Для школьников и родителей

Пирамиды мероэ. Загадочная цивилизация мерое. От славы до забвения

Древний город Мероэ расположен за восточном берегу реки Нил, к северо-востоку от города Хартум в Судане. На протяжение нескольких веков Мероэ был процветающей столицей царства Куш. Город был резиденцией правителей с 592 года до нашей эры по 350 год н.э. До наших дней здесь сохранилось более 200 Нубийских пирамид, известных своими размерами и пропорциями.

Мероэ был главным городом королевства, богатство которого было обеспечено мощной металлообрабатывающей индустрией и торговлей с Китаем и Индией. Железо было самым важным металлом тех времен, а мастера Мероэ считались одними из лучших в мире. В добавок, город экспортировал своим партнерам ювелирные изделия, гончарные изделия и текстиль. Обладая большим политическим влиянием, Мероэ также являлся религиозным центром со множеством храмов и пирамид.


Первым обнаружившим руины Мероэ европейцем был Фредерик Кайо, опубликовавший иллюстрации руин в 1821 году. Карл Лепсиус исследовал руины более детально в 1844, доставив детальный план и некоторые античные находки в Берлин. Раскопки и восстановление руин Мероэ продолжаются и по сей день.


Мероэ является выдающейся достопримечательностью Судана и может предложить туристам очень многое. Около 200 пирамид расположены в древнем месте захоронения царей королевства Куш. Эти сооружения намного меньше, чем Египетские Пирамиды , но их количество производит потрясающее впечатление. Они были созданы из блоков песчаника с более крутым уклоном, чем египетские сооружения. К сожалению, охотники за сокровищами уничтожили многие пирамиды Мероэ в 19-м веке.

Некоторые погребальные часовни и опорные стены сохранили свою сложную гравировку и древние скульптуры. Несмотря на очевидное египетское влияние, в этих скульптурах прослеживается также специфическая культура Мероэ. Это особенно заметно в одежде королей и королев. Лучшие скульптуры были демонтированы в 1905 и отправлены в британский Музей и музей в Хартуме. В 1910 археолог Джон Гарстанг начал раскопки городских насыпей. Благодаря его усилиям были раскопаны руины дворца и нескольких храмов царства Куш .


Сохранение и защита пирамид Мероэ является важной частью плана повышения туристической привлекательности Мероэ. Уже сейчас потоку туристов значительно подрос и вы определенно не будете разочарованы таким путешествием. Во время прогулки среди пирамид и других памятников вы сможете совершить уникальное путешествие во времени на несколько тысячелетий.

От славы до забвения

Это сегодня Мероэ почивает в золотистых песках, а его покой нарушают лишь немногочисленные туристы. Когда-то на этом месте кипела жизнь – город считался столицей нубийского царства Куш. Территория государства протянулась от Ливийской пустыни до Красного моря. Мероэ был идеален в качестве столицы: частые дожди, лес, месторождения железной руды, близость судоходного русла Нила и караванные пути.

Считается, что центром город стал в III веке до н.э. – до этого им был Напата. Есть мнение, что второй город лишь стремился добыть почетное звание. Еще одна группа ученых склоняется к тому, что города одновременно считались центрами двух государств кушитов.

В Мероэ проводилась коронация царей, выбор которых утверждали жрецы. Здесь располагались и гробницы знатных особ – пирамиды. Первое захоронение принадлежит царю Аракакамани – он правил в конце IV века до н.э. Сегодня от Мероэ остались лишь руины древних зданий и пирамид, а также упоминания античных авторов. Восторгался местными красотами и Геродот. Особенно древнегреческий философ восхвалял главное здание города, Храм солнца. К сожалению, в III веке н.э. поселение начало приходить в упадок, а потом и вовсе исчезло.

Восстановление шедевров Нубии

Именно описания Геродота не оставили сомнений у шотландского исследователя Джеймса Брюса, который открыл истоки Голубого Нила. Он был уверен, что обнаруженные руины относятся к Мероэ. Среди остатков строений был найден Храм солнца. Обнаружили и каменную плиту с изображением небесного светила. С XIX века начались проводить раскопки. Изучая египетские документы, археологи стали знакомиться с историей Мероэ. Часть пирамид в этот период была уничтожена. Местные жители под предводительством итальянца Джузеппе Ферлини в погоне за сокровищами сносили одно строение за другим и грабили их. Но (вот насмешка судьбы!) сбыть награбленное долго не удавалось. Все были уверены, что сокровища – подделка, поэтому Джузеппе сбыл вещи за бесценок.

В конце 70-х годов XX века пирамидам уделили внимание – стартовали восстановительные работы. В процессе реконструкции использовали старинные строительные технологии, применяя рычаговые системы. Для их изготовления обращались к давним чертежам. Даже при создании канатов не были задействованы современные разработки. Веревки сделали из волокон пальм, как в древнее время. Сегодня исследования продолжаются, но не слишком интенсивно. В 2011 году ЮНЕСКО объявили Мероэ памятником Всемирного наследия человечества.

Прогулка по древнему городу

Сегодня Мероэ – это древние захоронения, руины дворца и царской купальни, остатки небольших храмов и государственных зданий, фрагменты храма Солнца и Амона. Главная ценность этой местности – пирамиды. Все древние захоронения делят на три группы: Южное, Северное и Западное кладбище.

В пустыне гордо противостоят ветру почти 200 старинных пирамид. На их стенах сохранилось декоративное обрамление трех культур: греческой, египетской и римской. Местное население прозвало захоронения кладбищами Бегаравая. Южное кладбище объединяет 9 пирамид, Северное – 41, а Западное – 113. Но только треть из них считается королевскими. Нубийские пирамиды служили усыпальницами для царей, военачальников и известных сановников.

Храмы и руины дворца туристов обычно интересуют меньше. Первым делом гости Мероэ спешат к пирамидам. Эти великаны не такие, как египетские – у них узкие основания, а сбоку – крутые склоны. У большинства – надземная часть выполнена из камня, основа – от 8 до 14 метров. Если сравнивать с египетскими шедеврами, эти пирамиды – лилипуты: их высота варьируется от 12 до 20 метров. Для сравнения: пирамида Хеопса возвышается на 139 метров. Материалом для построек служили необожженные кирпичи, а с наружной части их замазывали светлым раствором.

«Собратья» древнеегипетских шедевров

Творения в Мероэ навевают ассоциации с Древним Египтом. Но если присмотреться, их стиль и фактура отличаются. Местные пирамиды меньше по размеру, но их намного больше. Они имеют угол наклона примерно 70 градусов, в египетских – около 50-ти.

Сначала помещения для погребения создавали в скальной породе, а уже над ними строили пирамиды – египетская технология другая. Туристов в окрестностях немного, что позволяет остаться с пирамидами наедине. Тут не торгуют сувенирами и не предлагают сделать фото на спине у верблюда. Большинство строений – «без башни», а старинная роспись осталась лишь фрагментами. «Благодарить» за это следует Джузеппе Ферлини и его банду.

Объединение двух религий

Нубийцы удивляли не только своим подходом к созданию пирамид. Они умудрились объединить две религии: меройцы поклонялись и Амону, и Апедемаку – богу с головой льва. Последний считался символом победы и руководил битвами. Храм Апедемака находится в западной стороне от храма Амона. Фасад здания – парадные ворота с рельефами, которые показывают власть фараона и королевы. У ног фигур расположились львы – атрибут царской власти.

