Для школьников и родителей
  • Главная
  • Проекты
  • Роль и вклад И.Сеченова и И.Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности. История развития русской физиологии: А.А. Ухтомский, И.М. П. Павлов Роль сеченова в изучении внд

Роль и вклад И.Сеченова и И.Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности. История развития русской физиологии: А.А. Ухтомский, И.М. П. Павлов Роль сеченова в изучении внд

И.М. Сеченов (рис. 54) был физиологом широкого диапазо­на. Его исследования касались многих сторон физиологичес­кой науки. Однако особый интерес он проявил к физиологии мышц и нервов.

По окончании Петербургского университета И.М. Сеченов окончательно избирает своей специальностью физиологию и едет совершенствоваться за границу. Там он работает у извест­ных физиологов того времени - И. Мюллера, Э.Г. Дюбуа-Рей-мона, К. Бернара, К.Ф.В. Людвига, Г. Гельмгольца. Уже в на­чале своей научной деятельности за границей И.М. Сеченова отличается стремлением к самостоятельности исследований, выполняемых оригинально и тщательно.

По возвращении из-за гра­ницы Сеченов активно развива­ет научную деятельность на ка­федре физиологии Медико-хи­рургической академии в Петер­бурге. В тот период его особен­но интересует физиология нервной системы.

В 1862 г. Сеченов открывает наличие центрального тормо­жения в головном мозге, дока­зав это на простом, но убеди­тельном опыте. У лягушки бы­ли удалены полушария, но ос­тавлен межуточный мозг (зри­тельные бугры). Помещая на зрительные бугры кристаллы поваренной соли, он вызывал резкое замедление в образова­нии дуги сгибательного ре­флекса. Это открытие принесло Сеченову всемирную извест­ность. Вскоре он публикует свой замечательный трактат "Рефлексы головного мозга", в котором показывает, что пси­хические явления по своей природе являются рефлексами го­ловного мозга. Психическая деятельность, утверждает Сече­нов, невозможна без внешних раздражений органов чувств. Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы. В ежедневной сознательной жизни человек не может отрешиться от влияния на него из­вне через органы чувств и от чувствований, идущих от его собственного тела. Ими и поддерживается вся его психичес­кая жизнь. Таким образом, Сеченов утверждает положение о том, что содержанием психики человека является матери­альный мир, отраженный в форме ощущений, представле­ний, понятий.

Заслуги И.М. Сеченова перед русской и мировой наукой ог­ромны и неоспоримы. К.А. Тимирязев называл Сеченова от­цом отечественной физиологии, создавшим школу русских физиологов. Среди учеников Сеченова был ряд крупных уче­ных, таких, как В. В. Пашу тин, Б.Ф. Вериго, СВ. Кравков, В.Я. Данилевский, М.Н. Шатерников. Особенно следует отме­тить имя одного из талантливых учеников Сеченова - Н.Е. Введенского, исследования которого по физиологии нерв-

но-мышечных волокон могут быть названы классическими. Введенским предложена своеоб­разная концепция о природе тор­можения и создано учение о пара­биозе.

Однако И.М. Сеченов высказал ряд положений о строгой обуслов­ленности работы мозга, не опира­ясь на сколько-нибудь большой экспериментальной материал. Экспериментально закономернос­ти, лежащие в основе высшей нервной деятельности, были по­лучены И.П. Павловым и его школой.

Рис. 55. И.П. Павлов

Роль И.П. Павлова (рис. 55), одного из крупнейших естество­испытателей конца XIX - нача­ла XX в., поистине огромна. Ему удалось создать совершенно новый раздел в науке, и притом один из сложнейших - физи­ологию больших полушарий. До работ Павлова физиологии головного мозга как стройной научной системы знаний не су­ществовало. Работы, посвященные физиологии мозга и нер­вов, носили весьма разрозненный характер. Величайшая за­слуга Павлова состоит в том, что, создав свой оригинальный метод условных рефлексов, изучив при его помощи физиоло­гические механизмы корковой деятельности, он вместе с тем синтезировал весь опыт прошлого, проверив и уточнив ряд по­ложений многочисленными, исключительно точными экспе­риментами.

