Для школьников и родителей
  • Главная
  • Подготовка 
  • Пути совершенствования системы образования. Пути и средства совершенствования образования Совершенствование образования

Пути совершенствования системы образования. Пути и средства совершенствования образования Совершенствование образования

Рыночная конкуренция, возникшая в нашей стране, позволяет развиваться не только государственным и муниципальным структурам образования, но и создает возможность развития негосударственного образования, являющегося составной частью образования в целом и ставшего объективной реальностью, которую невозможно игнорировать при осуществлении целенаправленной социальной политики российского государства. При этом, как показывает отечественная практика и зарубежный опыт, негосударственное образование является не случайным и не переходным, а закономерным структурным элементом всей системы образования. Во многом негосударственное среднее образование также нуждается в регулировании.

Исследуя проблему управления образованием в целом и отдельного региона в особенности, необходимо исходить от природы, сущности образования и ожидаемого образа человека нового столетия. Подход к управлению любыми социальными системами достаточно полно представлен в работах П.К. Анохина . Упорядочивающим и системообразующим фактором любой системы, по П.К. Анохину, является полезный результат, содержание и параметры которого формируются первоначальной системой, задаются ей извне в виде определенной модели. Переходы же системы из одного состояния в другое становятся целесообразными только тогда, когда они соотнесены с целями и результатами.

Циклический характер управления тесно связан с кибернетическим подходом. Последний трактует управление как процесс регуляции и преобразования информации в системах, а саму информацию рассматривает как главный фактор управления.

Не противоречит этому подходу и рассмотрение управления как процесса принятия решения. В этом случае управление сводится к организации совместных действий во всех структурных элементах системы. Именно этот подход отражает один из признаков самоорганизующейся системы.

Можно встретить определение процесса управления как обеспечение оптимальных коммуникаций и каналов связи в функционирующей системе. Отмечается также сведение процесса управления к выполнению функций контроля за состоянием системы. Ясно, что в настоящих условиях такой подход мало приемлем.

В работах В.С. Лазарева, М.М. Поташника рассматриваются пять стадий структуры управления : целевая, дескриптивная, прескриптивная, реализационная, ретроспективная. Каждая из этих стадий, взятая в отдельности, представляет собой относительно обособленную часть управления, в сфере которой совершаются определенные процедуры, действия, операции.

Целевая стадия начинается с выяснения проблемы и осознания, необходимости ее решения и завершается формированием цели.

На второй стадии происходит сбор и обработка информации под реализуемую цель.

На третьей стадии описательная информация трансформируется в предписывающую или командную. Главным на этой стадии является выработка и принятие решения как проекта действия.

Реализационная стадия ответственна за исполнение принятого решения в реальных условиях. Ретроспективная стадия завершает цикл. Основное ее содержание сводится к анализу и обобщенной оценке достигнутого фактического результата и его сравнению с заданным. Оценка фактического результата дает основание для нового управленческого цикла.

В управленческом цикле в науке принято выделять следующие основные составляющие : мотив, цель, планирование, переработка информации, оперативный образ, концептуальная модель, принятие решения, действие, проверка результатов и коррекция действий. Существует подход, когда в управлении выделяются три стадии: диагностическую, творческую и организаторскую. В определенной степени они интегрируют выше рассмотренные нами стадии в более обобщенном виде. Диагностический этап связан с формированием информационной модели, или образа, управленческой ситуации, а также самого объекта управления, выступающего информационной основой для второго, творческого этапа. Творческий этап определяет процесс поиска решений, который реализуется на организационном этапе, определяющим исполнение принятого решения.

Система образования региона - это относительно обособленная совокупность связанных между собой образовательных, обеспечивающих, инновационных и управленческих процессов, реализуемых образовательными и иными институтами на территории одного из субъектов Российской Федерации. В общем, границы системы образования не обязательно совпадают с границами административно-территориального деления, однако в любом случае вычленение ее предполагает наличие общих целей, интегрирующих усилия всех входящих в нее людей и институтов в единое целое.

Основные режимы управления в системе образования - это режим функционирования и режим развития. При функционировании образовательной системы осуществляется использование имеющихся в ней возможностей: финансовых, кадровых, программно-методических, материально-технических и т.п., а при развитии происходит наращивание этих возможностей и повышение эффективности их использования. С точки зрения управления процессы функционирования и развития в некоторой степени противоречат друг другу, и поиск баланса между этими двумя состояниями является немаловажной частью задач, связанных с управлением. Кроме того, эти режимы, являясь каждый сам по себе объектом управления, имеют свою специфику и требуют различных функций и механизмов управления.

Такое управление в целом необходимо, т.к. все процессы, осуществляющиеся в рамках региональной образовательной системы, должны быть согласованы между собой по входам-выходам, должна обеспечиваться внутренняя сбалансированность и устойчивость каждого процесса. Необходимо своевременно и координированно решать проблемы, препятствующие этому и раскрывающие новые возможности для развития, выдвигать и общие цели, интегрирующие систему образования в единое целое, и частные цели отдельных подсистем и институтов, способствующие достижению общих целей. Указанные функции в любой организационной системе выполняет управление, играющее роль основного системообразующего фактора. Управление предполагает сбор, переработку и перераспределение информации и реализуется благодаря особенной деятельности руководителей и специалистов, структурированной в рамках различных инстанций (институтов управления). Управление имеет иерархическое строение и осуществляется на региональном уровне, муниципальном уровне и уровне образовательных институтов.

Управление может быть представлено как взаимосвязанная совокупность циклически повторяющихся процессов выработки и осуществления решений, ориентированных на стабильное функционирование и эффективное развитие системы образования и основных ее частей. Управление как процесс включает в себя планирование, организацию, руководство и контроль, определяет функционирование и развитие основных образовательных и обеспечивающих процессов, а также непрерывное саморазвитие .

Входом процесса управления (т.е. условиями и ресурсами, необходимыми для его работы) можно назвать нормативно-правовую и нормативно-организационную документацию, материально-техническую базу, средства организационной и вычислительной техники, персонал.

Выходом процесса управления являются стратегические, тактические и оперативные управленческие решения, нормативно-организационные решения, обеспечивающие функционирование и развитие системы образования. Поскольку процессы управления внутри региональной образовательной системы осуществляются на нескольких уровнях, то одним из основных условий эффективного управления образованием в регионе является рациональное распределение и четкое разграничение сфер ответственности и контроля, а следовательно, участков совокупных объектов управления функционированием и развитием образования между региональным, муниципальным и самоуправлением образовательных институтов.

С другой стороны, на управление можно смотреть как на организацию, поскольку процессы управления реализуются за счет совместной деятельности и взаимодействия людей (руководителей, специалистов, педагогов, представителей общественности и т.п.), организованных в различные временные или постоянные институты управления на всех уровнях. С этой точки зрения управление образованием в регионе предстает как сложное иерархическое организационно-структурное единство, внутри которого, как относительно обособленные, выделяются: организационная структура регионального управления образованием, соответствующие муниципальные организационные структуры управления, а также организационные структуры управления самих образовательных учреждений.

Исходя из теории систем, собственно сложной, открытой, целеустремленной и полифункциональной системой следует считать педагогическую систему. Муниципальная, а также региональная территориальные системы, по сути, являются надсистемами, а федеральный уровень представляет собой сверхсложную, многоуровневую иерархизированную метасистему .

Возможен еще один взгляд на управление: как на систему.

Процессы управления, информация об их объектах, условия и результаты вместе с реализующими их, организационно оформленными инстанциями и людьми образуют на каждом из указанных уровней соответствующие подсистемы управления: региональную, муниципальные и подсистемы управления внутри образовательных институтов. Взаимосвязанная совокупность разноуровневых подсистем управления образует общую систему управления в рамках региональной (муниципальной) образовательной системы. Описать систему управления - значит последовательно охарактеризовать, прежде всего: задачи управления; объекты управления; функции управления; организационную структуру системы управления; организационные структуры входящих в ее состав институтов управления; организационные механизмы управления.

Основное место в объектах муниципального управления функционированием занимают процессы обеспечения. Это эксплуатация и использование ресурсов, восстановление, поддержание в рабочем состоянии и утилизация ресурсов. Среди таких процессов есть и те, которые не полностью осуществляются муниципальной образовательной системой: например, подготовка педагогических кадров или издание учебно-методической литературы и производство школьного оборудования могут быть рассмотрены как объекты косвенного управления.

В том случае, когда мы имеем дело с другим состоянием образовательной системы, а именно - ее развитием, т.е. состоянием, когда происходят изменения во всех ее частях благодаря созданию и применению новых условий, ресурсов и способов работы, мы имеем право в качестве объектов управления развитием выделять сами инновационные процессы. Более конкретно - это процессы разработки, распространения, освоения и применения нововведений внутри образовательной системы.

Функция управления - это периодически повторяемое, относительно обособленное базовое или частичное управленческое действие, выделяемое в системе деятельности по выработке и контролю за реализацией решений, корректирующих состояние определенного объекта управления и вносящих в него необходимые изменения .

Базовыми действиями при управлении любым объектом являются планирование, организация, руководство и контроль, образующие полный управленческий цикл.