Стоит немного отойти от храмов и в поле зрения попадает римский павильон. Это миниатюрное здание, напоминающее древнегреческие строения. Но на парадной части – рельефы в египетском стиле, на притолоке изображены священные кобры, на деревянных дощечках, которые украшают местные храмы – женские фигуры. Дамы ничуть не напоминают изящных красавиц Древнего Египта, ведь меройские женщины славились пышными формами.

Еще одна местная достопримечательность – часовня Хатхор. В древнеегипетской мифологии так называли богиню неба и красоты. Она отвечала также за веселье, красоту и танцы. Обязательно поищите изображение атрибута Хатхор – музыкального инструмента систр. Он считался амулетом, охранявшим от злых чар.

Но большинство тайн недоступно туристам – Мероэ их надежно хранит. Всю историю царства восстановили только по египетским документам. Ученые до сих пор не могут ответить на некоторые вопросы – например, почему королевство угасло в III веке н.э. Есть тысячи текстов меройцев, но их, увы, не возможно расшифровать – «ключ» к разгадке языка не найден.

Путешествие в Мероэ

Древний город располагается на северо-востоке от Хартума. Чтобы попасть в Судан, требуется получить приглашение от турагентства или принимающей персоны. Но после приезда в Хартум нужно отметиться в местном отделении полиции, а на путешествие по некоторым дорогам заказывать официальные «проездные».

«Словно водяным ураганом был захвачен Мемфис, множество людей там убито, и приведены пленные к тому месту, где находился его величество... Нет больше нома, закрытого для его величества среди номов Юга и Севера, Запада и Востока».

Так повествует о воцарении кушитов в Египте в 729 г.

Почти столетие именовали себя фараонами Егиігга пришельцы из Нанаты, возникшие, словно из небытия, на исторической сцене после полуторавекового молчания эпиграфических и археологических источников южнее первого нильского порога. Впрочем, и предшествующий длительный период господства египтян внешне, казалось бы, нивелировал многие стороны местных культурных традиций. Поиск происхождения новоявленных «владык Обеих Земель» уводит нас в глубокую древность.

Судьба двух народов, египтян и кушитов, тесно переплеталась на протяжении веков. По мнению академика Б. Б. Пиотровского, археологические материалы IV тыс. до н. э. отчетливо показывают, что одинаковая культура охватывала в то время Верхний Египет и Север-

ную Нубию. Позднее в силу особенностей географического фактора развитие культур шло двумя различными путями.

Куш контролировал территории главным образом между третьим и пятым нильскими порогами, однако иногда кушитским царям удавалось распространять свою власть на севере до Асуана и на юге до Хартума- столицы современного Судана. Неодинаковым было название страны, а также ее отдельных частей. Населяли Куш земледельческо-скотоводческие объединения.

Уже в Ш тыс. до н. э. территории к югу от первого порога Нила становятся объектом военных набегов, а затем и прямого завоевания со стороны египетских фараонов. Развитие ранней археологической культуры, известной под названием «группа А», было прервано в самом расцвете набегами с севера. Сменившее и частично поглотившее ее остатки население культуры «группы C» имело уже значительную примесь негроидных элементов. Последние археологические раскопки показали, что носители культур «группы С» Керма тесно связаны по происхождению с районами Южного и Восточного Судана, а также Сахары, что они появляются в долине Нила в середине последней четверти Ш тыс. до н. э. Судя по археологическим материалам, носители культуры «группы С» в основном занимали территорию собственно Северной Нубии, носители «культуры Керма»-территорию Куша.

Раскопки городища и некрополя Кермы рисуют картину развитого общества: мощный градостроительный комплекс, многоплановые архитектурные сооружения религиозного центра, жилые кварталы, возведенные из обожженного кирпича, имевшие большие зернохранилища, ограда, которая проходила вокруг центра города. Городище Кермы с полным основанием можно считать уникальным для всей Нубии.

Общество Кермы имело уже значительную классовую дифференциацию. Правители владели большими стадами быков и коз. Среди различных типов керамики наряду с египетской выделяются вещи, отделанные перламутром с Красного моря, и предметы из слоновой кости, доставленной из Центрального Судана, что свидетельствует о широких связях и значительном уровне развития общества. Декор керамики свидетельствует о сильном влиянии Черной Африки. Ha селение Кермы поддерживало тесные контакты с Египтом, населением Восточной Сахары, областями Хартума и пограничными районами Эфиопии. Некоторые гробницы метрополии и территории, на которую распространялась власть Кермы, достигали 100 м в диаметре, что дает еще одно доказательство мощи ее владык.

B эпоху своего расцвета, совпа дающего с периодом Среднего царства и II Переходного периода. Керма контролировала территорию от второго до четвертого нильского порога. Даже в период египетской колонизации, как это показывают самые последние раскопки французского археолога Ш. Бонне, Керма, очевидно, сохраняла свой статус региональной метрополии. Наиболее устойчивым оставался местный обряд захоронения. B более поздний период конструкции новых центров кушитской цивилизации Кавы, Напаты и Мероэ показывают сходство с сооружениями Кермы, что доказывает местные (кер- мийские) корни этой цивилизации.

Большое количество природных ресурсов, среди которых важнейшее место занимали месторождения золота, располагавшиеся, в частности, в Вади Аллаки (здесь в 1961 -1962 гг. вела раскопки советская археологическая экспедиция во главе с академиком Б. Б. Пиотровским), а также возможность разведения скота, ценных пород деревьев, угона пленных определили политику Египта в отношении этой страны. Эпоха господства египтян в Куше существенным образом сказалась на его развитии и надолго определила его судьбу. Уже к концу II Переходного периода египтизация кушитского общества доходит до такой степени, что практически трудно отделить местные черты от египетских. И C уходом египтян тень великой дер-

жавы навсегда сохраняется здесь даже в тех районах, где они никогда не воцарялись.

Процесс культурного взаимодействия в самом широком смысле слова при доминирующей роли Египта на первом этапе (от начального периода завоевания до XXV династии) проходил не только путем насильственного внедрения отдельных элементов культуры (типы храмов, египетские культы, атрибутика, стиль изображения, язык, социальная терминология и отчасти институты государственной власти, жречество), но и избирательно-сохранялись и вживались лишь те черты, которые соответствовали местным традициям и взглядам.

Однако египетская основа, трансформируясь на местной почве, обретала иной колорит, а порой и вовсе не свойственные ей в Египте черты. B период XXV династии результат длительного воздействия египтян на развитие кушитского общества бумерангом возвратился в Египет, завоеванный правителями Куша, обладавшими теми же титулами фараона (сын Pa, «властелин Обеих Земель», находящийся под покровительством Xopa и богинь коршуна и змеи), проповедовавшими те же формулы религиозной борьбы по повелению Амона, которые в свое время оправдывали египетские завоевательные походы.

Пребывание на египетском престоле, казалось бы, усилило влияние Египта, но это был лишь внешний момент - стремление K подражанию и копированию величия бывшего властелина. Так, над могилой Пианхи была сооружена пирамида, хотя в самом Египте их не строили уже примерно за тысячу лет до этого. He исключено, что тело Пианхи мумифицировали, ибо в гробнице были обнаружены кано- пы. Однако тело покоилось не в саркофаге, а на ложе, как это характерно для могильников Кермы.

