ, задает вопросы про историю твоего города. Несомненно, человек он образованный и начитанный, и поговорить с ним вне стен универа было бы интересно. Но в качестве преподавателя подобная модель поведения кажется неприемлемой.

Да и я, хоть на втором курсе, начинаю задаваться вопросом: как можно научить журналистике? У нас куча теории об истории этой профессии, о каких-то приемах написания статей, но лично мне сложно эти знания превратить в навык. Только за счет опыта снятия репортажей в рамках обучения мне как-то удается развиваться в качестве журналиста, но сами лекции, преподаватели к этому слабо подталкивают: все делаешь сам. И возникает вопрос: а зачем я здесь вообще?

Есть еще одно очень неприятное обстоятельство – на мне оно никак не отражается, ибо я парень, но воспользуюсь случаем, чтобы рассказать о том, что я слышал от своих однокурсниц и старших знакомых. У нас есть студия, в которой очень много аппаратуры, специалистов, мы вместе снимаем всякие проекты – и это, кстати, плюс нашего журфака – и связанный с этой студией образовательный студенческий теле-радио канал «Мост», где занимает не последнее место один господин. Он позволяет себе выходить за рамки общения «преподаватель–студентка», и не одна моя знакомая становилась объектом его недопустимого интереса в виде странных сообщений ВКонтакте и неприличных шуточек во время работы. Насчет каких-то конкретных прямых действий, скажем так, проверенной инфы не слышал, но вот такие «косвенные» – почти что норма. Об этом знают очень многие, но попросту не говорят, ибо боятся за себя. Все же хочется спокойно себе доучиться – без каких-то проблем.

Переключаясь с этой немаловажной темы, скажу еще раз, что здесь вообще все нужно делать самому – если хочешь состояться в качестве журналиста, конечно. Искать хорошую практику, интересную работу – дабы не выполнять заказы только университета в рамках того же «Моста». Самостоятельно нарабатывать навыки, развивать их – все это исключительно ваша работа.

Всем на все, в общем-то, наплевать – отчеты о практике, успехи студентов… Я не чувствую, что кого-то здесь что-то заботит – нет огня, мотивации, поддержки от преподавателей и руководства. Даже на экзаменах-то самая жесть на тех предметах, которые к журналистике особо не относятся.

Я понимаю, что университет – для взрослых людей с целями и все такое. На мне лежит задача самосовершенствования. Но когда ты идешь в вуз, ты все же ждешь определенного уровня – особенно с учетом того, что в рейтингах и просто на слуху СПбГУ и конкретно факультет журналистики занимают одни из первых позиций. Ты поступаешь сюда, уверенный, что найдешь себя, научишься ремеслу, увидишь, как журналистика работает изнутри, какие в ней задействованы люди и институты – а оказываешься на факультете, где всем скучно, никому ничего не нужно, всем на все насрать – и только студенты пытаются во всем этом держаться на плаву и верить, что это важно и нужно.

Мне просто жаль абитуриентов, которые сюда поступают, у которых горят глаза, которые ждут, что здесь им покажут, как быть журналистом, как искать себе работу. Хочется им сказать: «Бегите, глупцы».

Аноним

Материал подготовила Анастасия Калинина

В СПбГУ творческий экзамен является обязательным вступительным испытанием при поступлении на очную и заочную форму обучения по специальности «журналистика». Экзамен предусмотрен Государственным образовательным стандартом и проводится в соответствии со специально разработанным Положением.

Творческий экзамен состоит из двух заданий: письменного и устного. Первое заключается в написании сочинения или эссе, второе – в собеседовании с членами комиссии на определенную тему. Список тем для подготовки предоставляется абитуриентам заранее – вывешивается на доске объявлений факультета и в электронном виде на сайте. Выбор их определяется случайно попавшимся экзаменационным билетом.

Сначала абитуриенты выполняют письменное задание. Примерными темами для эссе могут быть следующие: «Кем бы я хотел стать и почему», «Монолог вещи от первого лица», «Мой необычный знакомый», «Однажды» и т.д. На выполнение задания поступающим отводится 90 минут. Объем эссе должен составлять не менее 150 слов.

Устное задание проводится в форме монолога ученика с высказыванием своей точки зрения по определенному вопросу и дальнейшего диалога с членами приемной комиссии. Темы для устного обсуждения выбираются с социальной и этической направленностью. Примеры направлений тем: «личность и общество», «актуальные проблемы общества», «духовная жизнь и культура», «познание», «современность и нравственные устои», «роль религии в жизни общества», «социальные отношения межэтнических групп», «политика как сфера общественной жизни» и т.д.