Всесторонний анализ образовательной системы как социально-педагогического феномена позволил выделить ее интегративные свойства - непрерывность образования и его инерционность, прогностичность, адаптивность, гибкость, динамичность, многокритериальность, а также такие критерии эффективности функционирования, как гуманизация, дифференциация, индивидуализация, демократизация, интеграция. Вместе с тем, следует отметить, что они отражают в большей мере взгляд на педагогическую систему именно с позиций структуры, но не ее функций. Это связано с тем, что проблема функционирования педагогической системы в данном случае рассмотрена без анализа конечных целей (через которые четко анализируются функциональные аспекты).

Развитие образовательной системы России во многом определяется тем, в какой степени принимаемые законодательные акты и управленческие решения социально и экономически проработаны, выполняются на местах, непосредственно в регионах и муниципалитетах. Анализируя складывающуюся социально-экономическую ситуацию с позиций развития образовательной системы в целом, можно констатировать, что каждому региону необходимо развивать систему образования с учетом единой государственной политики. При выборе образовательной стратегии и тактики необходимо действовать сообразно своим социально-экономическим, географическим, природно-ресурсным, национально-культурным и другим особенностям. Это является важнейшим фактором развития как в целом социума, его системы образования, так, в частности, и любого образовательного учреждения.

Можно выделить семь основных направлений формирования образовательной системы и «опорные точки» развития по каждому направлению .

Первое направление - организационно-управленческое . Конкретные организационно-управленческие меры (распределенные по срокам реализации и субъектам-исполнителям) реализуются на двух основных уровнях: уровне образовательной структуры города и уровне отдельных образовательных единиц.

«Опорные точки» первого направления:

  • · создание и координация деятельности системы учреждений и городских структур, необходимых для развития муниципальной системы образования;
  • · переход на программно-целевую модель управления образованием;
  • · введение адекватных форм управления;
  • · выработка «формулы взаимодействия» руководителя Центра и руководителей входящих структур;
  • · отработка системы «отношений ответственной зависимости» в образовательной системе города по принципу делегирования полномочий «сверху вниз», «снизу вверх» и по «горизонтали»;
  • · налаживание отношений Центра и педагогических, образовательных и управленческих коллективов для совместных проектно-исследовательских работ, и реализация преобразовательных действий;
  • · создание (или реорганизация) муниципальных служб образования (аттестационно-диагностической, информационной и др.).

Второе направление - «рынок образовательных услуг». Данное направление предполагает формирование гибкой инфраструктуры образовательных учреждений, социообразовательной среды, способной создать ситуацию широкого выбора путей, форм и содержания образования с учетом потребностей личности в общем контексте особенностей социально-экономического развития региона.

Третье направление - кадровое обеспечение образовательного пространства (система непрерывного педагогического образования) . Это направление вызвано необходимостью приведения кадровой политики в соответствие с потребностями развития сферы образования, создания многоуровневой системы педагогического образования в городе на основе концепции нового содержания. Кадровое обеспечение предполагает многоступенчатое педагогическое образование.

Четвертое направление - социальная поддержка. Данное направление предполагает создание системы социальных гарантий субъектам образовательной системы: детям, образовательным учреждениям и их работникам.

Пятое направление - научно-методическое обеспечение инновационного процесса образования. Данное направление связано с научно-методическим обеспечением инновационных процессов: изучение и «паспортизация» образцов инновационного педагогического опыта, запуск, поддержка и анализ проектных разработок.

Шестое направление - материально-техническое обеспечение . Данное направление предполагает создание необходимой для формирования и развития образовательного пространства материально-технической базы.

Седьмое направление - информатизация образовательного пространства. Направление ориентировано на создание программы информатизации образовательной системы в единую компьютерную информационную сеть с выходом во внешние источники информации.

Процесс стабилизации и развития образования характеризуется переходом на качественно новую ступень в реализации федеральной, региональных и муниципальных программ развития образования, в значительной мере связан с созданием центров развития образования непосредственно на местах, позволяющих учитывать местные особенности при разработке стратегии развития социально-образовательной системы субъектов федерации, муниципалитетов.

Совершенствование управления муниципальной системы образования требует разработки механизма развития и комплекса показателей, которые были бы приняты всеми членами педагогического сообщества. Эти показатели должны быть не только идеальными ориентирами, целями развития системы, но и критериями оценки ее практической эффективности. Функционирование образовательных систем, качественное управление ими происходит в конкретных, предлагаемых реальностью бытийных обстоятельствах, которые бывают не всегда благоприятны.

Таким образом, целью современного управления образованием является создание совокупности социообразовательных условий, позволяющих обеспечить:

  • а) преемственность развития на основе единства оперативного и долгосрочного планирования, опирающегося на научный прогноз;
  • б) совокупную методическую, материально-техническую, финансово-экономическую базу развития;
  • в) рациональную организацию труда участников педагогического процесса, их подготовку, переподготовку при опережающей тенденции обучения управленческого персонала;
  • г) устойчивое и динамичное функционирование образовательной системы.

Работа Государственного управления образования Владимирской области направлена на реализацию Приоритетного национального проекта «Образование», национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», комплекса мер по модернизации региональной системы общего образования, основных положений Национальной доктрины образования, закона РФ «Об образовании», постановлений и распоряжений Правительства РФ, Федеральной программы развития образования России, нормативных документов Министерства образования и науки РФ, постановлений и распоряжений Администрации области, плана работы Государственного управления образования, областной целевой программы «Развитие системы образования Владимирской области на 2013-2015 годы».

Основные цели деятельности и задачи Государственного управления образования Владимирской области:

  • -реализация государственной политики в сфере образования при сохранении единого образовательного пространства Российской Федерации;
  • -обеспечение необходимых условий для реализации государственных гарантий прав граждан на получение образования;
  • -осуществление анализа, перспективного планирования и прогноза развития системы образования области, определение задач и приоритетов развития системы образования области;
  • -создание условий для функционирования и развития системы образования области, в том числе развития материальной базы, координация строительства, реконструкции и капитального ремонта образовательных учреждений и осуществление контроля за развитием материальной базы;
  • -развитие сотрудничества с другими субъектами Российской Федерации, международных связей в сфере образования;
  • -организация и координация деятельности на территории области по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в сфере образования.

Основными целями деятельности Управления является реализация государственной политики в сфере образования при сохранении единого образовательного пространства Российской Федерации, обеспечение необходимых условий для реализации государственных гарантий прав граждан на получение образования.

Таким образом, во Владимирской области развитие профессиональной школы направлено на оптимизацию сети, отработку различных моделей интеграции начального, среднего и высшего профессионального образования, обеспечение реальной многоуровневости профессионального образования, создание университетских комплексов.

Одной из приоритетных задач региональной образовательной политики в лице управления образования является повышение социального статуса работников образования и науки. Для этого разрабатываются среднесрочные и долгосрочные прогнозы развития кадровой составляющей системы образования региона, повышается образовательный уровень педагогов.

Совершенствуется система повышения их квалификации, реализуется комплекс мер по привлечению молодых специалистов в систему образования, осуществляется контрактно-целевая подготовка педагогических кадров.

Министерство образования науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

на тему:

время обучения: 1 сессия: 02.06 – 06.06.2014 г.

2 сессия: 16.06 – 20.06.2014 г.

Выполнила

Данилова Лидия Андреевна,

Директор ГБОУ ООШ с. Чёрновка

муниципального района Кинель-Черкасский

Самара, 2014

1. Введение.

1.1. Управление качеством образования как педагогическая проблема____________________________________________ стр. 8

1.2. Сущность понятия «качество образования»____________ стр. 9

1.3. Специфика управления качеством образования__________ стр. 10

1.4. Педагогическая система и уровни организации управления качеством образования учащихся________________________________ стр. 11

2. Выводы___________________________________________ стр. 12

3. Заключение________________________________________ стр. 13

4. Литература________________________________________ стр. 14

  1. Введение.

Проблема управления качеством образования современных школьников остается недостаточно разработанной. Это обусловлено во-первых, тем, что до настоящего времени существуют различные точки зрения в определении сущности понятия «качество образования»; во-вторых, необходимостью учета современных тенденций мирового развития, обусловливающих существенные изменения в системе образования.

Реформирование и перестройка деятельности современной школы в свете требований Концепции модернизации системы образования дает необходимость привнесения значительных изменений в ее управление, рассматриваемое как целенаправленная и взаимосвязанная деятельность управляющей и управляемой подсистем в связи с актуальностью, социальной и педагогической значимостью решения названной проблемы.

Стратегическая задача модернизации образования.

Обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства»

(Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.12.01. № 1756-Р // Бюллетень Минобразования России. 2002. №2.)

Противоречия управления качеством образования:

В связи с этим стали в большей мере осознаваться противоречия между: пониманием того, что приоритетным направлением в деятельности администрации современного общеобразовательного учреждения является управление качеством образования учащихся и недостаточностью его научного обоснования; объективной потребностью практики учебных заведений в создании внутришкольных систем управления качеством образования учащихся и отсутствием педагогического обеспечения, раскрывающего системный подход к решению проблемы.