Преемник Пианхи Шабака оставил добрую память о своем владычестве в Египте. По его приказу был переписан древнейший богословский трактат Мемфиса. Старания оказались ненапрасными. Еще долго после смерти Шабаки, вплоть до птолемеевского времени, одна из улиц Мемфиса носила его имя. Апогея своего величия династия достигла при Тахарке. Его коронационная стела была установлена не только в достроенном и отделанном им великолепном храме Гем- патон (у третьего порога), но и в северной части Дельты, в Ta- нисе. Последнему представителю XXV династии, Танутамону, несмотря на предсказание воцариться в Египте, полученное во сне, недолго пришлось наслаждаться славой. Мощь и натиск ассирийских войск развеяли в прах амбиции фараонов из Куша.

Видимо, в связи с угрозой вторжения иноземцев с севера или по каким-то иным причинам главные центры кушитской цивилизации отодвинулись значительно южнее, в Напату и Мероэ, к четвертому и пятому нильским порогам. Резиденция парской семьи с VI-V вв. до н. э. находилась в Мероэ, но Напата оставалась главным религиозным центром. Здесь происходил основной обряд коронации властелина, после чего он совершал поездки по другим крупным святилищам Куша.

Наиболее выдающимся памятником местной архитектуры и искусства является религиозный комплекс в Мусавварат-эс-Суфра, где почитался местный львиноголовый бог Апедемак. Рельефы этого

Храм R Семне. Эпоха Тутмоса HL ХѴШ династия

храма по стилю исполнения внешне еще очень напоминают египетские, хотя при внимательном изучении уже здесь наблюдается отход от принципов египетского канона. Гимн Апедемаку, начертанный, правда, египетскими иероглифами, по своему содержанию является чисто мероитским. B многочисленных изображениях льва на рельефах религиозного комплекса My- савварат-эс-Суфра отразилась типично африканская символика ца- ря-льва, связанная с представлениями о мощи и физической силе правителя, носителя плодородия, обеспечивающего благополучие своих подданных

Ha рубеже нашей эры в честь бога Апедемака был построен другой храм, в Нага. Архитектура его была вьщержана в местном стиле. Ha рельефах Апедемак представлен в виде трехглавого и четырехрукого львиноголового бога, а также в облике львиноголовой змеи C телом человека и головой льва Эти образы целиком явились продуктом творчества местных мастеров и отражали функции львиноголового бога войны и вместе с тем бога плодородия.

Г реческая традиция сохранила воспоминание о мероитском царе Эргамене (Аркамани), жившем во времена Птолемея II, который получил греческое воспитание и философское образование. Он осмелился уничтожить старые обычаи, согласно которым стареющий властелин по повелению жрецов должен был умереть. «Возымев образ мыслей, достойный царя,- писал Диодор,- он... перебил всех жрецов и, уничтожив этот обычай, переделал все по своему усмотрению». B современной науке с именем этого правителя иногда связывают и происхождение мероитской письменности.

Первые надписи, составленные мероитским письмом, дошли до нас OT II в. до н. э., хотя язык, безусловно, существовал много ранее. Это древнейшее на Африканском континенте алфавитное письмо возникло под непосредственным воздействием египетского, как иероглифического, так и демотического его варианта.

Вся история развития мероитской культуры проходила во взаимодействии с крупнейшими державами древности. B Куше были восприняты многие из их традиций и достижений. Синкретизм в культуре Куша- является, таким образом. исторически обусловленным. Среди внешних факторов ведущая роль в становлении культурной традиции, безусловно, принадлежит Египту, целый ряд черт которого укоренился в Куше без изменений. Это относится к отдельным образам египетских богов, к стилю изображения рельефных и статуарных композиций, к атрибутике царей и богов - форме короны, скипетрам, приставному бычьему хвосту, к жертвенным формулам и ряду других элементов заупокойного культа, к некоторым храмовым ритуалам, к титулатуре царей.

Определенную роль в поддержании традиции играла постоянная прослойка египетского населения в Куше - непосредственного носителя культуры. Особенностью процесса была адаптация черт египетской культуры до такой степени, что они уже механически воспринимались населением и осознавались уже не как пришлый, а как местный элемент.

B греко-римский период процесс культурного влияния проходил опосредованно-через эллинистический и римский Египет, а также непосредственно-через греческое и римское население, находившееся в Мероэ. Наиболее яркими проявлениями этого влияния считаются так называемый римский киоск в Нага, остатки римских бань в Мероэ, фигуры богов анфас, по стилю сходные с греческими изображениями. Сюда же следует отнести поэтические произведения B честь местного бога Мандулиса, составленные по различным формам греческого литературного канона.

Уже со времен Александра Македонского Куш занимал вполне определенное место в эллинистической. а позднее и в римской литературе. Куш связывался с путешествиями, мнимыми или реальными географическими открытиями, считался местом убежища для теснимых и гонимых из Египта правителей. Перед читателем предстает сказочно богатая золотом страна, место средоточия богов, почитаемых в греко-римском мире. Так в синтезе различных элементов, но при устойчивом сохранении местной основы на протяжении веков складывалась и развивалась качественно новая культура - цивилизация Куша, оказывавшая влияние на те страны, с которыми непосредственно соприкасалась.

Традиции глубокой древности сохранялись веками в народной памяти. Даже в современном фольклоре Судана имеется предание о

царе Hana из Нафты, этимологически явно восходяіцее к мероитско- му топониму, о древних обычаях умерщвления царей и отмене их царем Акафом, о змеях -

хранительницах храма и многие другие. B сказаниях присутствуют воспоминания о сокровищах Kep- мы. а местное население до сих пор окружает легендами и почитает руины-остатки древнего городища Кермы. Самобытная и оригинальная культура Куша внесла свой вклад в общее культурное наследие стран древнего Востока, явилась истоком современной культуры народов Судана.

Древние цивилизации Африки. Южнші Аравия

ДРЕВНИЕ КУЛЬТУРЫ ТРОПИЧЕСКОЙ АФРИКИ

Нынешний уровень наших знаний позволяет с полной определенностью утверждать, что нигде в Африке к югу от Сахары до рубежа VIl-VIlI вв. н. э. не сложились общества с антагонистическими классами и что лишь после появления в Северной и Восточной Африке арабов народы субсахарской Африки познакомились с письменностью.

Бесспорно, однако, что в разных регионах существовали определенные общности, отличавшиеся теми или иными специфическими чертами материальной и духовной культуры, которые правильнее было бы определять как предцивилизации или протоцивилизации.

Эти, условно говоря, древнейшие цивилизации, сложение которых B общем совпало по времени с переходом к железному веку на всей территории субсахарской Африки, формировались в нескольких главных районах, которые разделяли огромные расстояния, где, по- видимому, сохранялось население, жившее еще на ранних стадиях первобытнообщинного строя. Такими очагами цивилизаций были Западный Судан и сопредельные с ним части сахельской зоны на севере, а также прилегавшие к ним области Сахары; центральная и юго-западная части современной Нигерии; бассейн верхнего течения p. Луалаба (нынешняя провинция Шаба в Заире); центральные и восточные области сегодняшней Республики Зимбабве, которая своим названием обязана как раз блестящей цивилизации, сложившейся здесь в первые века II тыс. н. э., и, наконец, африканское побережье Индийского океана. Археологические исследования последних двух десятилетий убедительно показывают прямую преемственность между этими древнейшими цивилизациями и цивилизациями африканского средневековья - великими державами Западного Судана (Ганой, Мали, Сонгай), Ифе, Бенином, Конго, Зимбабве, суахилийской цивилизацией.