Цель проведения творческого экзамена и критерии оценки

Главной целью проведения творческого экзамена является проверка абитуриента на наличие творческих способностей к описанию и защите своей точки зрения. Итоговой оценкой за экзамен является сумма в 100 баллов за обе части испытания – максимально 60 баллов за письменное задание и максимально 40 баллов за устное собеседование.

Письменное эссе ученика проверяется на журналистскую интерпретацию указанной темы. Текст должен быть изложен логично, композиция сочинения должна быть легкочитаемой. Особое внимание уделяется способности правильно изложить факты, не изменяя их для подкрепления своего видения темы. Обращается внимание на язык и стиль изложения.

Устное задание позволяет определить коммуникативные, ораторские и дискуссионные способности абитуриента. Высоко оценивается оригинальная, интересная подача своей темы, способность быстро и легко отвечать на вопросы. Поступающий должен аргументировано отстаивать свою позицию и одновременно непринужденно выслушивать оппонента и вести с ним диалог.

Факультет журналистики СПбГУ является одним из престижных факультетов Петербургского университета. В структуру факультета входит 12 выпускающих кафедр. Студенты, обучающиеся на программах факультета журналистики, проходят практику на ведущих теле- и радиоканалах Петербурга, а также в издательствах.

Адрес факультета журналистики СПбГУ

Здание факультета журналистики видно издалека. Расположен факультет журналистики СПбГУ в Санкт-Петербурге, на Васильевском острове. Полный адрес: 1-я линия Васильевского острова, дом 26. Также часть занятий студентов проходит в главном здании университета СПбГУ на Университетской набережной, дом 7/9.

Программы подготовки бакалавров

В число бакалаврских программ факультета журналистики СПбГУ входит «Журналистика». Форма обучения в основном очная, но также есть возможность обучения в очно-заочном формате. Преподавание идет на русском языке. В число основных учебных курсов входят следующие:

  • менеджмент СМИ;
  • история искусств;
  • история журналистики;
  • медиадизайн.

Какие экзамены на факультет журналистики СПбГУ необходимо сдавать? Для поступления требуется сдача ЕГЭ по русскому языку, литературе. Минимальный балл по каждому предмету для подачи заявления составляет 65. Кроме того, требуется успешное прохождение творческого конкурса. Необходимо также набрать не менее 65 баллов для дальнейшего участия в конкурсе.

Также факультет готовит бакалавров по образовательной программе «Реклама и связи с общественностью». Продолжительность обучения составляет 8 академических семестров. В число основных учебных курсов входят следующие:

  • копирайтинг;
  • основы теории коммуникации;
  • событийный менеджмент;
  • проведение рекламных и PR-компаний.

Для поступления на данную программу обучения абитуриенту необходимо набрать по ЕГЭ более 65 баллов по каждому предмету. При наличии меньшего количества баллов абитуриент не допускается до конкурса. Список требуемых ЕГЭ опубликован на официальном сайте СПбГУ в разделе образовательных программ университета. Студенты, обучающиеся на программе «Реклама и связи с общественностью», получают возможность прохождения производственной практики в следующих организациях:

  • "Газпром-Медиа Холдинг";
  • Сбербанк России;
  • ОАО «РЖД» и других.

Программы подготовки магистров

На факультете журналистики реализуется программа подготовки магистров «Журналистика». Обучение ведется на английском языке. Для поступления требуется успешно пройти конкурс документов. Профилем подготовки магистров выступает «СМИ России и их изучение». В число основных учебных курсов входят:

  • современная история России;
  • сравнительные медиаисследования;
  • управление редакцией и другие.

Среди образовательных программ подготовки магистров также предлагаются:

  • Научно-популярная журналистика.
  • Коммуникативный консалтинг.
  • Спортивная журналистика и другие.

Проходной балл

Проходной балл на факультет журналистики СПбГУ, на направление подготовки бакалавров «Реклама и связи с общественностью», составил в 2017 году более 252. Для поступления на платную основу порог равнялся 205 баллам. Бюджетных мест было выделено 30, а платных - 45. Конкурс на 1 бюджетное место составил более 7 человек. Стоимость обучения на факультете составляет 156 000 рублей в год.

Проходной балл на направлении «Журналистика» на факультете журналистики СПбГУ в 2017 году составил 268. При поступлении на платную основу необходимо было набрать более 210 баллов по сумме нескольких единых государственных экзаменов. Мест с оплатой за счет федерального бюджета в 2018 году выделено 35, мест с оплатой обучения за счет студента - 75. При этом конкурс на 1 бюджетное место в 2017 году достигал 7 человек. Стоимость обучения на направлении равняется 139 000 рублям.