Таким образом, павловская физиология характеризуется широтой научной мысли и всесторонним исследованием пред­мета, она направлена на обобщение массового фактического материала, вследствие чего и носит преимущественно синте­тический характер. Прежние исследования, разрабатывав­шие различные частные вопросы нейрофизиологии, носили аналитический характер и не могли подняться до уровня ши­рокого обобщения найденных фактов. Нужен был гениаль­ный взмах павловской мысли, чтобы привести в стройную си­стему массу добытых, порой противоречивых фактов, полу­ченных в результате прошлого опыта и собственных изуми­тельных по своему совершенству экспериментов, чтобы со адать новое учение о высшей нервной деятельности животных

и человека.

Учение о высшей нервной деятельности, связанное с имена­ми И.М. Сеченова и И.П. Павлова, построено на рефлекторном принципе. Под рефлексом подразумевается ответная реакция организма на раздражение внешней среды, осуществляемая через нервную систему. Признавая, что существование орга­низмов возможно лишь во взаимосвязи с внешней средой, Пав­лов указывал, что взаимодействие осуществляется при помо­щи особых связей, или рефлексов. Рефлекс, по Павлову, это связь, которая устанавливается между тем или иным агентом внешней среды с той или иной деятельностью организма, осу­ществляемая через систему нервных рецепторов.

В основе рефлекторной теории лежат следующие основные

принципы:

    Принцип детерминизма заключается в том, что каждое явление имеет свою причину, определенный толчок, повод для своего развития. Отсюда подлинно научное исследование того или иного явления должно прежде всего выяснить причины его происхождения.

    Принцип структурности. Утверждая, что физиологичес­ кой основой высшей нервной деятельности является образова­ ние нервных связей (условных рефлексов), отражающих внешний мир, Павлов вместе с тем приурочивал образование условных рефлексов к структурам и системам мозга, которые в каждом нервном акте вступают в новые функциональные от­ ношения.

3. Принцип анализа и синтеза. Кора больших полушарий принимает бесчисленные раздражения внешнего мира, а так­ же импульсы из внутренней среды (внутренних органов). Это вызывает необходимость вначале дифференцировать ком­ плекс поступивших раздражений, что происходит путем ана­ лиза. Вместе с тем для регуляции всех процессов, протекаю­ щих в теле, для создания целесообразных форм адаптации к внешней среде необходимо обобщение выделенных анализом раздражений, т.е. синтез. Таким образом, путем анализа нерв­ ная связь может делиться на большие дробности. Синтез же вызывает объединение многих связей в целостную функцио­ нальную систему. Анализ и синтез являются основным физио­ логическим механизмом корковой деятельности. В своих опы­ тах И.П. Павлов сочетал методы анализа и синтеза и добивал­ ся глубины и всесторонности исследования предмета.

Особое место в истории развития понятия о рефлексе принадлежит прежде всего чешскому ученому И.Прохаске. С него начинается переход от механического декартовского к биологическому пониманию рефлекса. Вместе с тем у Прохаски наметились и первые шаги к преодолению дуалистического декартовского противопоставления рефлекторных и психологических (сознательных) актов.

В последующий период на основе работ Ч.Белла, Ф.Мажанди и других, в трудах М.Холла и Й.Мюллера, сосредоточивших свое внимание на изучении структурных, анатомических особенностей нервной системы, малоподвинутом во времена Прохаски, складывается тот анатомический подход к деятельности нервной системы, который критиковал И.М.Сеченов, противопоставляя ему свой функциональный, физиологический подход к изучению нервной системы; в это время создается представление об анатомической локализации нервных дуг. Особенно заостренно дуализм выразился в холловской концепции, согласно которой деятельность организма оказалась расколотой на два совершенно разнородных вида, локализирующихся один в спинном, другой в головном мозгу.