Наибольшего развития достигли древнейшие цивилизации, сложившиеся в Западном Судане и в Нигерии. Центральноафриканские очаги отставали по времени появления металлургии железа и меди и крупных поселений городского типа. Восточноафриканский очаг отличала определенная специфика, связанная с ролью морской торговли в его формировании.

Разделенность очагов цивилизаций Тропической Африки значительными расстояниями вовсе не означала, что между ними отсутствовали связи. Они прослеживаются между западносуданским и нигерийским очагами, между последним и бассейном Конго. Археологические данные обнаруживают контакты, существовавшие между территорией нынешних Замбии и Зимбабве и районом Верхней JIy- алабы, а также восточноафрикан-

ским побережьем, хотя в большинстве своем данные эти относятся к началу II тыс. н. э.

По-иному обстояло дело с контактами внеафриканскими. Если Западный Судан к VIII в. н. э. уже насчитывал многие столетия контакта с Северной Африкой, а Восточная Африка имела давние связи с бассейном Красного моря, а затем и районом Персидского залива и Южной Азией, то нигерийский и центральноафриканский очаги с неафриканскими обществами непосредственно не взаимодействовали.

излучины Нигера в районе нынешнего города Гао.

Речь идет о так называемых дорогах колесниц: наскальные изображения запряженных лошадьми колесниц говорят о достаточно оживленных контактах, однако же с определенными ограничениями по времени и по характеру. C одной стороны, появление лошади в Сахаре относится лишь к I тыс. до н. э., а с другой - сами по себе колесницы сахарских изображений, по мнению специалистов, едва ли могли использоваться в каких-либо иных целях, кроме пре-

Сцеика. Тассили. Аджер. IV тыс. до н. э.

Ho это не исключало контактов опосредованных, например предшественников цивилизации Зимбабве с Ближним Востоком и Южной Азией. Они осуществлялись через гавани восточноафриканского побережья. Известны, например, находки римских изделий в достаточно удаленных от караванных и морских путей внутренних областях Африканского континента.

Высокий уровень цивилизации западносуданского очага был результатом развития местных обществ, хотя давние и стабильные связи с классовыми обществами Средиземноморья в определенной мере ускорили такое развитие. Связи засвидетельствованы многочисленными наскальными изображениями вдоль двух главных древних путей через Сахару: из Южного Марокко в район внутренней дельты p. Нигер и из Феццана к восточной оконечности большой стижных, из-за хрупкости конструкции, не позволяющей их применять ни как грузовую, ни, возможно, как боевую повозку.

Подлинный «технический переворот» произошел с появлением B Сахаре верблюда примерно на рубеже II-I вв. до н. э. и имел серьезные социальные последствия, определив формы взаимоотношений жителей пустыни и их оседлых соседей на юге и позволив горговле через пустыню стать стабильным и отрегулированным институтом. Правда, последнее, видимо, произошло окончательно позднее и было связано уже с появлением арабов.

Транссахарские контакты сыграли, вероятно, определенную роль в сложении западноафриканского очага индустрии бронзового века, предшествовавшего металлургии железа,- очага, единственного во всей Тропической Африке. Раскопки французской исследовательницы Николь Ламбер в Мавритании в 60-х гг. доказали существование здесь крупного центра медной и бронзовой индустрии. B районе Ак- жужта были обнаружены медные рудники и места выплавки меди (Лемдена). Были найдены не только большие скопления шлака, но и остатки плавильной печи с дутьевыми трубками. Находки датируются VI-V вв. до н. э. Мавритан ский центр бронзовой индустрии лежал как раз у южной оконечности западной «дороги колесниц», которая непосредственно соединяла его с аналогичным, но относящимся к более раннему времени центром металлургии на юге Марокко.

B научной литературе выдвигалось предположение о связи между мавританским центром металлургии и многочисленными погребениями и мегалитическими сооружениями вдоль среднего течения Нигера в районе Гундам - Ниафунке. Отрицать принципиальную возможность такой связи не приходится. Однако в гораздо более близких к Акжуж- ту районах вдоль уступа Дар- Тишит в Мавритании, лежащих на прямой линии между Акжужтом и долиной Нигера, влияние индустрии бронзы никак не проявилось. Археологические открытия конца 70-х - начала 80-х гг. заставляют связывать памятники района Гундам- Ниафунке скорее с другим центром цивилизации, уникальным для всей территории Тропической Африки, поскольку его отличает достаточно развитая традиция городской жизни, сложившаяся еще до начала нашей эры.

Речь идет о раскопках американских археологов Сьюзен и Родрика Мак-Интош в Дженне (Мали), начатых в 1977 г. Ha холме Дьоборо, в 3 км от города, были вскрыты остатки поселения городского типа: обнаружены руины городской стены и поквартальной застройки с многочисленными следами жилых строений. Дженне-Джено (Старый Дженне) сохранил свидетельства существования в округе развитой металлургии железа и керамического производства. Город служил центром активной торговли между районом верховий Нигера и сахельской зоной, равно как и в средней дельте Нигера. Радиоуглеродные датировки позволяют отнести его основание еще к III в. до н. э., тогда как по традиции считалось, что город возник не ранее VIII в. Особенно важно, что результаты работ Мак-Интошей дают возможность пересмотреть и привычные взгляды на характер обменов в районе внутренней дельты, а также на причины сложения в данном регионе первого из известных нам раннегосударственных образований

Тропической Африки-древней Ганы. И в этом отношении западносуданский очаг цивилизаций оказывается уникальным.

Дело в том, что образование древней Ганы обычно связывали с потребностями транссахарской торговли. Ныне же становится очевидным, что задолго до появления Ганы и становления крупной торговли через пустыню в среднем течении Нигера вырос довольно сложный и организованный экономический комплекс с развитой системой обменов, в которую были вовлечены продукты земледелия, железо, медь и изделия из них и продукция скотоводческого хозяйства; при этом железо в таких обменах предшествовало меди. Эти данные позволяют понять истинное соотношение внутренних и внешних факторов в историческом развитии региона.

Результаты археологических ис-

Древние цивилизации Африки. Южная Аравия

Изображение лучии- ка. Тассили-н- іджер.

I джер. IV гыс. до н. з.

Терракотовая голова. Ифе. (Нигерия). XIl-XV вв.

следований свидетельствуют о непрерывном ухудшении «политиче- ской» обстановки в районе Дар- Тишита на протяжении I тыс. до н. э. Уменьшение размеров поселений, обнесение их оборонительными стенами и постепенный перенос на вершины холмов говорят об усилении нажима со стороны кочевников, которых, очевидно, толкала к югу нараставшая аридиза- ция Сахары. Высказывалось предположение о зарождении зачаточной эксплуатации земледельцев- негроидов этими кочевниками. Ho

тот же нажим в большей мере стимулировал становление у земледельцев крупных организационных раннеполитических структур, способных противостоять агрессии. Такая тенденция проявилась во всяком случае во второй четверти I тыс. до н. э., а возможно, и раньше, к началу этого тысячелетия. Древняя Гана на рубеже IIT- IV вв. н. э. стала логическим завершением данной тенденции. Это вполне объяснимо, если учесть, что появление в Сахаре верблюда резко увеличило военно-технический потенциал кочевых обществ.