Ожидаемые результаты:

Создание модели управления качеством образования в школе, включающей «Положение о внутришкольной системе оценки качества», «Политику школы в области качества», «Положение о «Портфолио» ученика», новые показатели и критерии оценки качества образования в школе на уровне школы, учителя, ученика;

Создание модели непрерывного повышения квалификации педагогов, ориентированной на дифференциацию, индивидуализацию, многопрофильность в обучении разных групп учащихся;

Система мотивации для повышения качества образования в школе для всех субъектов УВП (педагогов, учеников, родителей);

Банк данных приёмов, способов, методов формирования у учащихся надпредметных умений, навыков и компетентностей;

Банк оценочных материалов для трёх ступеней внутришкольного контроля (1, 5, 9, кл.).

Цель:

разработка эффективной модели управления качеством образования в школе, основанной на современных подходах и опыте собственной практики проектирования педагогических изменений в управлении школой.

Основные задачи:

Разработать внутришкольную Модель качества образования в школе, скорректировать «Политику школы в области качества образования»;

Разработать новые параметры качества образования на уровне школы, учителя, ученика в соответствии с целями и задачами программы развития школы;

Разработать модель непрерывного повышения квалификации педагогов, ориентированную на дифференциацию, индивидуализацию, многопрофильность в обучении разных групп учащихся (в соответствии с приоритетами программы развития школы);

Разработать систему мотивации для повышения качества образования в школе для всех субъектов УВП (педагогов, учеников, родителей).

В Концепции развития под качеством образования понимается

«степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям и результатам образовательной деятельности, социальным и личностным ожиданиям».

(Комплексный проект модернизации образования).

Качество образования в школе

– это соотношение цели и результата, при условии, что цель поставлена и спрогнозирована в зоне ближайшего развития ребенка. Образование считается качественным, если ребенок обучается и воспитывается на максимально возможном уровне.

Основные направления управления качеством образования :

Качество управления школой;

Качество проводимых уроков;

Качество учебных достижений учащихся в соответствии с их уровнем обучаемости;

Достижение максимально высоких результатов итоговой и промежуточной аттестации, включая результаты ГИА;

Качество проведения внеклассных и внешкольных мероприятий;

Определение уровня воспитанности учеников;

Сохранение и укрепление здоровья учащихся, улучшение уровня психологического климата в классах и школе;

Качество работы со школьной документацией (журналы, личные дела, дневники и т.д.);

Качество организации учебно-воспитательного процесса;

Высокие достижения учащихся, учителей и коллектива школы в различных творческих конкурсах, соревнованиях, олимпиадах.

Провозглашенные цели школа реализовывала с помощью:

- внедрения в образовательный процесс современных, передовых технологий;

Создания творческого, высокопрофессионального коллектива учителей, принимающих идеи управления качеством образования;

Сочетания администрирования, программно-целевого управления с самоуправлением, элементами рефлексивного управления;

Эффективного использования и управления всеми видами ресурсов, включая кадровые, информационные, мотивационные, программно-методические, нормативно-правовые, организационные, материально-технические и финансовые.

Параметры качества на уровне школы на первом этапе:

  • обученность, обучаемость учащихся;
  • адекватность достигаемых результатов образования;
  • результаты ГИА;
  • уровень достижений в олимпиадах;
  • уровень спортивных достижений;
  • уровень участия в творческих конкурсах и выставках;
  • достижения и победы учителей школы;
  • воспитанность учащихся;
  • отношение к школе учеников;
  • показатели здоровья учителей и учащихся;

На уровне учителя:

  • психологический климат в классе;
  • качество проведения уроков;
  • качество проведения внеклассных мероприятий;
  • качество работы с документами;

На уровне ученика:

  • личная успеваемость и воспитанность;
  • победы в городских и школьных олимпиадах и спортивных соревнованиях;
  • смотивированность учащихся на образование;
  • сформированность общеучебных умений и навыков;

Основные направления программы развития школы:

  • обеспечение качества и доступности образования;
  • совершенствование воспитательной и внеурочной деятельности учащихся;
  • усиление здоровьесберегающей и профилактической направленности УВП;
  • повышение эффективности организационно-методической и управленческой деятельности;
  • расширение социального партнёрства, открытости, гласности работы школы.

1.1. Управление качеством образования как педагогическая проблема. Одной из ведущих тенденций модернизации образования в России является усиление внимания к проблеме совершенствования его качества, что требует разработки концептуальных подходов к нахождению путей ее решения. Модернизация системы образования предполагает решение ряда задач, имеющих социальный и педагогический характер.

Социальный аспект решения названной проблемы раскрывается в соответствии качества образования запросам общества, страны и жизненным потребностям людей. Это предъявляет особые требования к современной школе, которая должна содействовать успешной социализации молодежи в обществе, ее активной адаптации на рынке труда, освоению молодыми поколениями социальных навыков и умений, что, в свою очередь, обусловливает усиление внимания к результативному поиску педагогических решений. В педагогическом плане качество образования рассматривается с двух позиций: во-первых, как степень соответствия образовательной системы установленным требованиям и качеству предоставляемых учебным заведением образовательных услуг; во-вторых, как результативность образовательного процесса, отвечающая запросам социальных заказчиков не только в плане усвоения учащимися определенного объема знаний, но и развитием его личности, познавательных и творческих способностей. Решение проблемы повышения качества образования учащихся связано с организацией учебно-воспитательного процесса в современной школе и особенностями осуществляемого в ней управления. В сущности, речь идет о наличии связи между качеством образования как результата и качеством организуемого в учебном заведении образовательного процесса, благодаря которому при определенных условиях этот результат достигается. Иными словами для достижения качества образования управление должно быть также качественным, что предполагает поиск, разработку и практическое внедрение новых форм и методов управленческой деятельности, обеспечивающих достижение прогнозируемого результата.

1.2. Сущность понятия «качество образования». Вместе с тем проблема управления качеством образования современных школьников остается недостаточно разработанной. Это обусловлено во-первых, тем, что до настоящего времени существуют различные точки зрения в определении сущности понятия «качество образования»; во-вторых, необходимостью учета современных тенденций мирового развития, обусловливающих существенные изменения в системе образования. Реформирование и перестройка деятельности современной школы в свете требований Концепции модернизации системы образования детерминирует необходимость привнесения значительных изменений в ее управление, рассматриваемое как целенаправленная и взаимосвязанная деятельность управляющей и управляемой подсистем в связи с актуальностью, социальной и педагогической значимостью решения названной проблемы.

1.3. Специфика управления качеством образования.

Управление качеством образования представляет собой целенаправленное использование методов и видов деятельности оперативного характера, имеющих определенное функциональное назначение, и обусловливающих достижение прогнозируемых результатов, отвечающих требованиям социального заказа общества.

Качественная специфика результатов образовательного процесса определяется степенью обученности (успеваемостью) и личностным ростом учащихся, под которым подразумевается развитие их личностных функций, включающих мотивацию и самореализацию.

Недостаточная теоретическая разработанность проблемы управления качеством образования учащихся определила выбор темы итоговой работы «Современные пути и способы совершенствования управления качеством образования учащихся в современной школе».

  1. Педагогическая система и уровни организации управления качеством образования учащихся.

Педагогический коллектив школы стремиться дать учащимся качественное образование, которое зависит от многих факторов: базисного учебного плана, федеральных стандартов, качественных учебников и методических пособий. Качеству приписываются разнообразные, часто противоречивые, значения:

родители, например, могут соотносить качество образования с развитием индивидуальности их детей, качество для учителей может означать наличие качественного учебного плана, обеспеченного учебными материалами,

для учащихся качество образования, несомненно, связывается с внутришкольным климатом, для бизнеса и промышленности качество образования соотносится с жизненной позицией, умениями и навыками, знаниями выпускников, для общества качество связано с теми ценностными ориентациями и более широко - ценностями обучающихся, которые найдут свое выражение, например, в гражданской позиции, в технократической или гуманистической направленности их профессиональной деятельности.

Проектирование эффективной действующей системы управления качеством определяется множеством условий и факторов, создающих дискомфорт или, напротив, обеспечивающих адаптивность.

Однако можно выделить четыре основных условия, без которых получение качественного образования просто невозможно:

1). Квалифицированный педагогический состав;

2). Наличие современного учебного оборудования, средств обучения, применение новых педагогических технологий;

3). Существование благоприятных условий для обучения (школьная столовая, библиотека, спортивный зал и т.д.).

4). Благоприятная среда общения со сверстниками.

Анализ состояния проблемы убедительно указывает и на причины ее происхождения в новых социокультурных условиях нашего сообщества. Это кризис прежних систем ценностей и приоритетов, формирование новой философии общества, построенной на общечеловеческих и национальных ценностях; развитие приоритетов регионолизации и муниципализации образовательных систем; развитие рынка образовательных услуг: неравномерное развитие социально-экономических условий и в этой связи расслоение общества на богатых и бедных; возрождение духовной жизни общества; развитие теории и практики управления на основе достижений менеджмента и маркетинга, появление и применение в практике работы образовательных учреждений международных стандартов качества ИСО; переход развитых образовательных систем на прогрессивные модели и технологии обучения и др. Все эти причины, бесспорно, являются предпосылками, дающими достаточные основания ученым и практикам для поиска эффективных механизмов управления качеством.