Э.Пфлюгер принимает как нечто непреложное сложившееся к тому времени анатомическое понятие о рефлексе как акте, определяемом морфологически фиксированной рефлекторной дугой, заранее предуготованным сцеплением чувствительных и двигательных нервов. Отметив непригодность этого механизма для осуществления приспособительных актов организма к среде, Пфлюгер отвергает сведение закономерности актов не только головного, но и спинного мозга к механизму рефлекса. И.М.Сеченов то же исторически сложившееся понятие разрешает другим, в известном смысле противоположным пфлюгеровскому, путем. Он отвергает не рефлекторную природу приспособительных реакций, как Пфлюгер, а сложившуюся к тому времени в физиологии анатомическую концепцию рефлекса, которая для Пфлюгера остается неприкосновенной, и распространяет преобразованную – уже не анатомическую, а функциональную – концепцию рефлекса на головной мозг.

Характеристика деятельности головного мозга как рефлекторной означает у И.М.Сеченова прежде всего то, что это деятельность закономерная, детерминированная. Исходной своей естественнонаучной предпосылкой рефлекторная теория И.М.Сеченова имеет положение о единстве организма и среды, об активном взаимодействии организма с внешним миром. Это положение составило первую общебиологическую предпосылку открытия Сеченовым рефлексов головного мозга. Обусловленная внешними воздействиями, рефлекторная деятельность мозга – это тот "механизм", посредством которого осуществляется связь с внешним миром организма, обладающего нервной системой.

Второй – физиологической – предпосылкой рефлекторной теории явилось открытие Сеченовым центрального торможения. Оно стало первым шагом к открытию внутренних закономерностей деятельности мозга, а открытие этих последних было необходимой предпосылкой для преодоления механистического понимания рефлекторной деятельности по схеме: стимул-реакция, согласно механистической теории причины как внешнего толчка, якобы однозначно определяющего эффект реакции.

Рефлекс головного мозга – это, по Сеченову, рефлекс заученный, т.е. не врожденный, а приобретаемый в ходе индивидуального развития и зависящий от условий, в которых он формируется. Выражая эту же мысль в терминах своего учения о высшей нервной деятельности, И.П.Павлов скажет, что это условный рефлекс, что это временная связь. Рефлекторная деятельность – это деятельность, посредством которой у организма, обладающего нервной системой, реализуется связь его с условиями жизни, все переменные отношения его с внешним миром. Условно-рефлекторная деятельность в качестве сигнальной направлена, по Павлову, на то, чтобы отыскивать в беспрестанно изменяющейся среде основные, необходимые для животного условия существования, служащие безусловными раздражителями.

С двумя первыми чертами рефлекса головного мозга неразрывно связана и третья. Будучи "выученным", временным, изменяющимся с изменением условий, рефлекс головного мозга не может определяться морфологически раз и навсегда фиксированными путями.

"Анатомической" физиологии, которая господствовала до сих пор и в которой все сводится к топографической обособленности органов, противопоставляется физиологическая система, в которой на передний план выступает деятельность, сочетание центральных процессов. Павловская рефлекторная теория преодолела представление, согласно которому рефлекс якобы всецело определяется морфологически фиксированными путями в строении нервной системы, на которые попадает раздражитель. Она показала, что рефлекторная деятельность мозга (всегда включающая как безусловный, так и условный рефлексы) – продукт приуроченной к мозговым структурам динамики нервных процессов, выражающей переменные отношения индивида с внешним миром.

Наконец, и это самое главное, рефлекс головного мозга – это рефлекс с "психическим осложнением". Продвижение рефлекторного принципа на головной мозг привело к включению психической деятельности в рефлекторную деятельность мозга.

Ядром рефлекторного понимания психической деятельности служит положение, согласно которому психические явления возникают в процессе осуществляемого мозгом взаимодействия индивида с миром; поэтому психические процессы, неотделимые от динамики нервных процессов, не могут быть обособлены ни от воздействий внешнего мира на человека, ни от его действий, поступков, практической деятельности, для регуляции которой они служат.

Психическая деятельность – не только отражение действительности, но и определитель значения отражаемых явлений для индивида, их отношения к его потребностям; поэтому она и регулирует поведение. "Оценка" явлений, отношение к ним связаны с психическим с самого его возникновения, так же как их отражение.

Рефлекторное понимание психической деятельности можно выразить в двух положениях:

Психическая деятельность не может быть отделена от единой рефлекторной деятельности мозга; она – "интегральная часть" последней.