Нигерийский очаг древнейших цивилизаций непосредственно связан с возникновением в Западной

Африке индустрии железа. Большинство ранних цивилизаций упомянутого очага отличает та или иная степень преемственности по отношению к гак называемой культуре Нок-самой ранней в регионе культуре железного века, восходящей к V в. до н. э. K ней принадлежат древнейшие дошедшие до нас памятники художественного творчества народов Тропической Африки - богатая коллекция реалистических скульптур, найденных при раскопках наряду с металлическими и каменными орудиями, украшениями из металла и жемчуга. Помимо чисто художественных достоинств она интересна тем, что в ней представлены черты стиля, сохранявшиеся в традиционной африканской скульптуре (включая и деревянную) вплоть до нашего времени. Кроме того, завершенность художественной формы предполагает этап достаточно долгого развития данной художественной традиции.

Преемственную связь с произведениями Нок обнаруживает цивилизация Ифе, создававшаяся предками современного народа йоруба. Реалистическая скульптурная традиция нашла в искусстве Ифе дальнейшее развитие и продолжение. Воздействие художественного стиля керамики Нок сказалось и в знаменитых бронзах Ифе.

Возможность судить по археологическим материалам об уровне социальной организации создателей древних культур этого региона дают результаты раскопок, проведенных в Игбо-Укву, на нижнем Нигере. Британский ученый Терстен Шоу обнаружил здесь развитую раннюю цивилизацию с высокой художественной культурой, с весьма совершенной для своего времени технологией обработки железа и бронзы. Литейщики из Игбо-Укву владели техникой литья по выплавляемым моделям («потерянный воск»), которая несколькими столетиями позднее составила славу бенинской бронзы. Раскопки Шоу показали, что общество, создавшее эту цивилизацию, отличала развитая и уже довольно стратифицированная социальная организация.

Особо интересен вопрос о куль-

турных связях Игбо-Укву и Ифе. Ha основании стилистического сходства скульптуры обоих центров было высказано предположение, что Ифе - цивилизация более древняя, чем принято было считать; аналогии же между отдельными видами украшений, известными по современным этнографическим исследованиям, и находками в Ифе и Игбо-Укву позволили предположить, что Ифе как культурный центр по меньшей мере синхронен Игбо-Укву, т. e. может быть датирован временем не позднее IX в. н. э.

По-видимому, не была связана с кхльтурой Нок культура Cao на территории современного Чада (в радиусе примерно 100 км вокруг совр. Нджамены). Раскопки обнаружили здесь множество терракотовых скульптур, представляющих совершенно самостоятельную художественную традицию, бронзовое оружие, утварь. Изучавший начальный этап культуры Cao французский исследователь Жан-Поль Лебёф относит самый ранний ее этап к VIII-X вв.

Вполне оригинальный очаг ранних цивилизаций сложился в верховьях p. Луалаба, о чем можно судить по материалам раскопок

двух крупных могильников--------- B

Санге и Катото. Причем Катото датируется уже XII в., но его инвентарь обнаруживает явную преемственность по отношению к более ранней Санге. Последняя датируется, во всяком случае для части погребений, периодом между VII и IX вв. Богатейший погребальный инвентарь свидетельствует о высоком уровне развития местного ремесла. B частности, металлурги Санги не только владели литейным и кузнечным мастерством, но и умели волочить проволоку, железную и медную.

Обилие изделий из обоих металлов представляется вполне естественным, если вспомнить, что

Древние цивилизации Африки. Южная Аравия

Изображение Оии (правителя). Броиза. Ифе. XH-XV вв.

Терракотовая голова. Cao. IX-XI вв.

провинция Шаба, где находится Санга, и в наши дни остается едва ■и не главным горнопромышленным районом Тропической Африки. Характерно, что в Санге, как и вообще в Тропической Африке, металлургия железа предшествовала металлургии меди. O блестящем искусстве местных ремесленников свидетельствуют и украшения из слоновой кости. Очень самобытна керамика Санги, хотя она и обнаруживает несомненное родство с керамическими изделиями более обширного региона в Юго-Восточном Заире, обозначаемыми обычно как керамика кисале.

Ремесленная и художественная традиция, представленная Сангой и более поздней Катото, проявила удивительную жизнеспособность. Так, железные мотыги из погребального инвентаря Катото полностью воспроизводят форму современных мотыг, кустарно изготовляемых в этом районе. Ha основе материала раскопок в Санге можно говорить о крупной концентрации населения, а также о том, что район этот бьш заселен в течение долгого времени. Характер же инвентаря позволяет уверенно предполагать уже достаточно далеко зашедшее социальное расслоение. Поэтому справедливо считать, что район верховий Луалабы наряду с суданской юной принадлежал к ключевым районам государствооб- разования на субконтиненте. При этом Санга хронологически предшествовала сложению системы обменов между верховьями Луалабы и бассейном Замбези, а значит, какая-то форма верховной власти возникла здесь спонтанно.

Упомянутая система дальних обменов в бассейне Луалабы, как и в суданской зоне, существовала параллельно с сетью возникших раньше ее локальных обменов. Ho именно внешняя торговля сыграла, видимо, особенно важную роль в распространении влияния здешней цивилизации на юго-восток, в бассейн Замбези. И если, говоря словами известного бельгийского ученого Франсиса Ван Нотена, Санга и может рассматриваться как «блестящее, но изолированное» явление в бассейне Конго, то между Шабой и территорией нынешних Замбии и Зимбабве влияние ее было достаточно ощутимым, что не говорит, однако, о несамостоятельности возникшей здесь цивилизации Зимбабве.

Расцвет этой цивилизации относится преимущественно к XII- XIII вв. Между тем необходимо упомянуть о ней, так как предпосылки ее образования возникли намного раньше. Медные изделия, найденные Роджером Саммерсом на плато Иньянга, где расположены многие важнейшие ее памятники, датируются тем же временем, что и Санга,- VIII-IX вв.- и оказываются намного более ранними, чем комплекс сооружений собственно Зимбабве. Ho и в Зимбабве самые ранние следы заселения (так называемого Акрополя на Большом Зимбабве) датируются IV в. н. э. (правда, на основании единственного образца), а ранние поселения холма Гокомере-V- VII вв.

Блестящим примером африканских цивилизаций средневековья стала суахилийская цивилизация, сложившаяся на восточноафриканском побережье Индийского океана. Как и в случае с Зимбабве, ее расцвет приходится уже на XII- XIII вв. Ho так же как и там, создание предпосылок ее возникновения охватывало гораздо более длительный период - приблизи

тельно с I по VIII в. K рубежу нашей эры Восточная Африка уже была связана со странами бассейна Красного моря и Персидского залива. а также с Южной и Юго- Восточной Азией достаточно давними и оживленными торговыми и культурными контактами.

Знакомство и контакты представителей средиземноморской цивилизации с Восточной Африкой засвидетельствованы в таких письменных памятниках древности, как «Перипл Эритрейского моря» и «География» Клавдия Птолемея. B I-II вв. районы побережья примерно до 8° южной широты (устье p. Руфиджи) регулярно посещали южноаравийские мореходы. Восточная Африка поставляла на тогдашний мировой рынок слоновую кость, бивни носорога, панцири че-

репах и кокосовое масло, вывозя железные и стеклянные изделия.

Археологические работы в разных пунктах побережья Восточной Африки дают результаты, относящиеся уже ко времени расцвета собственно суахилийской цивилизации, т. e. к мусульманскому периоду истории региона, начало которого относится, если верить устной и литературной суахилийской традиции, к рубежу VII-VIII вв. Однако исследования последних двух десятилетий, в особенности труды советского африканиста В. M. Ми- сюгина, свидетельствуют о том, что на побережье задолго до этого времени складывалась своеобразная предцивилизация, основывавшаяся главным образом на океанском судоходстве и океанском промысле.

