Для школьников и родителей

Уж таял снег. «Весна» А. Плещеев. Анализ стихотворения Плещеева «Весна»

По данному адресу ничего не найдено. Попробуйте воспользоваться одной из ссылок ниже или поиском.

Архивы

Выберите месяц Декабрь 2019 Ноябрь 2019

Рубрики

Выберите рубрику «Двенадцать месяцев» «Едет, едет Настенька» Барто Агния Барто Агния Барто для детей Агния Барто о войне стихи Агния Барто про войну стихи Агния Барто стихи о весне Агния Барто стихи о войне Агния Барто стихи про войну Агния Барто стихотворения о войне Агния Барто стихотворения про войну Афанасий Фет Афанасий Фет о весне стихи Афанасий Фет о весне стихотворения Афанасий Фет про весну стихи Афанасий Фет стихи Афанасий Фет стихи об осени Афанасий Фет стихи про весну Афанасий Фет стихи про осень Афанасий Фет стихотворения об осени Афанасий Фет стихотворения про весну Афанасий Фет стихотворения про осень Барто о войне стихи Барто про войну стихи Барто стихи о весне Барто стихи о войне Барто стихи про весну Барто стихи про войну Барто стихотворения о войне Барто стихотворения про весну Барто стихотворения про войну Без рубрики Бёрнс: стихи читать В душном воздуха молчанье В лагерь (Агния Барто) Важный день (С. Михалков) Валентин Берестов Валентин Берестов стихи Веселая прогулка Веселое лето Все стихи Барто про весну Гаснет вечер, даль синеет, Год (Е. Трутнева) Голубой ливень Гроза Давайте, девочки, купаться! День пригожий, Детские стихи о весне Барто Детские стишки про весну Барто Для детей — Самуил Яковлевич Маршак стихотворения Для детей — стихотворения С. Маршака Для детей Маршак — стихотворения Для детей С. Маршак — стихотворения До свиданья, лето До свиданья, милый город Дождливое лето Евгений Евтушенко Евгения Трутнева Евгения Трутнева стихи Елена Благинина Елена Благинина для детей Если в небе ходят грозы Еще от дома на дворе Жарко Жди ясного на завтра дня Зинаида Александрова Зинаида Александровна Зоя Александрова стихотворения Иван Бунин Из окна Ирина Токмакова Июль (С. Маршак) Как дымкой даль полей Как летней иногда порою Какая ночь! Как воздух чист Карта (С. Михалков) Кораблик Корней Чуковский Короткие весенние стихи Короткие весенние стишки Котята Летний вечер Летний вечер тих и ясен Летним утром Летняя ночь Лето 1854 Лето на весах Львы Мария Пожарова Мария Пожарова стихи про весну Маршак Веселый счет от 1 до 10 читать Маршак Стихи о цифрах Маршак стихи про цифры на отдельной странице На проселке На рыбалке Не остывшая от зною, (Ф. Тютчев) Неохотно и несмело Огород Омар Хайям Омар Хайям рубаи Омар Хайям стихи Поезд Пожарова стихи про весну Полдень Последний шмель (И. Бунин) Пошли, господь, свою отраду Приходит август с урожаем (В. Берестов) Раковина Роберт Бернс Роберт Бернс стихи Родник Рубаи Омара Хайяма Рыжими иголками устлан косогор С Маршак для детей: стихотворения С Михалков детские стихотворения С Я Маршак для детей. Стихотворения С.Я Маршак — для детей стихотворения С.Я Маршак для детей. Стихотворения Самуил Маршак Самуил Маршак — для детей стихотворения Самуил Яковлевич Маршак Сборник Ирины Токмаковой Разговоры Сборники стихов — С. Я Маршак для детей Сборники стихов для детей С Маршака Сборники стихов. Для детей С.Я Маршак Сенокос Сергей Михалков Смешные человечки Смотри, как роща зеленеет Собака Динго Собираем в августе (С. Маршак) Соловей Стало вдруг светлее вдвое Стихи А.