Выводы.

На основании вышесказанного делаем вывод, что качество образования – это всеобъемлющая система, в которой все компоненты взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Управлять данной системой необходимо комплексно, чтобы добиться успеха.

Для задач управления качество образования рассматривается как уровень решения комплекса задач образования, включающего учебные результаты и социализацию выпускников, в том числе овладение навыками ориентации и функционирования в современном обществе при условии соблюдения нормативных требований к условиям обучения, освоения образовательного стандарта на согласованном уровне, соответствия образовательных услуг по составу, содержанию и качеству ожиданиям потребителя. И вот в этом направлении очень важно владеть навыками управления учителю – предметнику, классному руководителю, специалисту- работнику школы.

Заключение.

Новые социально-экономические условия развития России влияют на современные тенденции образования, что проявляется в социальном заказе на выпускника современной школы, в высоких требованиях к качеству его образования.

В научной литературе последних лет уделяется значительное внимание вопросам повышения качества образования, которое рассматривается, во-первых, как результат учебной деятельности школьников; во-вторых, как показатель организации учебно-воспитательного процесса. Необходимость совершенствования учебно-воспитательного процесса закономерно обусловливает привнесение соответствующих изменений в управленческую деятельность администрации образовательного учреждения.

Основной целью управления в традиционном плане было повышение успеваемости и уровня воспитанности учащихся. В условиях действия личностно ориентированной парадигмы образования этого оказалось недостаточно, т.к. необходимо добиваться не только повышения степени обученности учащихся, но и содействовать их личностному росту.

На основе анализа и обобщения мнений различных исследователей в работе предлагается следующее определение этому понятию. Управление качеством образования представляет собой целенаправленное использование методов и видов деятельности, обусловливающих достижение качественной специфики результатов образовательного процесса, определяемой уровнем обученности и личностным ростом учащихся.

Эффективность управления качеством образования учащихся характеризуется совокупностью таких показателей, как целенаправленность (ориентированность на результат); системность управления, раскрывающаяся во взаимосвязи и взаимодействии его разноплановых функций; оперативность, предусматривающая своевременное внесение необходимых корректив; инновационность, основанная на творческом подходе к организации процесса управления.

Список литературы:

1. Абдрахманова Г.С. Качество образования / Г.С. Абдрахманова // Управление качеством образования в условиях инновационного развития экономики. Набережные Челны, 2003.- С. 253-254.

2. Бермус А.Г. Управление качеством образовательных процессов / А.Г. Бермус // Народное образование. 2003. - № 2 . - С.45- 46.

3. Бордовский Г.А. и др. Управление качеством образовательного процесса / Г.А. Бордовский, A.A. Нестеров, С.Ю. Трапицын. СПб.: Нева, 2001.-359 с.

4. Быкова В.Г. Мониторинг в образовательном учреждении /В.Г. Быкова // Завуч. 2004. - № 6, 7. - С.87-106.

5. Муратова В.К. Внутришкольный мониторинг качества обучения учащихся / В.К. Муратова. Саратов: Заволжье, 1994. -22 с.

6. Управление качеством / Ред. С.Д. Ильенкова. М., 2000 - 199 с.

7. Управление качеством образования / Ред. М.М. Поташник. М., 2000.-444 с.

8. Управление качеством образования / Сост. О.Е.Лебедев. М.: РОССПЭН, 2002. - 128 с.

9. Фишман Л.И., Фишман И.С. Управление и руководство школой Л.И. коллектив / Р.Х. Шакуров. М.: Просвещение, 1990. -207 с.

10. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. М., 1999. - 354 с.


Отечественные ученые-экономисты обращают внимание на то, что государство невозможно представить себе без власти, с помощью которой оно обеспечивает реализацию интересов всего общества в развитии социальной инфраструктуры. Финансируя учреждения образования, науки и другие в нематериальной сфере, государство создает условия для их нормального функционирования.

Особенно велика роль государства в формировании человеческого капитала и передаче технологий, являющихся важным фактором экономического роста, воспроизводства рабочей силы. Осуществляет эти функции государство через сеть собственных учебных заведений либо посредством обеспечения единства требований к учебному процессу в негосударственных образовательных структурах.

В научной литературе понятие «управление» определяется как процесс целенаправленного воздействия субъекта управления (например, государства) на объект управления (например, систему образования) для достижения определенных результатов.

Чтобы обеспечивать устойчивую связь между управляющей и управляемой подсистемами, необходимо налаживать обратную связь, которая дает информацию о фактическом выполнении управленческих решений и достижении намечаемых результатов.

Одной из главных целей государственного управления является обеспечение: целостности и упорядоченности экономической системы (включая систему образования); эффективного использования финансовых, материальных, трудовых и других видов ресурсов для создания условий, обеспечивающих достойную жизнь каждого гражданина, получение им конституционно гарантированного общедоступного и бесплатного качественного образования; адекватного реагирования на постоянно изменяющиеся требования российского и мирового рынка труда.

Сущность управления заключается в деятельности управляющих органов по выработке управляющего воздействия и организации его осуществления.

В современных условиях управленческая деятельность достаточно многообразна и направлена на решение большого круга целей и задач, осуществление многочисленных и весьма сложных мероприятий, включая федеральные целевые программы в сфере образования.

Управление целесообразно рассматривать одновременно и как управленческую деятельность, и как механизм управления.

Проводимые в стране научные исследования анализируют достоинство и недостатки государственного управления, вскрывают тенденции и перспективы его развития. Разрабатываются предложения по совершенствованию государственного управления.

Общеизвестно, что в России наибольший управленческий потенциал в разветвленной управляющей системе сосредоточен у государства. Реальные импульсы организационного воздействия на систему образования идут от структур законодательной и исполнительной власти государства.

Государственное управление системой образования - это организующая, упорядочивающая деятельность государства, государственное регулирование различных общественных отношений в сфере образования путем деятельности всех ветвей государственной власти, их органов, государственных служащих.

Следует иметь в виду, что существуют определенные пределы государственного управления. Хотя волевая составляющая государственного управления имеет большое значение, однако возможности регулятивной деятельности государства имеют определенные границы. И на разных этапах развития страны роль государственного регулирования видоизменялась.

Так, действующее законодательство в сфере образования предусматривает, что: образовательное учреждение является юридическим лицом; государственная политика в сфере образования основывается на таких принципах, как свобода и плюрализм, закреплен демократический государственно-общественный характер управления образованием и автономность образовательных учреждений; самостоятельность учреждений в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной деятельности. Педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебников и учебных пособий в соответствии с образовательной программой; образовательные учреждения могут быть негосударственными (частными учреждениями общественных и религиозных организаций). Образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, предусмотренную его уставом.

В действующем федеральном законодательстве специально выделяются статьи об управлении системой образования:

В Законе РФ «Об образовании» - это статьи 28-38;

В Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» - статьи 24, 26.

В законодательстве четко определена компетенция Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления в сфере образования. При этом на федеральном уровне можно проследить компетенцию Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов управления образованием. Указан порядок разграничения компетенции органов государственной власти и органов управления образованием.

Вопросам системы образования посвящены:

В Законе РФ «Об образовании» - статья 8 «Понятие системы образования»;

В Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» - статья 4 «Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования».

Для того чтобы рассмотреть вопрос о совершенствовании управления системой образования, надо прежде всего выяснить, что же является объектом управления в данном случае.

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность:

Взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

Сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

Органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций;

Объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования.

В статье 9 Закона РФ «Об образовании» установлено, что образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на основные и дополнительные общеобразовательные и профессиональные. Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной или профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.

В статье 7 Закона РФ «Об образовании» указано, что в Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие в себя федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения. Основные положения государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, порядок их разработки и утверждения устанавливаются федеральным законом. Государственные образовательные стандарты утверждаются не реже одного раза в десять лет.

Ранее мы уже упоминали, что одной из целей государственного управления является обеспечение целостности и упорядоченности системы образования. В то же время вызывает удивление, что в Законе РФ «Об образовании» в статье 7 «Государственные образовательные стандарты» почему-то не включены в перечень государственных образовательных стандартов, устанавливаемых федеральным законом, государственные стандарты дошкольного и всех уровней профессионального образования.

Тем самым не обеспечивается принцип целостности и упорядоченности системы образования в части устанавливаемых федеральным законом государственных образовательных стандартов всех действующих в России уровней образования.

Также полагаю целесообразным уточнить запись пункта 5 статьи 7, указав, что государственные образовательные стандарты обновляются в соответствии с изменяющимися условиями и требованиями мирового рынка образовательных услуг, не дожидаясь десятилетнего срока их действия. Иначе они устаревают, и подготовка учащихся по ним будет плестись в хвосте мирового развития сферы знаний.

Следующим вопросом совершенствования управления будет модернизация сети образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов.

Работа органов управления образованием в этом направлении проводится постоянно. Но вызывает удивление ее некомплексность, замедленность темпов, нечеткость сроков осуществления и значительный разброс показателей по отдельным регионам.