Именно с этой предцивилизацией следует, видимо, связывать и появление сравнительно крупных поселений-торговых и промысловых,- превращавшихся затем в такие известные города-государства, типичные для суахилийской цивилизации, как Килва, Момбаса и др. По всей вероятности, города сложились именно на протяжении I-VIII вв.: едва ли случайно анонимный автор «Перипла», написанного, очевидно, в последней четверти I в., избегает употреблять слова «город» или «гавань», предпочитая говорить о «рынках» восточноафриканского побережья. Именно на базе таких торговых пунктов и формировались те города, основание которых традиция, а за нею и ранние европейские исследователи связывали с появлением здесь пришельцев из Аравии или Ирана. Ho не может быть сомнения в том. что эти мигранты VII - VIII вв. оседали в пунктах, знакомых ближневосточным мореходам и купцам уже на протяжении столетий по их контактам с жителями побережья.

Сведений о цивилизации Мероэ в Африке не встретишь в школьных учебниках по истории, о ней редко упоминают даже в специализированной литературе. А между тем культура Мероэ не менее интересна, чем Древний Египет, а в чем-то даже и более загадочна. И сегодня, благодаря раскопкам археологов, мир все больше узнает об истории этого удивительного города.

Мероэ - это столица древнего государства Куш (Кусх), которая расположена на территории современного Судана. А в древности этот регион носил название Нубия. Мероэ, как и города Древнего Египта, находится в плодородной долине Нила, между Асуаном и Хартумом.

Для древних египтян Нубия была своего рода «воротами в Африку». Когда египетское государство переживало периоды расцвета, фараоны захватывали Нубию, а когда Египет ослабевал, нубийцы обретали независимость. Мероэ стал столицей государства Куш в VI веке до нашей эры и просуществовал до IV века нашей эры. Меройцы выращивали сорго и плодовые деревья, разводили быков и слонов. Они также разрабатывали золотые прииски, делали замечательные ювелирные изделия и статуэтки из слоновой кости, которые отправляли караванами в Египет, к Красному морю и в Центральную Африку.

Мероэ считается первой цивилизацией Африки, в которой возникла письменность. Удивительно, но, несмотря на все старания египтологов, письменность этого загадочного народа до сих пор не расшифрована. Англичанин Гриффит первым начал восстанавливать их алфавит еще в 1909 году благодаря надписям на стеллах, сделанным на двух языках - меройском и языке древних египтян. Затем другие исследователи дополнили алфавит. Жан Леклан, специалист из Франции, считал, что алфавит этого народа состоит из 23 букв. Но на практике все оказалось гораздо сложнее - расшифрованные с помощью этого алфавита слова не имеют никакого смысла.

Соседняя цивилизация Древнего Египта оказала большое влияние на культуру Мероэ, хотя и не всегда находилась с ней в дружеских отношениях. Архитектурные сооружения Мероэ чем-то напоминают древнеегипетские строения. Величественные пирамиды, в которых меройцы хоронили своих правителей, богато украшенные фресками стены, статуи, похожие на сфинксов, - все это не так давно было отвоевано у бескрайних песков стараниями археологов. При раскопках были найдены великолепные ювелирные украшения, глиняные сосуды с орнаментами. Особенно впечатлили исследователей украшения царицы Аманисхакето (Аманишакете), большая часть из которых, к сожалению, была украдена.

Несмотря на очевидное сходство, культура Мероэ имеет свои особенности. Пирамиды-усыпальницы имеют более скромные размеры, а их формы отличаются от египетских. Женские фигуры, нарисованные на деревянных дощечках на фасадах храмов, не похожи на стройных египетских красавиц, потому что меройские женщины отличались пышными формами.

Интересно, что власть в Мероэ переходила от брата к брату или сестре. Только когда не оставалось родных братьев и сестер - от отца к сыну.

Правители Мероэ были современниками египетских Птолемеев и Римской империи, с которыми они поддерживали торговые и дружественные отношения. Известно, что Египетские посредники приезжали в Мероэ для договора о покупке боевых слонов для Египта.

Между тем до сих пор никто точно знает, как и почему королевство Мероэ исчезло в первой половине IV века нашей эры. По одной из версий, существование цивилизации закончилось после нескольких завоевательных походов аксумитов. По другим сведениям, аксумиты были непричастны к закату цивилизации Мероэ, а в 330 году первый христианский царь королевства Аксум (Эфиопия) нашел во время одного из своих походов руины города Мероэ.

В 2011 году Мероэ с расположенными неподалеку археологическими зонами Мусавварат-эс-Суфра и Нага было объявлено ЮНЕСКО памятником Всемирного наследия человечества. На территории Мероэ продолжаются археологические раскопки. Возможно, скоро человечество узнает больше об этой античной цивилизации Африки.

По этой же теме:

Чем на самом деле является «самая загадочная воронка в мире» 14 потрясающих аэрофотографий о том, как сталкиваются природа и цивилизация Какая цивилизация оставила гигантские статуи в долине Бада

Трудно не отставать от соседей, особенно если ваш сосед - Египет.
Нубийские пирамиды к югу от Египта
часто рассматриваются в качестве попытки нубийцев не отстать от египтян.
Однако 223 пирамиды древней Нубии практически удваивают количество пирамид в Египте.
По размеру они небольшие; скептики могут утверждать, что нубийцы брали количеством, а не качеством.
В 20-м столетии британский автор Безил Дэвидсон (Basil Davidson) описал Мероэ (Meroe),
место, где сосредоточено множество нубийских пирамид, это один из крупнейших археологических участков в мире.

Было три Кушитских царства: первое называлось Керма (Kerma), как одноимённая столица, и существовало с 2400 до 1500 гг. до н.э.; второе - Напата (1000–300 гг. до н.э.) и третьим было Мероэ (300 г. до н.э. - 300 г. нашей эры). Первоначально нубийцы находились под влиянием своих северных соседей, а в итоге нубийские племена смогли завоевать Египет, царь Напаты правил как фараон 25-й династии вплоть до ассирийского завоевания в 656 г. до н.э.

Куш (Каш) в древности - страна Нехсиу между 1-м и 4-м порогами Нила (терр. совр. Судана и части Египта). Предположительная первоначальная территория Куша соответствует району распространения археологической культуры Керма (2-й и 3-й пороги Нила), городище Кермы - руины столицы Куша. Происхождение названия "Куш" не установлено.
Предположительно население Куша говорило на языке близком современным кушитским языкам(также как и древнеегипетский - ветвь афразийских языков, распространенных на Северо-Востоке и Востоке Африки - Эфиопия, Сомали, Египет, Судан, Кения

Впервые княжество Куш упоминается в надписи египетского фараона XII династии Сенусерта I (сер. 19 в. до н. э.) среди завоёванных им областей. 4 похода в Куш совершил фараон Сенусерта III: на кушитов была наложена дань, прежде всего золотом. Крепости на берегах Нила служили опорными пунктами египетского владычества; они же были проводниками цивилизации Египта в Куш. Главная торговая фактория Египта в Куше находилась в крепости Икен (современный Миргисса) у 2-го порога.

В конце 18 в. до н. э. Куш стал независимым. Египетские надписи этого времени упоминают правиля Куша и его сыновей. Кушиты восприняли некоторые египетские формы административного управления.