Общая схема психического процесса та же, что и любого рефлекторного акта: психический процесс, как всякий рефлекторный акт, берет начало во внешнем воздействии, продолжается в центральной нервной системе и заканчивается ответной деятельностью индивида (движением, поступком, речью). Психические явления возникают в результате "встречи" индивида с внешним миром.

Кардинальное положение сеченовского рефлекторного понимания психического заключает признание того, что содержание психической деятельности как деятельности рефлекторной не выводимо из "природы нервных центров", что оно детерминируется объективным бытием и является его образом. Утверждение рефлекторного характера психического связано с признанием психического отражением бытия.

И.М.Сеченов всегда подчеркивал реальное жизненное значение психического. Анализируя рефлекторный акт, он характеризовал первую его часть, начинающуюся с восприятия чувственного возбуждения, как сигнальную. При этом чувственные сигналы "предуведомляют" о происходящем в окружающей среде. В соответствии с поступающими в центральную нервную систему сигналами вторая часть рефлекторного акта осуществляет движение. Сеченов подчеркивал роль "чувствования" в регуляции движения. Рабочий орган, осуществляющий движение, участвует в возникновении психического в качестве не эффектора, а рецептора, дающего чувственные сигналы о произведенном движении. Эти же чувственные сигналы образуют "касания" с началом следующего рефлекса. При этом Сеченов совершенно отчетливо показывает, что психическая деятельность может регулировать действия, проектируя их в соответствии с условиями, в которых они совершаются, только потому, что она осуществляет анализ и синтез этих условий.

На передний план в работах Павлова необходимо и закономерно выступает физиологический аспект рефлекторной теории. Все его учение направлено на раскрытие внутренних закономерностей тех нервных процессов, которые опосредуют зависимость ответных реакций от раздражителей, от внешних воздействий. Такими внутренними законами и являются открытые И.П.Павловым законы иррадиации и концентрации, возбуждения и торможения и их взаимной индукции. Раздражители получают переменное значение, изменяющееся в зависимости от того, что они в силу предшествующего опыта, отложившегося в коре в виде системы условных нервных связей, для данного индивида сигнализируют.

Свое учение о высшей нервной деятельности, разработанное при исследовании животных, И.П.Павлов признал необходимым дополнить применительно к человеку идеей о второй сигнальной системе, взаимодействующей с первой и действующей по тем же физиологическим законам. Для второй сигнальной системы решающим является то, что раздражителем в ней выступает слово – средство общения, носитель абстракции и обобщения, реальность мысли. Вместе с тем вторая сигнальная система, как и первая, – это не система внешних явлений, служащих раздражителями, а система рефлекторных связей в их физиологическом выражении; вторая сигнальная система – это не язык, не речь и не мышление, а принцип корковой деятельности, образующий физиологическую основу для их объяснения. Однако понятие второй сигнальной системы, введенное для объяснения особенностей высшей нервной деятельности человека, остается пока по преимуществу обозначением проблемы, которую надлежит разрешить.

Павловское учение заполнило понятие рефлекторной деятельности, введенное первоначально в науку для характеристики реакций низших этажей нервной системы, физиологическим содержанием, относящимся к самому высокому этажу, лишило этот термин прежде им выполняемой функции служить средством различения разных уровней, дифференциации низших и высших уровней человеческой деятельности. В результате в павловской школе наметилась тенденция к сведению или подтягиванию всей физиологии к учению о деятельности коры (и к тому, что в нижележащих этажах нервной системы доступно ее контролю). Из поля зрения физиологии начало уходить все многообразие физиологических функций организма и изучение специфических закономерностей низших уровней нервной системы. В связи с таким подтягиванием всей физиологии к изучению деятельности собственно одной только коры стоит, с другой стороны, тенденция на слияние психологии с физиологией путем полного сведения психологии к физиологическому учению о высшей нервной деятельности. В вышеуказанной линии, выступившей довольно заостренно на павловской сессии, – источник ряда трудностей, с которыми в последующие годы столкнулась павловская школа.

Павлов сам указал на необходимость изучения новых законов того, что он назвал второй сигнальной системой, связанной с ролью речи в психике человека. Дать на этот вопрос ответ, хотя бы приближающийся к той классической четкости, с какою Павлов разработал учение об условных рефлексах, остается нелегкой задачей будущих исследований. Они должны завершить дело Павлова, разработав учение о физиологических механизмах высших форм сознательной деятельности человека.