В целях достижения в России целостности и упорядоченности данного процесса следовало бы конкретизировать виды проводимых мероприятий на федеральном и региональном уровнях и обязательно сроки завершения каждого из них с указанием, какие результаты намечается достичь по итогам модернизации сети образовательных учреждений.

Проводя, например, работу по строительству и введению современных образовательных учреждений, созданию разного рода образовательных комплексов (школа - колледж - вуз, национальный университет и т.п.), необходимо наметить достижение таких результатов, как повышение качества образования, подготовка конкурентоспособных выпускников. В этих целях требуется ликвидровать вторые смены обучения в школах, уменьшить число обучаемых в классах, оснастить учебный процесс современными компьютерами, применять новейшие технологии обучения, осуществлять подготовку и переподготовку педагогов с учетом требований будущего периода.

Другим вопросам совершенствования управления системой образования является внесение существенных изменений во взаимоотношения органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Первым шагом в этом направлении должно быть прекращение многолетних разговоров, обсуждений и экспериментов и наконец-то установление конкретных нормативов финансирования образовательных учреждений с учетом специфики каждого типа, вида, категории, включая особенности действующих в сельской местности, малокомплектных, для особо одаренных детей и молодежи.

Безотлагательного решения требует установление педагогам достаточной оплаты их труда.

В связи с расширением международного сотрудничества острым становится вопрос об установлении эквивалентности российских документов об образовании в иностранных государствах.

Из-за перегруженности сейчас книжного рынка учебниками и учебными пособиями для учебных заведений профессионального образования целесообразно законодательно установить ежегодное утверждение на основе экспертизы перечней рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе учебников и учебных пособий для всех уровней профессионального обучения.

Действие приоритетного национального проекта «Образование» следует определить на длительный период и постоянно значительно увеличивать в нем размеры бюджетного финансирования, как это было определено в текущем году по сравнению с предыдущим годом.

Переход образовательных учреждений из федерального подчинения в регионы и из подчиненности субъектам РФ - органам местного самоуправления должен в обязательном порядке сопровождаться передачей необходимого финансирования, собственности и запрещением их перепрофилирования.

Необходимо, чтобы Федеральное агентство по образованию было единственным федеральным органом управления образованием. Это позволит устранить действующие сегодня значительные согласования и координирующие действия с федеральными отраслевыми системами образования. Таким путем будет сделан существенный вклад в реализацию проводимой в стране административной реформы.

Еще одним вопросом совершенствования управления образованием является тщательное регламентирование деятельности юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования. Эти организации включены в систему образования Федеральным законом в 2005 году и требуют четкого формулирования их роли и значения на всех уровнях управления образованием.

Также необходимо иметь в виду, что в условиях происходящих в стране изменений постепенно уточняется роль государства в управлении и контроле с тем, чтобы она отвечала социально-экономическим реалиям, потребностям в образовании общества в целом и каждого его гражданина.

Полагаю необходимым, чтобы законами субъектов РФ по управлению образованием предусматривалось обязательное условие - обеспечение эффективного использования финансовых, материальных, трудовых и других видов ресурсов для достижения намечаемых в регионах результатов системы образования. Для этого в региональных органах управления образованием следует вводить структурное подразделение с наделением его контролирующими функциями и выделять соответствующие средства на их содержание.

Считаю целесообразным в Законе РФ «Об образовании»:

В ст. 7 предусмотреть установление федеральным законом основных положений государственных образовательных стандартов дошкольного и всех уровней профессионального образования;

В ст. 30 указать о модернизации сети образовательных учреждений с упоминанием конкретных ее направлений;

В ст. 27 записать об установлении эквивалентности российских документов об образовании в иностранных государствах;

В ст. 28 установить для всех уровней профессионального образования ежегодное утверждение на основе экспертизы перечней рекомендованных (допущенных) к использованию учебников и учебных пособий;

В ст. 41 предусмотреть финансирование мероприятий приоритетного национального проекта «Образование»;

В ст. 37 определить Федеральное агентство по образованию единственным федеральным органом управления образованием;

В ст. 29 записать о создании в субъектах РФ в органах управления образованием структурных подразделений, осуществляющих контрольные функции.

Виктор ПРИВЕЗЕНЦЕВ, кандидат экономических наук, заслуженный экономист РФ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. 4
2. КОМПЛЕКСНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ. 7
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 18

ВВЕДЕНИЕ
Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую собственную структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной деятельности, а также: наличие объективного статуса людей в определённой сфере деятельности, совокупность ролей, исполняющихся людьми, ассоциированных в рамках данного социального института, наличие социальной нормы, которая выражает меру, с помощью которой определяется стандарт поведения людей, оценивается их деятельность и определяются санкции. Но и социальные нормы являются условиями выбора ролевого поведения и способ её измерения (поощрение и порицание); они организовывают и регулируют деятельность людей и их взаимоотношения в рамках единого социального института.
Образование как институт определяется двумя аспектами - социальным и культурным, - первый отражает структурную сторону социального института, второй - функциональную сторону, определённый способ его деятельности. Их взаимодействие обуславливает развитие и самосохранение института.
В современном обществе система образования представляет собой довольно сложную многоступенчатую, иерархически построенную структуру. На всех уровнях работники образования, кроме своих прямых задач по обучению и воспитанию, решают и управленческие задачи по руководству педагогическими коллективами. Поэтому профессиональная подготовка педагога, который когда-то может стать руководителем педагогического коллектива, предполагает получение им знаний в области психологических основ управления людьми, в частности руководства ученическим и педагогическим коллективами.

1. СУЩНОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.
Одним из основных средств развития личности и формирова¬ния ее базовой культуры выступает содержание образования.
В тра¬диционной педагогике, ориентированной на реализацию преиму¬щественно образовательных функций школы, содержание образования определяется как «совокупность систематизированных знаний, уме¬ний и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достиг-нутый в результате учебно-воспитательной работы. Это так называемый знаниево-ориентиро¬ванный подход к определению сущности содержания образования.
При таком подходе в центре внимания находятся знания как отражение духовного богатства человечества, накопленного в про¬цессе поисков и исторического опыта. Знаниево-ориентирован¬ное содержание образования способствует социализации личности, вхождению человека в со¬циум. С этой точки зрения такое содержание образования является жизнеобеспечивающей системой.
Однако при знаниево-ориентированном подходе к содержанию образования знания являются абсолютной ценностью и заслоня¬ют собой самого человека. Это приводит к идеологизации и регла¬ментации научного ядра знаний, их академизму, ориентации со¬держания образования на среднего ученика и другим негативным последствиям.
В последнее десятилетие в свете идеи гуманизации образова¬ния все более утверждается личностно-ориентированный под¬ход к выявлению сущности содержания образования. Под содержанием образова¬ния понимают педагогически адаптированную систему знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмо¬ционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обес¬печить формирование всесторонне развитой личности, подготов¬ленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материаль¬ной и духовной культуры общества.
Итак, при личностно-ориентированном подходе к определе¬нию сущности содержания образования абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек. Та¬кой подход обеспечивает свободу выбора содержания образова¬ния с целью удовлетворения образовательных, духовных, куль¬турных и жизненных потребностей личности, гуманное отноше¬ние к развивающейся личности, становление её индивидуальности и возможности самореализации в культурно-образовательном про¬странстве.
Традиционная педагогика признавала фактически лишь соци-альную сущность человека, из которой следовало, что целью об¬разования выступают формирование социально значимых качеств, развитие человека как члена общества.
Личностно-ориентированное содержание образования направ¬лено на развитие целостного человека: его природных особенно¬стей (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, труже¬ником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, ду¬ховности, творчества). При этом развитие и природных, и соци¬альных, и культурных начал осуществляется в контексте содержания образования, имеющего общечеловеческую, нацио¬нальную и региональную ценность.
Содержание образования имеет исторический характер, по¬скольку оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Это означает, что оно изменя¬ется под влиянием требований жизни, производства и уровня раз¬вития научного знания.
Образование рассматривается как социальный институт, как одна из социальных подструктур общества. Содержание образо¬вания отражает состояние общества, переход от одного его состо¬яния к другому. В настоящее время - это переход от индустри¬ального общества XX в. к постиндустриальному или информаци¬онному XXI в. Развитие и функционирование образования обус¬ловлено всеми факторами и условиями существования общества: экономическими, политическими, социальными, культурными и дру¬гими.
Для того чтобы обучение и воспитание детей велось с учетом имеющихся научно-психологических знаний, в системе образования создается и функционирует психологическая служба. Работники психологической службы образования принимают участие в решении вопросов, касающихся судьбы ребенка, его обучения и воспитания, начиная с младенческого и кончая старшим школьным возрастом. На всем протяжении жизни ребенка он должен находиться в сфере внимания со стороны профессиональных психологов. В течение всего этого времени, занимающего в среднем от 16 до 18 лет, должно вестись систематическое наблюдение за психологическим развитием ребенка. В ходе него проходят регулярные психодиагностические обследования, оценивают характер и темпы психологического развития ребенка, дают рекомендации по его обучению и воспитанию, контролируют их реализацию.
Цель современного образования - развитие тех свойств лично¬сти, которые нужны ей и обществу для включения в социально цен¬ную деятельность. Такая цель образования утверждает отношение к знаниям, умениям и навыкам как средствам, обеспечивающим достижение полноценного, гармоничного развития эмоциональ¬ной, умственной, ценностной, волевой и физической сторон лич¬ности.
Знания, умения и навыки необходимы для применения в жизни усваиваемой культуры. Изучение основ наук и искусства в образовательных учреждениях не самоцель, а средство усвоения методов поиска и проверки истины, познания и разви¬тия прекрасного.

2. КОМПЛЕКСНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед – это и есть первоочередная задача всех целевых комплексных программ в сфере образования, а в частности приоритетного национального проекта «Образование» .
Для реализации данной задачи в проекте предусмотрено несколько взаимодополняющих подходов. Во-первых, выявление и поддержка «точек роста». Государство стимулирует учреждения и целые регионы, внедряющие инновационные программы и проекты, поощряет лучших учителей, выплачивает премии талантливой молодежи – то есть делает ставку на лидеров и содействует распространению их опыта. Государство поощряет тех, кто может и хочет работать, – это касается и учащихся школ, и студентов вузов, и преподавателей. Поддержку получают наиболее эффективные и востребованные образовательные практики – образцы качественного образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех.
С другой стороны, ряд направлений проекта нацелен на обеспечение доступности, выравнивание условий получения образования: обеспечение для всех школ высокоскоростного доступа к глобальным информационным ресурсам, размещенным в сети Интернет, поставки учебного оборудования и школьных автобусов и т. д.
При этом проект предполагает внедрение новых управленческих механизмов. Создание в школах попечительских и управляющих советов, привлечение общественных организаций (советы ректоров, профсоюзы и т.д.) к управлению образованием – вот способы сделать образовательную систему более прозрачной и восприимчивой к запросам общества. Реализацию этого подхода обеспечивают конкурсные процедуры поддержки, предусмотренные в большинстве мероприятий проекта.
Кроме того, проект привносит значительные изменения в механизмы финансирования образовательных учреждений. Бюджетные средства на реализацию программ развития, как правило, направляются непосредственно в образовательные учреждения, что способствует развитию их финансовой самостоятельности. Распределение средств в общем образовании осуществляется на основе подушевого принципа финансирования с учетом объективных особенностей организации образования для городских и сельских учащихся. Принципы установления поощрений лучшим учителям и доплат за классное руководство задают основы для введения новой системы оплаты труда учителей, ориентированной на стимулирование качества и результативности педагогической работы.
Основная цель комплексной модернизации образования - предоставить всем школьникам возможность получить качественное общее об¬разование. В первую очередь это означает обеспечение современ¬ных условий:
а) оснащенность комплексом учебного и компьютерного оборудования, функциональ¬ные возможности которого полностью обеспечивают ре-ализацию основных про¬грамм общего образования;
б) укомплектованность педаго¬гическими кадрами, имею¬щими необходимую квали¬фикацию, по каждому из предметов базисного учебно-го плана;
в) соответствие требованиям Санитарно-эпидемиологичес¬ких правил и нормативов, что гарантирует безопасность и комфорт для всех участни¬ков образовательного про¬цесса;
г) насыщенную коммуникатив¬ную образовательную среду, обеспечивающую полноцен¬ное развивающее общение со сверстниками;

3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Основными причинами не¬соответствия систем образования современным условиям являют¬ся экономические и финансовые механизмы, нечувствительные к результативности и качеству предоставляемых услуг. Раньше образовательные учреждения финансировались по смете рас¬ходов, а не по нормативу стои¬мости стандартной образова¬тельной услуги. Размер оплаты труда учителя определялся лишь количеством проведенных уро-ков и не учитывал качества всей педагогической работы.
Теперь в рамках комплекс¬ных проектов модернизации об-разования (КПМО) в регионах вводится новая система оплаты труда работников (НСОТ) и осуществляется переход на нор¬мативное подушевое финансиро¬вание образовательных учрежде¬ний (НПФ) .

Переход на нормативное подушевое финансирование
НПФ образовательных уч¬реждений строится на двух принципах. Первое: на регио¬нальном уровне устанавливают¬ся нормативы бюджетного финансирования на заработную плату работников и текущие учебные расходы в расчете на од¬ного обучающегося. Второе и главное: средства по нормативу из регионального бюджета дово¬дятся до каждого общеобразова¬тельного учреждения.
Основные преимущества та¬кого механизма:
- школы рассчитывают собст¬венные доходы и, исходя из них, формируют расходы. Это означает переход в обра¬зовании от непрозрачной за¬тратности (когда школы вы¬нуждены выпрашивать сред-ства у учредителя, и бюджет делится между школами субъективно) к четкому фи¬нансовому планированию и эффективному самостоятель¬ному хозяйствованию;
- ресурсное обеспечение уч¬реждения зависит от количе¬ства обучающихся, выбрав¬ших данное учреждение, а значит - от качества и ре-зультативности предоставля¬емых образовательных услуг. И не зависит от численности работников, количества сформированных классов-комплектов и учебных групп, объемов учебной нагрузки, устанавливаемой детям. Средства, высвобожденные благодаря рациональному комплектованию штатного расписания, учебных групп, учебного расписания, оста¬нутся в общеобразователь¬ном учреждении и могут быть по решению руководст¬ва и коллектива школы на¬правлены на поощрение хо¬рошо работающих учителей, на улучшение оснащенности образовательного процесса;
- происходит неадминистра¬тивное регулирование сети школ, разнообразия и качест¬ва образовательных услуг в соответствии с реальными запросами. Ресурсы начина¬ют концентрироваться в эф-фективно работающих шко¬лах, наилучшим образом обеспечивающих потребнос¬ти жителей всех близлежа¬щих территорий.
В настоящее время более чем в половине регионов средства, по-ступившие в бюджеты муници¬пальных образований из регио¬нального бюджета по нормати¬ву, пока не передаются школам напрямую, а перераспределяют¬ся учредителем между подведом¬ственными общеобразовательны¬ми учреждениями. Такое перерас¬пределение по сути ухудшает фи¬нансирование более эффективных школ в пользу менее эффек-тивных и, очевидно, не приводит к улучшению качества образова¬тельных услуг ни в тех, ни в дру¬гих общеобразовательных уч¬реждениях.
Исходя из новой модельной методики перехода на НПФ, раз-работанной в процессе подготов¬ки к запуску комплексных про¬ектов и рекомендуемой Минобрнауки России, пер¬воначальный размер норматива целесообразно устанавливать от¬дельно для города и села в со¬ответствии со сложившейся на практике оптимальной суммой, обеспечивающей реализацию об¬разовательного стандарта.
На переходный период (по¬рядка трех лет) предлагается вводить временные адаптацион¬ные надбавки, задача которых - не заморозить прежние условия, а не допустить их ухудшения, но при этом стимулировать к по¬иску путей и возможностей их улучшения. При новом подходе улучшение условий гарантиру¬ет повышение доходов учрежде¬ния. Этот подход обеспечивает постепенное снижение неэф¬фективных расходов и рост нор¬матива по мере развития сети об¬разовательных учреждений. По мере роста норматива у школ по¬является возможность увеличи¬вать и фонд оплаты труда, и до¬лю средств, направляемых на ос¬нащение учебного процесса.
Таким образом, применение регионами модельной методики перехода на НПФ позволяет мо¬тивировать образовательные уч¬реждения на повышение качест¬ва работы без резкого измене¬ния объема их финансирования. Благодаря применению модель¬ной методики величина норма¬тива в среднем по регионам, поддерживаемым в рамках на-ционального проекта, к 2010 году увеличится в полтора ра¬за, а также в среднем в два ра¬за возрастет доля учебных расходов в нормативе, достиг-нув 10%.