Л Барто для детей Стихи Агнии Барто Стихи Агнии Барто о войне Стихи Агнии Барто про войну Стихи Александровой о весне Стихи Афанасия Фета Стихи Афанасия Фета о весне Стихи Афанасия Фета про весну Стихи Афанасия Фета про осень Стихи Барто о весне Стихи Барто о войне Стихи Барто про войну Стихи Берестова про весну Стихи Валентина Берестова Стихи Валентина Берестова о весне Стихи для детей Ирины Токмаковой Стихи Евгении Трутневой стихи Евгении Трутневой Стихи Евгении Трутневой о весне Стихи Евгении Трутневой про весну Стихи Елены Благининой Стихи Зинаиды Александровой Стихи Зинаиды Александровой про весну Стихи и переводы Маршака Стихи Ирины Токмаковой Стихи Корнея Ивановича Чуковсковского Стихи Корнея Чуковского Стихи Маршака о весне Стихи Маршака про цифры Стихи о весеннем месяце мае Стихи о весне Агнии Барто Стихи о весне Барто Стихи о весне Берестова Стихи о весне Евгении Трутневой Стихи о весне короткие Стихи о весне Маршака Стихи о весне Самуила Маршака Стихи о весне Токмаковой Стихи о весне Трутневой Стихи о войне Агнии Барто Стихи о мае месяце Стихи о месяце мае Стихи о месяце марте Стихи о месяце сентябре Стихи о сентябре Стихи о сентябре месяце Стихи о цифрах Маршак Стихи про 1 сентября Стихи про апрель месяц Стихи про весенний месяц май Стихи про весну Агнии Барто Стихи про весну Александровой Стихи про весну Барто Стихи про весну Евгении Трутневой Стихи про весну короткие Стихи про весну Марии Пожаровой Стихи про весну Маршака Стихи про весну Пожаровой Стихи про весну Самуила Маршака Стихи про весну Токмаковой Стихи про весну Фета Стихи про животных Токмаковой Стихи про лето Трутневой Стихи про май месяц Стихи про март Стихи про месяц май Стихи про месяц март Стихи про месяц сентябрь Стихи про первое сентября Стихи про сентябрь для детей Стихи про сентябрь русских поэтов Стихи Райнер Рильке Стихи Самуила Маршака Стихи Сергея Михалкова Стихи Токмаковой о весне Стихи Токмаковой про весну Стихи Токмаковой про зиму Стихи Трутневой о весне Стихи Трутневой про весну Стихи Фета о весне Стихи Фета об осени Стихотворение Маршака о цифрах Стихотворения Агнии Барто о войне Стихотворения Агнии Барто про войну Стихотворения Афанасия Фета про весну Стихотворения Барто о войне Стихотворения Барто про войну Стихотворения для детей — Агнии Барто Стихотворения для детей — Самуил Маршак Стихотворения Ирины Токмаковой Стихотворения о весеннем месяце мае Стихотворения о мае месяце Стихотворения о марте Стихотворения о марте месяце Стихотворения о месяце мае Стихотворения о месяце сентябре Стихотворения о сентябре Стихотворения о сентябре месяце Стихотворения об апреле Стихотворения об апреле месяце Стихотворения про апрель месяц Стихотворения про весенний месяц май Стихотворения про весну короткие Стихотворения про войну Барто Стихотворения про май месяц Стихотворения про месяц май Стихотворения про месяц сентябрь Стихотворения про первое сентября Стихотворения про сентябрь Стихотворения про сентябрь месяц Стихотворения Сергея Михалкова Стихотворения Фета о весне Стихотворения Фета про весну Стишки про весну короткие Считалка-3 Угадайте, где мы были Урожай Уточка Федор Тютчев Фёдор Тютчев Фет о весна стихотворения Фет о весне стихи Фет про весну стихи Фет про весну стихотворения Фет стихи об осени Фет стихи про осень Фет стихотворения о весне Фет стихотворения об осени Часы Черника Шарик-Бобик Шел по улице летчик Я с тобой Я сам проворен и удал

Здравствуйте, ребята

Кто мне ответит, какой раздел мы начали с вами изучать на последних занятиях?