Развитие сознания

Первой предпосылкой человеческого сознания было развитие человеческого мозга. Но самый мозг человека и вообще его природные особенности – продукт исторического развития. В процессе становления человека отчетливо выступает основной закон исторического развития человеческого сознания. Основной закон биологического развития организмов, определяющий развитие психики у животных, заключается в положении об единстве строения и функции. На основе изменяющегося в ходе эволюции образа жизни организм развивается, функционируя; его психика формируется в процессе его жизнедеятельности. Основной закон исторического развития психики, сознания человека заключается в том, что человек развивается, трудясь: изменяя природу, он изменяется сам; порождая в своей деятельности – практической и теоретической – предметное бытие очеловеченной природы, культуры, человек вместе с тем изменяет, формирует, развивает свою собственную психическую природу. Основной принцип развития – единство строения и функции – получает применительно к историческому развитию психики свое классическое выражение в одном из основных положений марксизма: труд создал самого человека; он создал и его сознание. <...> В процессе созидания культуры духовные способности человека, его сознание не только проявлялись, но и формировались. Необходимые для создания человеческой – материальной и духовной – культуры высшие формы человеческого сознания в процессе ее созидания и развивались; будучи предпосылкой специфически человеческих форм трудовой деятельности, сознание является и ее продуктом. <...>

Становление человеческого сознания и всех специфических особенностей человеческой психики, как и становление человека в целом, было длительным процессом, органически связанным с развитием трудовой деятельности. Возникновение трудовой деятельности, основанной на употреблении орудий и первоначальном разделении труда, коренным образом изменило отношение человека к природе. <...>

В трудовом действии, поскольку оно направляется на производство предмета, а не непосредственно на удовлетворение потребности, расчленяется, с одной стороны, предмет, который является целью действия, с другой – побуждение. Это последнее перестает действовать как непосредственная природная сила. Из предмета и побуждения начинает выделяться отношение субъекта к окружающему и собственной деятельности.48 Выделение этого отношения происходит в процессе длительного исторического развития. Разделение труда с необходимостью приводит к тому, что деятельность человека непосредственно направляется на удовлетворение не собственных потребностей, а общественных; для того чтобы были удовлетворены его потребности, человек должен сделать прямой целью своих действий удовлетворение общественных потребностей. Таким образом, цели человеческой деятельности отвлекаются от непосредственной связи с его потребностями и благодаря этому впервые могут быть осознаны как таковые. Деятельность человека становится сознательной деятельностью. В ходе ее и формируется, и проявляется сознание человека как отражение независимого от него объекта и отношение к нему субъекта.

К решению вопроса о детерминированности психической деятельности надо при этом подходить конкретно, дифференцированно, учитывая, что разные ее стороны определяются разными условиями и изменяются в ходе исторического развития разными темпами.49 <...>

Особенности человеческой психики, связанные с познавательной деятельностью руки как органа труда и с речью, развившейся на основе труда, коренным образом отличают психику человека от психики животных. Вместе с тем, будучи связаны с самим процессом становления человека, с антропогенезом, эти свойства являются общими для всех людей.

Не подлежит, однако, ни малейшему сомнению, что в психике людей есть свойства, существенно изменяющиеся в ходе исторического развития человечества и отличающие людей различных эпох. <...>

Развитие форм чувствительности не ограничивается теми изменениями, которые связаны с переходом от животных к человеку. В ходе исторического развития человечества происходят дальнейшие изменения чувствительности. Изменение чувствительности, как и вообще изменения в психической деятельности и психическом складе людей, связаны в первую очередь с изменением условий и образа их жизни, форм человеческой деятельности и ее продуктов, в частности, и развитие мышления, как и развитие языка, связано с практической деятельностью людей и обусловлено ею.