Расцвет могущества Египта с 16 в. до н. э. в период Нового царства, широкая завоевательная политика фараонов XVIII и XIX династий задержали дальнейшее самостоятельное развитие Куша. При фараоне Яхмосе I власть египтян распространилась до 2-го порога; Тутмос I вторгся на территорию собственно Куша, взял и разрушил столицу.

После смерти Тутмоса I нехсиу долины Нила подняли восстание против Египта. Это восстание было подавлено, как и антиегипетские выступления при последующих фараонах. Египетское владычество утвердилось в долине Нила до последней излучины. Вся эта территория, называемая отныне в целом Куш, управлялась специально назначаемым наместником фараона с титулом "царский сын Куша"; он возглавлял многочисленным аппаратом египетской администрации. В течение пяти столетий проводилась политика внедрения египетских форм в организацию быта, культуры, религии, языка кушитов.

Куш стал независимым в 1080 до н. э., когда "царский сын Куша" Панехси поднял восстание против фараона Рамсеса XI и фактически вывел страну из подчинения Египту.

В 9-8 вв. до н. э. на территории Куша образовалось мощное государство, известное как Мероитское царство. Название Куш продолжает использоваться, как название Мероитского царства и его жителей, в египетскоязычных надписях долины Нила, а также в письменных памятниках семитских народов Севеверо-Восточной Африки и Ближнего Востока вплоть до раннего средневековья.

МЕРОЭ

Столица царства - г. Мероэ (находился между современными деревнями Кигейк, Деркаб и Бегаравия). Мероитское царство - название условное, принятое в современной науке, самоназвание не выявлено. В надписях на древне-египетском языке мероиты называли своё царство - в соответствии с египетской традицией - Куш, в надписях на греческом языке - в соответствии с греческой традицией - Эфиопия.

До сих пор точно не установлено на каком языке говорили мероиты. Большинством исследователей (но не всеми) принимается гипотеза о его родстве с современным нубийским языком и другими нилотскими языками.

Мероиты имели собственную писменную традицию и особый алфавит (иератическое и демотическое письмо).

Мероэ постепеннно расширяло сферу своего влияния за пределы исторической области Куш. В середине 9 века до н. э. Мероитское царство играло видную роль на Аравийском п-ове. Около 760-747 до н. э. царь Кашта подчинил Фиваиду.

В 715-712 царь Шабака стал полновластным правителем Египта, царём (фараоном) объединённого Египетско-Мероитского гос-ва. Однако вскоре Мероитское царство столкнулось с экспансией Ассирии, стремившейся завоевать Египет. В 656 завершилось мероитское владычество над Египтом, но до рубежа н. э. мероитские цари продолжали именовать себя египетскими фараонами и неоднократно пытались подчинить Египет.

Египетский фараон Псамметих II в 591 организовал поход в Мероитское царство и взял Напату. В период персидского господства в Египте Мероэ лишилось своих северных территорий до 3-го порога, но попытка персов завоевать Мероитское царство не удалась.

Пантеон Мероэ почти полностью соответствовал египетскому. Верховым божеством был Амон, жрецы которого были могущественней самого царя. Они санкционировали избрание нового царя и устанавливали срок его жизни.

В 3 в. до н.э. царь Аркамани уничтожил жрецов мероитского храма Амона и прекратил действие этого обычая.

Был установлен новый культ - львиноголового бога Апедемака как бога-хранителя царя, олицетворение его силы и воинской доблести.

В эллинистический период мероитские цари вернули земли до 2-го порога и стремились распространить свою власть до Сиены (современный Асуан). Мероэ поддерживало широкие торговые и культурные отношения с птолемеевским Египтом.

После установления римского господства в Египте в 24-23 до н. э. мероитская армия захватила Элефантину, Сиену и Филы. Однако в 23-22 римские войска разбили мероитов и разрушили Напату. После переговоров с римлянами были восстановлены прежние границы.

Около середины 4 в. н. э. Мероэ подверглось нашествию племён ноба (нуба), живших до этого к западу от Нила и оккупировавших южные территории страны, но они были разбиты аксумским царём Эзаной, утверждавшем в своих эдиктах об освобождении мероитского города Табито от "чёрных ноба" (район четвёртого порога), противопоставлявшихся в средневековых хрониках "красным ноба" ("красные ноба" жили в районе Донголы, где позднее образовали своё царство "чёрных ноба" - Мукуррия). С этого времени к титулатуре аксумских царей прибавилось - "царь Куша"(Мероэ).

На рубеже 4-5 вв. мероитский царь Карамадойе воевал вблизи 1-го порога с блеммиями.
К середине 5 в. Мероэ утратило контроль над северными районами.

К 8-9 вв. под властью мероитских царей оставался только о. Мероэ (междуречье Нила, Голубого Нила, Атбары и Рахада). На территории Мероитского царства образовались государства Алоа, Мукурра, Нобатия. Средневековые источники называли Мероэ - Алва или Алоа.

Алоа, как название мероитского города, фиксируется с 4 в. По современным данным город существовал с 9-8 вв. до н.э. по 8-9 вв. н.э. (вблизи современной деревни Кигейк). Как название государства Алоа появляется с 6 в. н.э. в египетских документах периода византийского господства.

В 580 г. под влиянием Аксума было принято христианство монофизитского толка: в этот период между двумя регионами существовали тесные культурные контакты (высказывается даже гиптиза о том, что стиль мероитской демотики повлиял на начертание букв эфиопского алфавита).

Отношения же с Мукуррой были враждебные (византийское православное вероисповедание).

В начале 9 в. царь Иоанн объединил Алоа и Нубию, основав новую династию в едином Нубийском государстве. Алоа управлялось представителем царского рода, в ряде случаев - наследником престола. В 13 веке в связи с упадком и распадом Нубийского государства Алоа выделилась под властью собственного правителя. В конце 15 в. территория Алоа была захвачена арабскими племенами. http://ait.msun.ru/Vector/Egipet/Nubia_sudan.htm

The pyramids of Meroe, by Ernst Weidenbach, 1845

Treasure hunters in the nineteenth centurydid great damage to many pyramids at Meroe
Lithograph by Ernst Weidenbach, 1845.

Meroe, by Ernst Weidenbach, 1845

Detail of a false door, Meroe Pyramid complex
by Ernst Weidenbach, 1845.

The art of Meroe, while clearly Egyptian in character, has a different feel
by Ernst Weidenbach, 1845.


http://ait.msun.ru/Vector/Egipet/Nubia_sudan.htm

Иероглифическое письмо Мероэ научились читать,
но еще не сумели понять.

Египтологи продолжают ломать голову над языком меройцев. Англичанин Гриффит первым начал восстанавливать их алфавит еще в 1909 году благодаря надписям на стелах, сделанным на двух языках - меройском и языке древних египтян. Затем другие исследователи дополнили алфавит. Жан Лек-лан, исследователь из Франции, считает, что алфавит этого народа состоит из 23 букв. Однако реально применить этот алфавит оказалось делом очень трудным. Расшифрованные слова не имели смысла. Удалось разве что приблизительно расшифровать имена королей и богов... Даже с помощью компьютера Жан Лекн; лан и его коллеги, собрав тысячи текстов меройцев, использовав все возможноети современнейшей техники по составлению различных комбинаций букв, не достигли результата.