Для поступления на бюджетное место направления «Международная журналистика» в 2017 году абитуриентам необходимо было набрать более 282 баллов по сумме ЕГЭ. Для того чтобы пройти на платное место, достаточно было 202 баллов. Конкурс на 1 бюджетное место составлял порядка 30 человек. При этом всего бюджетных мест в 2018 году выделено 10. Мест с оплатой обучения - 65. Стоимость в год составляет 240 000 рублей.

Преподавательский состав

В число преподавателей факультета входит генеральный директор «Пятого канала» Фокина М. Л. Кроме того, в числе преподавателей факультета есть и почетный профессор Норденстренг Каарле и многие другие. Большинство преподавателей являются действующими журналистами и поэтому могут делиться со студентами не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками, а также опытом построения успешной карьеры.

Timetable

Расписание факультета журналистики СПбГУ студенты могут просматривать в специальном ресурсе университета под названием Timetable. Специально созданный интернет-ресурс объединил информацию о расписании учебных занятий всех факультетов университета. Для того чтобы узнать, когда будет экзамен или лекция, студенту необходимо выбрать факультет, а также ступень образования - бакалавриат или магистратура, далее следует выбрать свою группу, и откроется расписание занятий. Кроме того, в Timetable можно посмотреть расписание конкретного преподавателя.

Подготовительные курсы

В рамках факультета журналистики СПбГУ создан ряд подготовительных курсов, направленных на помощь школьникам в подготовке к сдаче единого государственного экзамена по таким предметам, как:

  • русский язык;
  • обществознание;
  • литература.

Кроме того, вместе с преподавателями факультета абитуриенты имеют возможность подготовиться к вступительному испытанию, проводимому непосредственно СПбГУ, а именно к «Основам журналистского мастерства». Для поступления на факультет журналистики СПбГУ творческий конкурс является важным экзаменом, по успешности сдачи которого в целом и определяется судьба абитуриента.

Преимущества образования

Главное преимущество получения образования на факультете СПбГУ - тесное взаимодействие с работодателями разного уровня. Это позволяет приглашать их читать лекции студентам, а также организовать производственные практики студентов в престижных медиакомпаниях. Компании-партнеры, предоставляющие места для производственной практики студентов факультета:

  • Пятый канал.
  • Радио «Зенит».
  • Холдинг ВГТРК и другие.

Стоит также отметить, что программы бакалавриата и магистратуры факультета основаны на научных достижениях Петербургского университета, что позволяет студентам систематизировать полученные знания в рамках современного знания о развитии медиа и коммуникаций.

Все студенты, выпускаемые со степенью бакалавра, кроме того, получают необходимые знания английского языка на уровне B2.

Дни открытых дверей

Несколько раз в году факультет журналистики СПбГУ устраивает день открытых дверей. Ежегодно он проходит в середине осени, а также в начале и конце весны для абитуриентов программ бакалавриата и магистратуры, в начале и конце весны для абитуриентов программ аспирантуры. Дни открытых дверей позволяют абитуриентам получить дополнительную информацию об образовательных программах от преподавателей факультета, а также от студентов.

Также СПбГУ реализует онлайн-трансляции дня открытых дверей для всех абитуриентов, которые не имеют возможности посетить Петербург.

Факультет журналистики СПбГУ ежегодно выпускает сотни квалифицированных специалистов, которые успешно строят карьеру благодаря полученным знаниям и навыкам, а также тому, что диплом СПбГУ высоко ценится на трудовом рынке России и за рубежом. Большинство студентов, окончивших бакалавриат и магистратуру, возвращаются в альма-матер для обучения по программам аспирантуры. Как и выпускники других факультетов, выпускники факультета журналистики при желании получают возможность стать членами Ассоциации выпускников Петербургского университета и посещать мероприятия, устраиваемые СПбГУ ежегодно.

Мы собрали истории людей, прошедших это сложное испытание. Они рассказали нам, как они готовились, какие темы попались им на экзамене и что делать абитуриентам этого года.

«Я готовилась к творческому конкурсу сама, дома, на курсы не ходила. Подготовка заняла у меня максимум две недели (после экзаменов и выпускного), и я волновалась, что недостаточно времени уделила вступительным. Тем было много, сейчас даже уже и не вспомню какие, но похожие всегда вывешены на сайте журфака. Мне попалась тема «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан...». К письменной части я готовилась особенно тщательно: накидывала себе аргументы, новости, имена известные, рассуждения, сравнения...

Устная же часть не заняла у меня много времени на подготовку – в школе я сдавала обществознание, и все билеты были уже готовы. Вечером перед творческим конкурсом просто быстро прошлась по ним, повторила. Поняла, что главное – не бояться выражать свою позицию и вызывать собеседника на диалог. Преподаватели настроены положительно, поддерживают тебя, улыбаются и порой шутят. Студенты из приемной комиссии всегда помогут, поделятся своим опытом, про университет и преподавателей расскажут. Поэтому не нужно их бояться – они через все это тоже прошли!