В различных психических явлениях удельный вес компонентов меры устойчивости не одинаков. Наибольшей устойчивостью обладают психические процессы (ощущения, восприятие, мышление и т.д.) как деятельности мозга, как формы отражения, взятые в общих закономерностях их протекания. В более подвижном содержании психических процессов можно отличить относительно более устойчивый состав, отражающий предметный мир природы в его основных чувственно воспринимаемых свойствах (цвет, форма, величина, расположение в пространстве, движение). Наиболее подвижным и изменчивым содержанием психических процессов является все то, что в чувствах, мыслях и т.д. выражает отношение человека как общественного существа к явлениям общественной жизни. С изменением общественного строя, его базиса – производственных отношений изменяется и это содержание психических процессов, изменяются чувства и взгляды людей, связанные с общественными отношениями.

Таким образом, ясно: совершенно невозможно разрешить вопрос о детерминированности психической деятельности условиями жизни, если ставить его метафизически, не конкретно, предполагая, что психика в целом детерминируется либо природными, либо общественными условиями, либо условиями общественной жизни, общими для всех людей, либо специфическими условиями того или иного общественного строя. Всякая попытка абсолютизировать любое из этих положений заранее обречена на провал.

Для того чтобы на самом деле реализовать важнейшее требование научного познания – принцип детерминизма – в отношении психических явлений, необходимо подойти конкретно, дифференцированно к выяснению детерминированности психического, выявить и учесть зависимость различных сторон психического от различных условий жизни, преодолеть огульную, метафизическую альтернативную постановку вопроса о детерминированности психических явлений. Например, недостаточно констатировать, что изменение общественного строя – ломка капиталистического строя и создание социалистического – повлекло за собой какое-то изменение психологии людей, чтобы из этого сделать общий вывод, распространяя на психическую деятельность в целом (и на трактовку предмета психологии), – вывод о том, что психическая деятельность вся изменяется с каждым изменением общественного строя и что задача психологии как науки сводится к изучению этих изменений. <...>

С изменением общественного строя в психологии людей – при сохранении общих всем людям психических свойств (в частности, зависимых от общих условий общественной жизни) – появляются новые, порожденные данным общественным строем и специфичные для него черты, приходящие на смену тем, которые были специфичны для предшествующего общественного строя.

В психологии каждого человека есть черты, общие всем людям, независимо от того, к какому общественному строю, классу и т.д. они бы ни принадлежали, и сохраняющиеся на протяжении многих эпох: чувствительность к сенсорным раздражителям, для которых у человека выработались соответствующие рецепторы, способность сохранить в памяти заученное, автоматизировать сначала сознательно выполняемые действия и т.д.

В психологии каждого человека существуют общечеловеческие черты, но нет такого абстрактного "общечеловека", психология которого состояла бы только из общечеловеческих черт или свойств; в психологии каждого человека есть черты, специфичные для того общественного строя, для той эпохи, в которой живет индивид, – типичные черты, порожденные данным общественным строем, данной эпохой. При этом более частные, специальные свойства являются конкретизацией применительно к специальным условиям более общих человеческих свойств, а общие свойства и закономерности, их выражающие, выделяются как обобщение конкретных явлений, включающих и более частные, более специальные свойства.

В ходе деятельности людей, направленной на удовлетворение их потребностей, происходит их развитие, изменение, уточнение первоначальных потребностей и развитие новых. <...>

Будучи мотивом, источником деятельности, потребности являются вместе с тем и ее результатом. Деятельность, которой человек начинает заниматься, побуждаемый теми или иными потребностями, становясь привычной, сама может превратиться в потребность. И именно в результате общественной деятельности потребности человека становятся подлинно человеческими. <...>

В развитии мотивации человеческой деятельности наряду с потребностями существенную роль играют и интересы. Под интересами в общественной жизни разумеют то, что благоприятствует существованию и развитию человека как члена того или иного народа, класса, как личности. Будучи осознанными, интересы, в этом их понимании, тоже являются существенными мотивами в деятельности человека.

Определенную роль в мотивации деятельности человека играют и интересы в том специфическом смысле этого слова, который оно приобрело в психологии, в смысле, связывающем его с любознательностью, потребностью что-либо узнать о предмете; интерес в этом смысле – это мотив "теоретической", познавательной деятельности. Развитие интересов к науке и технике, к литературе и искусству шло у человечества вместе с историческим развитием культуры. По мере того как создавались новые области науки, порождались и новые научные интересы. Будучи мотивом, источником познавательной деятельности, интересы являются вместе с тем ее продуктами.