Верно. Сегодня мы с вами продолжаем говорить о весне, о явлениях природы, связанных с наступлением этого времени года и познакомимся со стихотворением А. Н. Плещеева «Весна».

Плещеев Алексей Николаевич (1825-1893) – поэт, прозаик, драматург и литературный критик. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде. Воспитанием занималась его мама, Елена Александровна, которая сумела дать сыну хорошее образование. Алексей Николаевич написал достаточно много произведений не только для детей, но и для взрослых )

Я сейчас прочту вам стихотворение этого поэта - «Весна». А вы подумайте, какие звуки вы услышали при прослушивании этого стихотворения (чтение наизусть)

О чем это стихотворение?

Какие звуки вы услышали?

Молодцы, какие вы внимательные!

Подумайте, кто является лирическим героем данного стихотворения?

Что помогает раскрыть образ весны?

А сейчас, давайте откроем учебники на стр. 125.

Прочитайте стихотворение про себя и отметьте незнакомые слова.

Повеяло - дуть

Лазурь - светло-синий цвет, синева

Миновала – прошла

Да, действительно, для того, чтобы передать настроение стихотворения, авторы используют особенный поэтический язык

Скажите, а какое настроение в данном стихотворении?

Молодцы

Обратите внимание, с помощью, какой части речи поэт сумел показать читателю движение?

Как вы думаете, какой месяц изображает поэт? Что вам в этом помогло?

Как вы понимаете строчку: «И лес оденется листвою!»?

Верно. А фразу: «природы обновленье»? Что происходит в природе в это время года?

Правильно

Кто, по мнению поэта, больше других любит природы обновленье?

А что людям приносит весна? Найди ответ в стихотворении

Прочитав это стихотворение, мы можем сказать, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? Любит ли поэт весну?

Давайте расставим паузы и выделим главные слова

Сейчас почитайте про себя, а домашним заданием будет - выучит это стихотворение наизусть. Запишем это в дневники

Давайте подведем итоги сегодняшнего урока:

Что нового узнали?

Что понравилось на уроке?

Что вызвало затруднение?

Как вы поработали на уроке?

Всем спасибо за урок, мы с вами хорошо поработали! Урок окончен

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждёт чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!

Все лица весело глядят.
"Весна!"- читаешь в каждом взоре;
И тот, как празднику, ей рад,
Чья жизнь - лишь тяжкий труд и горе.

Но резвых деток звонкий смех
И беззаботных птичек пенье
Мне говорят - кто больше всех
Природы любит обновленье!

* ~ * ~ * ~ * ~ * ~ *

Алексей Николаевич Плещеев (22 ноября 1825, Кострома -
26 сентября 1893, Париж) - русский писатель, поэт, переводчик;
литературный и театральный критик. В 1846 году первый же сборник стихов
сделал Плещеева знаменитым в революционной молодёжной среде; как участник
кружка Петрашевского он был в 1849 году арестован и некоторое время спустя
отправлен в ссылку, где провёл на военной службе почти десять лет. По
возвращении из ссылки Плещеев продолжил литературную деятельность; пройдя
через годы бедности и лишений, он стал авторитетным литератором, критиком,
издателем, а в конце жизни и меценатом. Многие произведения поэта
(особенно - стихи для детей) стали хрестоматийными, считаются классикой.
На стихи Плещеева известнейшими русскими композиторами написаны более ста
романсов. . .

Рецензии

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора . Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом . Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!