Минимальных баллов я не знала и до сих пор не знаю, потому что изначально старалась работать на максимальный. В итоге набрала 93 балла (из них 40 (мах) – за устную). Считаю это хорошим результатом, хоть и неидеальным.

Совет успеха: быть максимально открытыми и свободными в выражении своих мыслей. Не стоит пытаться копировать чей-то стиль, мысли, потому что «так правильно, это оценят». И стоит писать и говорить о том, в чем сам разбираешься и что интересно тебе«.

Маргарита Антипичева, студентка второго курса

«Когда я готовилась, я четко знала, что ждет на творческом испытании. Все темы для эссе были выложены на сайте журфака СПбГУ. Поэтому я просто прописала каждую тему, чтобы не было ступора перед белым листом бумаге на самом конкурсе. Второй этап – собеседование – был гораздо интереснее. На сайте были размещены все темы, поэтому просто читала свои школьные конспекты и учебники по обществознанию. Очень рекомендую не ограничиваться одним учебником за 10-11 класс, а отдельно читать право и экономику.

Совет успеха: меньше стресса и больше уверенности в себе. Творческое испытание – это яркий пример того, на каком «нервяке» и в каком диком стрессе живет журналист. Если такая атмосфера вас не подстегивает и не заводит – смело покидайте стены журфака. Тут нужны железные нервы и работоспособность в любых условиях «.

Анна Рябова, студентка второго курса

«Поступить в СПбГУ было моей главной целью. Хоть я и подала документы в РАНХиГС и СПГУДТ, мечтала я о СПбГУ. Поэтому с самого начала была решительно настроена на победу. Вот я прохожу в аудиторию. Ее строение напоминает амфитеатр: деревянные скамьи в несколько рядов – такое я видела только по телевизору. Мне понравился интерьер: от каждого предмета так и отдавало стариной. Но, как оказалось, сидеть было очень неудобно: столы располагались под углом, и ручка все время скатывалась по столу на пол. Нас проинструктировали, спросили, есть ли у нас вопросы. Наконец, нам раздали темы сочинений.

Это был лист, на котором были написаны две темы, мы выбирали любую из них. У меня были темы «Береги честь смолоду» и «Самый лучший город на земле» (или «Мой любимый город», не помню точно). Тему про честь я сочла уж слишком стариковской, я ведь все-таки будущий журналист, и хочется написать крутое и оригинальное сочинение, в котором я не буду рассуждать о давно уже всем известных истинах. Поэтому я выбрала тему про город. Я догадывалась, что большинство людей напишут либо про свою малую родину, либо про Петербург. Я решила быть оригинальнее и написала про Пятигорск – город, находящийся в гармонии с природой. Думаю, получилось хорошо. Я очень боялась, что 1,5 часа мне не хватит, но с этим сочинением я управилась то ли за полчаса, то ли за час.

Затем была устная часть. Я вытянула билет. Там было два обязательных вопроса: «Типы мировоззрения» и «Политическое участие и политическая деятельность: типы, виды, формы». Нам уже были известны возможные темы еще до вступительного экзамена. И если первый вопрос был моим самым любимым, то второму я уделяла мало внимания. Времени на подготовку давалось 40 минут, и это более чем достаточно. Я уже думала сдаться со вторым вопросом и признаться экзаменаторам, что не помню его. Но всё же решила, что если и бороться, то до конца. Начала писать его и, пока писала, начала вспоминать эту тему.

Затем я отвечала двум экзаменаторам. Мне было очень приятно, что они внимательно меня слушали и не перебивали (в отличии от экзаменаторов в РАНХиГСе). Они задали несколько интересных дополнительных вопросов, мы порассуждали о связи науки и религии. Был также вопрос о том, какие телеканалы какие типы мировоззрения формируют (например, СТС и ТНТ формируют обыденное мировоззрение и т.д.).

Готовиться к сдаче экзаменов нужно заранее. Хотя бы с 10 класса (и то при условии, что хорошо знаете хотя бы либо литературу, либо общество), но ни в коем случае не с 11 класса, иначе не успеете. Я могла бы подготовиться гораздо лучше, если б начала готовиться заранее. Если есть возможность – посещайте подготовительные курсы, которые для вас проводит СПбГУ.

Совет успеха: всегда верить в себя. Не надо говорить: «У меня ничего не получится», – вам это и так скажут, и не раз«.

Алена Петрова, студентка второго курса

Лучшие статьи по теме