Новые системы оплаты труда
Традиционно применяемая в общеобразовательных учрежде¬ниях тарифная почасовая сис¬тема оплаты труда учителей не позволяет в полной мере учесть усилия, затраченные педагогом на подготовку и проведение учебных занятий, а также вос¬питательную, методическую, внеурочную работу. Прежняя си¬стема заставляет учителей брать как можно больше учебных ча¬сов, даже искусственно наращи¬вать количество уроков в ущерб качеству образования.
С другой стороны, очевидно, что чем больше класс, тем боль¬ше усилий требуется учителю для проведения урока. Чем меньше класс - тем учителю проще. Так как при традицион¬ной системе труд педагога оп-лачивается вне зависимости от количества учеников в классе, то у учителей нет экономических стимулов для выполнения более сложной работы.
Таким образом, для измене¬ния сложившейся ситуации, не¬избежно ведущей к падению ка¬чества образования, требуется создать и закрепить нормативными актами механиз¬мы учета в зарплате (причем, в ее базовой части) всех видов де¬ятельности учителя, а не толь¬ко аудиторной нагрузки - уроков; повышения сложности тру¬да педагога при увеличении количества учеников в классе. Ко¬нечно, при этом ни в коем слу¬чае не может идти речь о нару¬шении санитарных норм: коли¬чество учеников в стандартном учебном кабинете не может пре¬вышать 25 человек.
В усло¬виях НПФ фонд оплаты труда общеобразовательного учрежде¬ния формируется не в зависи¬мости от количества учителей и единой тарифной сетки, а в за¬висимости от количества обуча¬ющихся. Это позволяет эффек¬тивно работающим учреждени¬ям уже сейчас в рамках имею¬щегося фонда оплаты труда учитывать при начислении зар¬платы интенсивность, уровень сложности и специфику как урочной, так и внеурочной дея¬тельности каждого учителя, а также вводить стимулирующие выплаты за высокое качество и результативность.
В рамках КПМО предлагается отличная от тради¬ционной почасовой норма учета ау¬диторной нагрузки учителя - пе¬дагогическая услуга в расчете на одного учащегося. Ее стоимость рассчитывается внутри школы на основании имеющегося у нее фон¬да оплаты труда, количества уча¬щихся и школьного учебного пла¬на. В этом случае искусственное увеличение количества классов в школе и уроков в учебном плане не приводит к росту оплаты тру¬да учителя, как это было раньше. Педагогический коллектив теперь не заинтересован в раздувании рас-писания за счет излишнего увели¬чения учебного времени на пред¬меты и является сторонником ра¬ционального укомплектования классов и учебных групп.
В моделях НСОТ также предусмотрена возможность введения на уров¬не школ коэффициентов, позво¬ляющих учесть особенности ре-ализуемых педагогами образова¬тельных программ.
Помимо основной - «базо¬вой» - части зарплаты в новых региональных системах оплаты труда дополнительно предусмо¬трена стимулирующая часть. Ее доля в общем фонде оплаты тру¬да общеобразовательных учреж¬дений по окончании комплекс¬ных проектов составит 20-40%.
Во всех регионах стимулиру¬ющие выплаты учителям выпла-чиваются за достигнутые резуль¬таты и высокое качество. Разра¬ботка критериев качества и оцен¬ка по этим критериям достигну¬тых результатов осуществляются в школе с участием школьного совета.
Постоянная общественная оценка качества и результатив¬ности труда учителя при выпла¬те стимулирующих надбавок бу¬дет способствовать становле¬нию более открытых, уважитель¬ных и партнерских отношений между учителями и учащимися, учителями и родителями, учи¬телями и местным сообществом.
В развитие общественной оценки качества труда учителей для полноценного введения НСОТ от регионов в перспек¬тиве потребуется также обнов¬ление в рамках своей компетен¬ции порядка аттестации руково-дителей школ и педагогических кадров с учетом механизмов оценки качества образования.
Рост доходов учителей
Важно отметить, что все реги¬оны, внедряющие комплексные проекты, обеспечивают неухудше¬ние условий труда и неснижение зарплат при переходе на НСОТ. Однако новые механизмы ве¬дут к тому, что зарплата у учи¬телей вырастет не одинаково, а тем больше, чем качественнее ра¬ботает учитель.
Дополнительные возможнос¬ти повышения доходов учителей заложены в оптимизации доли фонда оплаты их труда в общем фонде оплаты труда образова¬тельного учреждения. Во всех регионах, внедряющих КПМО, по окончании проекта ФОТ учителей достигнет опти-мального значения (порядка 70%).
К 2009 году в 18 субъектах Российской Федерации новая система оплаты труда будет действовать во всех школах. Поэтапное введение НСОТ начиная с наиболее эффектив¬ных и крупных учреждений (имеющих большой ФОТ бла¬годаря нормативному подушево¬му финансированию) возможно даже без роста бюджетных рас¬ходов. Первоначально это приведет к смене механизмов начис¬ления заработной платы. Посте¬пенное увеличение доли стиму¬лирующей части и стоимости педагогической услуги будет происходить за счет повышения эффективности бюджетного пла¬нирования и роста доходов уч¬реждения. При повышении нор¬матива в связи с выравнивани¬ем стоимости образовательной услуги область внедрения НСОТ будет расширяться.

Системы мониторинга и оценки качества
Объективная, внешняя, неза¬висимая система оценки качест¬ва, восприимчивая к актуальным и перспективным запросам лич¬ности, общества и государства - необходимый системный инст¬румент. От него во многом за¬висит эффективность использо¬вания основных экономических механизмов: НСОТ и НПФ (на уровне принятия гражданами ре¬шения о выборе места получе¬ния образования), а также при¬нятие управленческих решений об изменении сети общеобразо¬вательных учреждений.
Итоговая аттестация за курс основной и средней общеобра-зовательной школы проводится по измерительным материалам и критериям, разработанным на федеральном уровне. По ее ре¬зультатам выпускники получа¬ют соответствующие аттестаты и могут продолжить образова¬ние на последующих ступенях, в учреждениях профессиональ-ного образования. Современные механизмы внешней оценки поз¬волят гражданам объективно судить о качестве школьного обучения.
Немаловажно, что оценка ка¬чества может осуществляться не только как аттестация учащих¬ся, но и как иные замеры _ пе¬дагогическая, психологическая диагностика, социологические, эргономические и другие иссле¬дования. Отрадно, что при ор¬ганизации региональных систем оценки качества активно ис¬пользуются наработки конкурсов приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО).
Для оптимальной организа¬ции системы мониторинга субъ¬ектам Российской Федерации следует разработать и закрепить нормативными актами регио¬нальные регламенты:
■ учета на уровне региона, му¬ниципального образования, образовательного учрежде¬ния результатов регионально¬го мониторинга и оценки ка¬чества образования;
■ разработки критериев и осу¬ществления оценки качества образования на уровне обра¬зовательного учреждения при участии школьных советов.

Расширение общественного участия в управлении образованием
Ключевым условием и фак¬тором успешности комплексной модернизации образования явля¬ется полноценное общественное участие в управлении образова¬тельными учреждениями, в фор¬мировании образовательной по¬литики на местном, региональ¬ном уровнях. Привлечение об¬щественных институтов к учас¬тию в управлении образованием заключается в передаче им ряда управленческих полномочий.
Основной формой обществен¬ного участия будут общественные советы на всех уровнях управле¬ния образованием, в том числе:
- управляющие советы образо¬вательных учреждений. Они будут участвовать в форми¬ровании образовательной программы и программы раз¬вития учреждения, в разра¬ботке локальных норматив¬ных актов, охватывающих различные вопросы функци¬онирования учреждения, в распределении стимулирую¬щих выплат учителям и ре¬шении иных финансовых во¬просов и др.;
- общественные советы и ко¬миссии на муниципальном уровне. Предполагается их участие в формировании и ре¬ализации программы развития муниципальной образователь¬ной сети, стимулировании ру-ководителей образовательных учреждений, обсуждении му¬ниципальных расходов на содержание и коммунальное обслуживание школьных зда-ний и др.;
- региональные экспертные со¬веты будут принимать учас¬тие в формировании и напол¬нении образовательного стан¬дарта в части компетенции субъектов Российской Феде¬рации, установлении подуше¬вого норматива финансирова¬ния образовательных учреж¬дений, обсуждении и совер¬шенствовании механизмов ре¬ализации государственной образователь-
ной политики, отборе инновационных уч¬реждений, получающих реги-ональную поддержку, и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно выделить основные на¬правления комплексной модер¬низации образования:
введение новой системы оп¬латы труда работников обще¬го образования, направлен¬ной на повышение доходов учителей (НСОТ);
переход на нормативное по¬душевое финансирование об-щеобразовательных учрежде¬ний;
развитие региональной сис¬темы мониторинга и оценки качества образования;
развитие региональной сети общеобразовательных учреж¬дений: обеспечение условий для получения качественного общего образования незави¬симо от места жительства;
расширение общественного участия в управлении обра¬зованием.
Большие преобразования в системе повышения квалификации и переподготовки кадров должны произойти с учетом: введения новой системы оплаты труда; дальнейшего развития института в условиях конкурентной среды; выполнения новых функций деятельности в связи с реализацией целевой программы «Развитие системы образования на 2008 – 2010 годы».
Развитие системы непрерывного образования позволит создать условия для формирования гибких образовательных траекторий, обеспечит реакцию системы образования на динамично изменяющиеся потребности личности, общества, экономики. Одновременно появятся возможности для выравнивания доступа к качественному образованию на всех уровнях, образовательной системы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный закон от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ «Об обра¬зовании» (с последующими изменениями и дополнениями).
2. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании» / Отв. ред. В. И. Шкатулла.- М.: Юристь, 2007.
3. Национальный проект "Образование": Чего мы ждем от реформы // Нац. проекты. - 2007. - № 5. - С. 51-52.
4. Никитин, Э.Создание организационных условий для реализации приоритетного национального проекта "Образование" / Э. Никитин, И. Чечель // Нар. образование. - 2006. - № 4. - С. 21-50.
5. О направлениях, основных мероприятиях и параметрах приоритетного национального проекта "Образование" // Государство и право. - 2006. - № 1. - С. 2-3.
6. Педагогика /Под ред. Л. П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
7. Поташник М. М., Моисеев А. М. Управление современной школой (В вопросах и ответах). - М.: Новая школа, 2007.
8. Фурсенко, А. О реализации приоритетных национальных проектов в сфере образования / А. Фурсенко// Альма матер: Вестн. высш. шк. - 2006. - № 1. - С. 21-14.