Все лица весело глядят.
«Весна!»- читаешь в каждом взоре;
И тот, как празднику, ей рад,
Чья жизнь — лишь тяжкий труд и горе.

Но резвых деток звонкий смех
И беззаботных птичек пенье
Мне говорят — кто больше всех
Природы любит обновленье!

Анализ стихотворения «Весна (Тает снег, бегут ручьи)» Плещеева

Стихотворение Алексея Николаевича Плещеева «Весна» — хрестоматийный образец детской поэзии конца XIX века. Прибегнув к анализу произведения, можно представить замысел поэта во всей полноте, понять его стиль и технику стихосложения.

История создания, жанр и размер

Стихотворение написано в 1872 году. Поэту 47 лет, он сотрудник журнала «Отечественные записки», переводчик, и его поэзия все чаще обращается к детям и теме детства. «Весна» написана в жанре пейзажной лирики, четырехстопным ямбом с перекрестной рифмой.

Основная тема, мысль и композиция

В произведении 5 четверостиший, по композиции его принято делить на 3 части. Первая часть посвящена пробуждению природы после долгой зимы. Пока еще март, но скоро весна вступит в свои права как полновластная хозяйка.

Во второй части появляется лирический герой и его переживания. Он радостно ждет обновления не только природы, но и собственной жизни, гонит прочь воспоминания о невзгодах зимы, надеется на лучшее, как и бедные труженики, крестьяне, которых он видит вокруг.

В третьей части поэта охватывает восторг от общего ликования людей и природы, нежность к детям и птицам, приветствующим весну.

Выразительные средства

Стихотворение построено на противопоставлении зимы и весны, насыщено простыми, близкими к фольклорным, эпитетами: метелей злых, тяжкий труд, резвых деток, беззаботных птичек. Согласуются с фольклорной традицией и уменьшительно-ласкательные суффиксы: деток, птичек.

В «Весне» встречается инверсия: засвищут скоро соловьи. Олицетворения также привычны и просты: бегут ручьи, лес оденется, унесла зима. Как перифраз, за которым скрывается время года, употребляется выражение: пора метелей и бурь. Стук сердца сравнивается с ожиданием, а восклицание «Весна!» становится риторическим. Значение некоторых слов может быть не совсем понятным: миновала, взор.

Стихотворение отличается реализмом, герои его и чувства узнаваемы и понятны любому читателю. Для поэта весна — символ надежды, объединения всего живого, преображения человека. В стихотворении автор соединяет пейзажную лирику с гражданской, время года с временем перемен.

Стихотворение Плещеева А. Н. «Весна» — классическое произведение отечественной поэзии XIX века, одна из вершин русской пейзажной лирики. Оно прочно вошло в круг детского чтения, стало источником вдохновения для П. И. Чайковского, который положил его на музыку для своего цикла «Шестнадцать песен для детей».

Зинаида Михайловна Толстопятова
Конспект НОД по развитию речи «Заучивание стихотворения А. Плещеева «Уж тает снег…» с использованием мнемотаблицы

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Тема : Заучивание стихотворения А . Плещеева «Уж тает снег » .

Возраст : старшая группа

Направление : познавательно – речевое

Основная образовательная область : коммуникация

Интеграция образовательных областей : «Познание» , «Чтение художественной литературы» , «Безопасность» , «Здоровье» , «Социализация» .

Задачи :

Образовательные : Формирование умения запоминать короткое стихотворение , читать его с естественной интонацией, с опорой на мнемокарту .

Продолжать учить детей внимательно слушать поэтическое произведение, понимать его, читать выразительно.

Закреплять приметы весны.

Развивающие : Развитие наблюдательности , внимания, памяти.

Воспитательные : Воспитание интереса к художественной литературе о природе.

Планируемый результат : Добиться хорошего запоминания стихотворения , используя приёмы моделирования.

Методы и приемы : словесные, наглядные, практические, игровые, музыкальное сопровождение.