С историческим развитием потребностей и интересов связано и развитие человеческих способностей. Они формируются на основе исторически сложившихся наследственных задатков в деятельности, направленной на удовлетворение потребностей. Деятельность человека, предполагая наличие у человека определенных способностей, вместе с тем и развивает их. Порождая материализованные продукты своей деятельности, человек вместе с тем формирует и свои способности. Производство продуктов практической и теоретической деятельности человека и развитие его способностей – две взаимосвязанные, друг друга обусловливающие и друг в друга переходящие стороны единого процесса. Человек становится способным к труду и творчеству, потому что он формируется в труде и творчестве. Развитие музыки было вместе с тем и развитием слуха, способного ее воспринимать. Зависимость между ними двусторонняя, взаимная: развитие музыки не только отражало, но и обусловливало развитие слуха. То же относится к глазу, способному воспринимать красоту форм, и к восприятию человека в целом. Изменяя в своей деятельности облик мира, человек начинает по-иному видеть, воспринимать его.

В процессе исторического развития сознания очень существенное место занимает развитие мышления, с которым прежде всего связана сознательность человека. Основной путь развития мышления, обусловленный развитием общественной практики, вел от наглядного, узко практического мышления, в котором форма еще не отделилась от содержания, число от исчисляемого, понятие от предмета, – к абстрактному, теоретическому мышлению (см. главу о мышлении).

В ходе исторического развития, с развитием науки, происходило и развитие научного мышления. Развитие научного мышления и развитие науки – это не два отдельных, друг от друга независимых процесса, а две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны единого процесса. Развитие научных форм мышления было не только предпосылкой, но и следствием, результатом развития науки. Научное мышление, необходимое для научного познания, в процессе научного познания и формировалось, развиваясь по мере развития общественной практики.

По истории развития мышления и сознания наука располагает обширным, хотя еще недостаточно использованным материалом. Сюда относятся прежде всего история материальной культуры; история техники также доставляет существенные данные по истории мысли. <...> Обширный материал для характеристики ранних этапов развития мышления заключен в этнографических работах (Дж.Дж.Фрэзер, Э.Б.Тайлор, Р.Турнвальд, Б.Малиновский, Н.Н.Миклухо-Маклай и др.). Они свидетельствуют о значительных качественных особенностях мышления людей на ранних стадиях общественного, культурного развития. Это мышление носит конкретный ограниченный характер в соответствии с уровнем общественной практики этих народов. Слабое еще овладение природой порождает, при попытках выйти за пределы конкретного практического познания окружающей действительности и перейти к более широким обобщениям, мистические представления.

Оригинальную трактовку путей развития сознания дал в русской науке А.А.Потебня. Он становится на подлинно историческую точку зрения, выделяет качественно различные ступени в развитии сознания и вместе с тем в характеристике этих ступеней не приходит к такому противопоставлению примитивного мышления современному, которое, как это имеет место в некоторых концепциях (см. ниже о Л.Леви-Брюле), разрывает вовсе преемственность исторического развития сознания.

Потебня различает в этом развитии прежде всего две основные ступени: ступень мифологического сознания и следующую за ним ступень, когда развиваются одновременно формы научного и поэтического мышления. Внутри последней ступени Потебня вскрывает, опираясь на тщательный и глубокий анализ исторического развития грамматических форм русского языка, историческое развитие форм мысли.

Всякий миф есть, по Потебне, словесное образование, состоящее из образа и значения. Основную отличительную особенность мифологического мышления Потебня усматривает в том, что образ, являющийся субъективным средством познания, непосредственно вносится в значение и рассматривается как источник познаваемого. Миф – это метафора, не осознанная как таковая. Поэтическое мышление приходит на смену мифологическому, когда метафора, иносказание осознается, т.е. образ и значение в слове разъединяются. <...>

Выявляя качественные различия форм мышления, Потебня вместе с тем 1) не разрывает, внешне не противопоставляет их друг другу и 2) ищет источник этих качественных различий не во внутренних свойствах сознания самих по себе, а в тех взаимоотношениях, которые складываются между сознающим субъектом и познаваемым им миром.