Особенности управления развитием новой образовательной системы определяются, во-первых, тем местом, которое занимает образование в современном общественном развитии, а именно, тем, что образование превращается в одну из самых обширных и важных сфер человеческой деятельности, которая теснейшим образом переплетена со всеми другими сферами общественной жизни: экономикой, политикой, сферами как материального производства, так и духовной жизни. Во-вторых, особенности управления современной системой образования принципиально определяются тем состоянием, в котором в последние десятилетия находится сфера образования, а именно, состоянием экспоненциального расширения, сопровождающимся острыми кризисными явлениями и поисками путей выхода из кризиса. Эти поиски носят как теоретический, так и практический характер, в их ходе проявляются характерные черты новой образовательной системы. Эти характеристики новой системы образования также существенно влияют на особенности управления образованием в современном мире.

Важнейшей особенностью управления образованием в современных условиях является то, что проблемы образования должны решаться не только на уровне собственной образовательной системы. Решение этих проблем должно стать компонентом общегосударственной политики. То есть управление образованием должно осуществляться не только специализированными образовательными министерствами, но оно должно быть компонентом крупных правительственных программ, охватывающих все сферы общественной жизни. Проведение единой государственной политики в образовательной системе является важной задачей управления образованием как в России, так и во многих других странах. Только высокий приоритет образования в государственной политике может обеспечить необходимый уровень управления сферой образования в современном мире. При этом приоритетность образования должна быть не только провозглашена, но и последовательно реализовываться в политической практике. Глобальный характер формирующейся образовательной системы требует эффективного управления процессами ее развития на межгосударственном, международном уровне. При этом необходимы не просто международные контакты образовательных министерств, а реализация крупных межгосударственных, глобальных программ в области становления новой образовательной системы. Существенные особенности управления новой образовательной системой определяются и тем, что она имеет сложную структуру. Основными подсистемами современной системы образования являются педагогическая, технологическая, организационная, экономическая, которые находятся в сложном взаимодействии между собой и с другими сферами общественной жизни, поэтому важнейшим принципом управления образованием на всех уровнях: межгосударственном, общегосудартвенном, региональном, муниципальном, а также уровне образовательного учреждения, - должен быть принцип системности.

Управление развитием новой системы образования может быть эффективным только тогда, когда применение новых образовательных технологий, инновационных методов преподавания и обучения, становление новых организационных структур и форм, формирование новых экономических механизмов в сфере образования осуществляются в единстве и взаимодействии. Проблемы совершенствования учебного процесса, механизмов его финансирования, развития организационных форм не могут решаться изолированно. Эти проблемы должны рассматриваться и решаться как компоненты единого процесса формирования целостной образовательной системы.

Управление образованием в современных условиях ориентировано главным образом на решение проблем:

1. Организации такого доступа к образованию, который бы удовлетворял образовательные потребности людей в ХХI веке (образование должно стать доступным с раннего детства в течение всей жизни человека);

2. Обеспечения равенства доступа к образованию для всех людей на всех уровнях образования;

3. Повышение качества образования и достижение его релевантности, т.е. соответствия запросам общества;

4. Резкого повышения эффективности, производительности образовательной системы.

Все эти проблемы должны решаться в условиях увеличения числа обучающихся при практически повсеместном сокращении государственных средств, выделяемых на одного обучаемого. Сложность проблем в сочетании с сокращением государственного финансирования требует пересмотра роли и функций государства, предприятий, учебных заведений, семьи, самих обучающихся в финансировании и организации образования.

Особенностью управления образованием в современных условиях является необходимость привлечения к решению проблем образования различных социальных институтов, главным образом предприятий и семьи, а также пересмотр роли учебных заведений и самих обучающихся в организации и поддержании процесса образования.

Роль обучаемого в организации его образования становится более значительной, поскольку современный учебный процесс все в большей степени становится процессом самообучения, когда обучаемый сам выбирает свою образовательную траекторию в детально разработанной учебной среде; на высоких уровнях образования обучаемый участвует в оплате процесса обучения.

Характерной особенностью управления современной образовательной системой для эффективного решения вышеперечисленных проблем должно быть и дальнейшее развитие принципа автономности учебных заведений, возможностей самостоятельно определять основные характеристики образовательного процесса, в частности, используемые методы и технологии, структуру кадрового потенциала, источники финансирования, контингент обучающихся и др.

Устанавливаются новые взаимоотношения общегосударственных, региональных, муниципальных органов управления образованием между собой, а также с образовательными учреждениями и обучаемыми. Развивается и реализуется принцип децентрализации управления образованием, разграничения компетенции, полномочий и ответственности между его различными уровнями.

До недавнего времени государственные органы управления образованием во многих странах непосредственно руководили работой государственных образовательных учреждений. В России в условиях командно-административной системы такое непосредственное руководство принимало форму распределительного, директивного, бюрократического управления образованием. Однако в современных условиях такая система управления образованием оказывается неэффективной как с экономической, так и с педагогической точек зрения.

Государство оказывается перед необходимостью пересмотреть свою роль в сфере образования. Если раньше образовательные учреждения были полностью административно подчинены государственным органам управления образованием и являлись фактически как бы подразделениями этих органов, то в новой образовательной системе государство способствует развитию автономии образовательных учреждений, их административной самостоятельности. За государственными органами управления образованием остаются функции разработки стратегии развития образовательной системы и регулирования процессов реализации этой стратегии. По отношению к образовательным учреждениям государство из непосредственного руководителя активно превращается в заказчика и потребителя образовательных услуг.

Государственные органы управления образованием все больше выступают в роли покупателей услуг образовательных учреждений, функции этих органов все больше перемещаются из сферы производства образовательных услуг в область защиты интересов потребителей услуг учебных заведений. В новой образовательной системе в основе отношений между органами управления образованием и учебными заведениями лежит система заключения договоров на выполнение образовательными учреждениями заказов на подготовку кадров. Для эффективного функционирования этой системы государство способствует развитию в сфере образования полнокровной рыночной ситуации, конкуренции и на стороне производителей, и на стороне потребителей образовательных услуг.

Развитие системы договоров на подготовку кадров между государственными органами управления образованием и учебными заведениями предполагает, что в этих договорах фиксируются требования к качеству образования и существует система контроля за выполнением этих требований. В России требования к качеству образовательных услуг фиксируются посредством развития системы государственных образовательных стандартов, которая имеет федеральный и национально-региональный компоненты. Эти стандарты, в которых фиксируется обязательный минимум содержания основных образовательных программ, объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников, выступают в новой системе образования как основа оценки уровня полученного образования, его качества. На базе государственных образовательных стандартов создается национальная система контроля качества образования, организуются федеральные и региональные центры контроля качества образования и тестирования.

Контроль за качеством образовательных услуг может осуществляться как посредством развития системы лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений, так и путем обеспечения выбора обучающимися того учебного заведения, которое предоставляет образовательные услуги высокого качества. Развитие обоих этих путей актуально для управления современным образованием.

Важной задачей современного управления образованием является интеграция национальной системы контроля качества образования в международную.

Таким образом, основными особенностями управления современной образовательной системой, определяющими ее стратегические ориентиры, являются необходимость проведения активной политики по развитию новой образовательной системы как на общегосударственном уровне, так и на международном, глобальном уровнях, а также высокий приоритет образования на всех этих уровнях является необходимым условием эффективного управления образованием в современном мире.

Среди основных проблем следует выделить следующие:

1. Недостаточное финансирование организаций высшего, среднего и начального профессионального образования (бюджетное финансирование осуществляется в лучшем случае 40-50%);

2. Низкая заработная плата педагогов;

3. Плохое материально-техническое обеспечение образовательного процесса, то есть многие учебные заведения не получали из бюджета средства на приобретение нового учебно-лабораторного оборудования.

4. Доступность качества образования в учебных организациях, для способных детей из малообеспеченных семей, отдаленных регионов России стало проблематично, так как в значительной мере зависит не только от способностей детей и молодежи, сколько от материального положения и места проживания.

Для решения данных проблем необходимы определенные меры:

1. Дошкольное образование: разработка и внедрение федеральных, региональных стандартов и их финансирование; введение раздельного финансирования дошкольного обучения и содержания детей.

2. Общее среднее образование: осуществление комплекса мер, направленных на изменение социального статуса учителя; создание при общеобразовательных школах попечительских советов; разработка стандартов содержания общего образования; акцент деятельности школы на воспитание детей.

3. Высшее профессиональное образование: разработка государственных стандартов с учетом современных и перспективных потребностей государства, общества, личности; разработка новых более жестких требований к аттестации и аккредитации вузов, в первую очередь, филиалов и негосударственных; создание более справедливых доступов к высшему образованию на основе экспериментальной отработки системы единых государственных экзаменов.

Таким образом речь идет о создании надежного механизма устойчивого развития системы образования, в котором будут решены следующие задачи:

1. Обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей в получении полноценного образования.

2. Достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования.

3. Повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки.

4. Формирование в системе образования организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных фондов.

Лучшие статьи по теме