Наглядные средства обучения : мольберт, мнемотаблица , картинки с изображением ранней весны, аудио запись П. И. Чайковского «Времена года»

Организация детей :1, 2части – свободная, 3 – в кругу, 4,5 – на стульчиках перед мольбертом.

Индивидуальная работа : Индивидуально-дифференцированный подход к воспитанникам при заучивании стихотворения .

Словарная работа : долгожданная, лазурь, миновала, протальник, снегосгон , цветень.

Предварительная работа. Беседы о весне, наблюдения на прогулке за весенними признаками. Разучивание стихов о весне , примет о весне, беседы по теме.

Структура :1 – организационный момент (загадка, 2- д/и , 3- физминутка «Веснянка» , 4 - заучивание стихотворения , 5 – итог занятия.

Ход занятия

1. Воспитатель : Ребята, я хочу, чтобы вы отгадали загадку :

Тает снежок ,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает? (Весной) .

Правильно, весной. Весна – замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. Недаром поэты называют весну «утром года» . Вы рады весне? Мы долго ждали весну, значит, какая весна? (Долгожданная) .

А сейчас, я прошу вас доказать, что действительно пришла весна. Вам из предложенных картинках, необходимо «отыскать» приметы весны.

2. Дидактическая игра «Найди приметы весны по картинкам»

(Дети находят картинки с весенними приметами, воспитатель вывешивает их на доске, а потом, каждый из детей рассказывает о них).

Воспитатель : Какие приметы весны изображены на картинах?

(Тает снег , солнце светит ярче, появляются сосульки, прилетают птицы, текут ручьи, у животных появляются детеныши, распускаются первые цветы).

Какие еще приметы ранней весны вы наблюдали?

(Дни становятся длиннее, а ночи короче, прилетают первые перелетные птицы, дует теплый ветер, стало теплее.)

Воспитатель : Назовите весенние месяцы (март, апрель, май)

Воспитатель : В народе месяц март называют протальник. А знаете, почему его так называют? (Ответы детей) . Проталины – то место, где растаял снег и появились первые островки земли. На проталинах из-под снега появляются первые цветы. Как называется первый весенний цветок? (Ответы детей) . Почему он так называется? (Ответы детей) . А апрель в народе издавна называли ледолом, снегосгон . Почему? (Ответы детей) . А май называют цветень. Как вы думаете, почему? (Ответы детей) .

3. Физминутка «Веснянка»

Солнышко, солнышко, золотое донышко!

Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (Идут по кругу.)

Побежал в саду ручей, (Бегут по кругу.)

Прилетели сто грачей, (Машут руками.)

А сугробы тают, тают, (Приседают.)

А цветочки подрастают. (Поднимают руки вверх)

4. Заучивание стихотворения А . Плещеева «Уж тает снег » .

Послушайте стихотворение А . Плещеева «Уж тает снег » .

Уж тает снег , бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи

И лес оденется листвою.

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

- Воспитатель : Вам понравилось стихотворение ? Как оно называется и кто автор? Это стихотворение мы будет учить наизусть, а поможет вам быстрее запомнить стихотворение вот такая схема (мнемотаблица ) .

Воспитатель : Как вы понимаете слово лазурь? (светло – синий цвет) . А слово – миновало? (прошло)

Что весной происходит? (Уж тает снег , бегут ручьи)

Что будут делать соловьи? (Засвищут скоро соловьи)

И лес (оденется листвою) .

Солнце весной какое стало? (теплей и ярче)

А пора метелей злых и бурь что? (опять надолго миновала)

Воспитатель : Я еще раз прочитаю стихотворение с опорой на мнемотаблицу , слушайте и запоминайте.

Чтение стихотворения детьми с опорой на мнемотаблицу .

5. Итог занятия.

Что больше всего запомнилось и понравилось на занятии? Назовите автора и название стихотворения .

Лучшие статьи по теме