Тайна языка этой цивилизации до сих пор не открыта, а значит, и само королевство Мерое, его суть и законы пока не подвластны человеческому разуму...

Египетское письмо пирамид:
http://www.eyelid.co.uk/e-name.htm?total=igor

КЕРАМИКА

http://www.digitalegypt.ucl.ac.uk/nubia/mpottery.html

Пирамиды Нубии
http://www.narmer.pl/pir/pirnub_en.htm

Нубийские цари были похоронены в Эль-Kurru, Нури, Гебель Баркал и Мероэ.

The Pyramids of Meroe

Самый обширный и самый известный участок нубийских пирамид - Мероэ, он раскинулся между пятым и шестым порогами Нила, приблизительно в 100 километрах к северу от Хартума, современной столицы Судана. На этом поле пирамид похоронены более сорока царей и цариц государства Мероэ.

Пирамиды Нубии отличаются от египетских сооружений: они построены из ступенчатых рядов горизонтально размещённых каменных блоков, высота их колеблется от шести до тридцати метров; выглядят они довольно невпечатляюще. То, что делает их внушительными, - количество, ограниченное к тому же маленькой областью. Грустно смотреть на этот археологический участок - все пирамиды были разграблены в древние времена, но настенные рельефы, сохранившиеся в гробницах, демонстрируют, как царственные особы мумифицировались, покрывались драгоценностями и укладывались на покой в деревянные ящики. Нубийские пирамиды определённо были местом погребения.

The Pyramids of el-Kurru

Первые ряды нубийских пирамид были построены на участке эль-Курру (el-Kurru) и включали могилы царя Кашта (Kashta) и его сына Пи (Пьянхи, Piankhi), вместе с преемниками Пи Шабакой (Shabaka), Шабатакой (Shabataka) и Танветамани (Tanwetamani), и пирамиды 14 цариц. Пирамиды Напаты расположены в Нури (Nuri), на западном берегу Нила в Верхней Нубии. Это кладбище было местом погребения 21 царя и 52 цариц и принцев. Самая старая и крупнейшая пирамида в Нури - пирамида царя Напаты и фараона 25-й династии Тахарка (Taharqa).

Kashta
B - Piankhi
C - Shabaka
D - Tenutamon

The Pyramids of Nuri

A - stairway
B - burial chamber
C - first chapel
D - preserved height in 1916

Пирамиды Нури намного больше, чем их собратья в эль-Курри, достигая высоты в двадцать - тридцать метров. Последний царь, который был похоронен в Нури, умер приблизительно в 308 г. до н.э., прежде, чем началось строительство в Мероэ. Это место оставалось королевским кладбищем в течение 600 лет, до 350 г. нашей эры.

По мнению археолога Френсиса Геси, «Мерое полностью отличается от Египта. Оттолкнувшись от чужеземного, здесь сумели зародить оригинальную цивилизацию. Невозможно спутать,например, здания, построенные мерой-цами, с египетскими или греко-римскими сооружениями. Меройцы создали свое искусство, не похожее ни на какое другое. Они расстались с греческим пантеоном, чтобы поклоняться новому богу Апедемаку, уникальному богу с головой льва».

Новый бог меройцев Апедемак считался покровителем воинов-нубийцев. Специалист по меройской культуре директор археологической миссии в Судане Катрин Бергер считает, что «бог с головой льва властвует над империей вместе с бараном Амоном, но Амон сохраняет египетский вид, а Апедемак-суданский. Бог-лев руководит битвами, являясь символом победы». Кстати, у меройцев довольно странное слияние религий: они поклонялись двум богам - и Апедемаку, и Амону - одновременно.

Возможно, это влияние египтян, которые долгие годы правили кусхитами потомками меройцев.

Первая женщина-правитель Meroitic


Queen Shanakdakhete of Meroe (Nubia) Sudan

Ее имя высечено в разрушенном храме, где найдены ранние надписи Meroitic иероглифического письма. Ее пирамида в Мероэ является одний из крупнейших когда-либо построенных для Kushite правителя.Она имеет уникальную часовню с двумя комнатами и двумя пилонами. Сцены в часовне показывают военные походы на юг и захват многочисленных стад крупного рогатого скота и пленных.


Рельеф пирамиды королевы Shanakdakhete


Musawarat к северу от Хартума

Экспериментальная модель, построенная Биллом Райзманом с помощью археологических свидетельств из Храма Солжэнца (около 250 г. до н.э.) в Мероэ из материала, предоставленного в 1991 году д-ром Фридрихом В. Хинкелем, из Восточно-Германской академии наук в Берлине. В этой моделиРайзман изучили преимущества и недостатки использования различных двигателей рендеринга для воспроизведения более сложных фигур и сцен и производить готовые эффекты. Мероэ находится после пятого порога реки Нил, юго-востоку от Гебель Баркал. Компьютерная модель Храм Солнца включены все сведения об основании здания стены, вход пандусом, гипостильного зала, и внутренний последовательность храм пространств. Модель также включены другие комнаты интерьера и наружных конструкциях, аксессуар.

К сожалению все могилы в Мероэ были разграблены, наиболее "прославился" итальянский исследователь Джузеппе Ферлини (Giuseppe Ferlini, 1800-1870), который в поисках сокровищ в 1834 году разбил вершины 40 пирамид. По возвращении в Европу Ферлини пытался продать сокровища из пирамиды царицы Аманишахето (Amanishakheto), включавшие изящные золотые амулеты, кольца с печаткой и ожерелья. Коллекционеры не предполагали, что такие сокровища могли прибыть из чёрной Африки; они думали, что это фальшивки.

Действительно, это были прекрасные драгоценности высокого качества, часто со следами влияния греческого искусства; покупатели не ожидали найти глубоко в сердце Африки образцы искусства, не уступающего египетскому или древнегреческому. Однако Ферлини нашёл только один тайник золота, и неудивительно, что сегодня в Судане его не слишком любят вспоминать.

Ювелирные изделия из гробницы королевы Amanishakheto в Мероэ

Meroitic период, около 100 г. до н
Браслет из золота с отделкой эмалью.
Гарвардский университет, музей изобразительных искусств

Золото шакал, Мероэ, ок. 1 век До нашей эры
Британский музей

Глава бога Imseti от canopic
короля Tanutamani.
664-653 до н.э.

Статуэтка королевы kushite, около 630 г. до н.э.

Королева Natakamani Amanitore,
Песчаник, Вад Пан Нага (Судан)
Высота 116 см, ширина 84 см

Благодаря египетским документам, свидетельствующим о загадочных нубийцах, проживавших в нем, археологи начали познавать историю Мерое. Между тем до сих пор никто ничего не знает, как и почему королевство Мерое угасло в первой половине IV века нашей эры. К 330 году первый христианский царь королевства Аксоум (Эфиопия) нашел во время одного из своих походов руины города Мерое.

Раскопки Мероэ археологами начались в 1902 г. Их вёл в 1909-14 английский археолог Дж. Гарстанг, а в 1920-23 царские некрополи исследовал американский ученый Дж. Рейснер. В 2011 г. Мероэ с расположенными неподалёку археологическими зонами Муссаварат-эль Суфра и Нака было объявлено ЮНЕСКО памятником Всемирного наследия человечества.

Греки их обожали. Египтяне и римляне им завидовали. Сейчас благодаря археологам сокровища этой сказочной цивилизации, которая, увы, исчезла навсегда, наконец «возродились» из песка, сохранив при этом свою тайну.

Лучшие статьи по теме