Проблема исторического развития человеческого сознания еще мало разработана в психологии. Социологические и этнографические исследования, охватывая психологические особенности народов, находящихся на низких стадиях общественного развития, исходили по большей части из той предпосылки, что различия между сознанием этих народов и сознанием человека на высших стадиях общественного и культурного развития носят чисто количественный характер и сводятся исключительно к большему богатству опыта у последнего. Такова была, в частности, точка зрения крупнейших представителей идущей от Г.Спенсера социологической школы – Э.Б.Тайлора, Дж.Дж.Фрэзера и др. Ум человека и деятельность его сознания осуществляются для этих исследователей одними и теми же неизменными законами ассоциации на всем протяжении исторического развития.

В решительном противоречии с господствующей точкой зрения сформулировал свою концепцию Л.Леви-Брюль. Основные положения его концепции сводятся к следующему.

В процессе исторического развития психика человека изменяется не только количественно, но и качественно; заодно с содержанием преобразуется и ее форма – сами закономерности, которым она подчиняется.

Эти изменения не выводимы из законов индивидуальной психологии; они не могут быть поняты, если рассматривать индивида изолированно от сообщества.

Различные формы психики соответствуют различным общественным формациям; специфический для каждой общественной формации характер психики является продуктом воздействия сообщества; всю психику индивида определяют "коллективные представления", которые в него внедряются обществом.

Для правильной оценки этих положений, которые как будто подчеркивают и диалектический характер развития сознания, и его социальную обусловленность, нужно учесть, что для Леви-Брюля социальность сводится к идеологии. "Сами учреждения и нравы в основе своей являются не чем иным, как известным аспектом или формой коллективных представлений"; к идеологии сводится и психология, поскольку она в основном сведена к "коллективным представлениям", которые в конечном счете являются не чем иным, как идеологией того сообщества, к которому принадлежит индивид. Общественные отношения лежат для Леви-Брюля в основном в плане сознания. Общественное бытие – это для него социально-организованный опыт. Из социальности, таким образом, выпадает всякое реальное отношение к природе, к объективному миру и реальное на него воздействие, – выпадает общественная практика. В качестве единственного источника, определяющего психологию народов на ранних стадиях социально-исторического развития, признается лишь их идеология.

На основе одной лишь религиозной идеологии, вне связи с практикой, определяется у Леви-Брюля психология "примитивного человека". В результате оказывается, что все его мышление пралогично и мистично, непроницаемо для опыта и нечувствительно к противоречию. Леви-Брюль этим, собственно говоря, вообще отрицает у "примитивных" народов подлинное мышление, способное "объективно" отражать действительность. Их трудовую деятельность он пытается объяснить инстинктом. <...> В результате "примитивный человек" по существу выпадает, даже как начальная стадия, из умственного развития человечества, устанавливается не качественное различие, а полная противоположность двух структур: нужно выйти из одной, для того чтобы войти во внешнюю ей другую. Всякая преемственность, а не только непрерывность в развитии мышления разрывается.

В результате у Леви-Брюля получается необъяснимый парадокс: примитивный человек оказывается соединением двух гетерогенных существ – животного, живущего инстинктом, и мистика, создающего идеологию. <...>

Сознание. Становление сознания связано со становлением новой формы бытия – бытия человеческого – новой формы жизни, субъект которой способен, выходя за пределы своего собственного одиночного существования, отдавать отчет о своем отношении к миру, к другим людям, подчинять свою жизнь обязанностям, нести ответственность за содеянное, ставить перед собой задачи и, не ограничиваясь приспособлением к наличным условиям жизни, изменять мир, – словом, жить так, как живет человек и никто другой.

Как выше уже отмечалось, психическая деятельность выступает в новом качестве – сознании, или, точнее, процессе осознания субъектом окружающего мира и тех отношений, в которые он с ним вступает, по мере того как из жизни и непосредственного переживания выделяется рефлексия на окружающий мир и на собственную жизнь. Наличие сознания предполагает, таким образом, выделение человека из его окружения, появление отношения субъекта действия и познания к объективному миру. Сознание всегда предполагает познавательное отношение к предмету, находящемуся вне сознания. Возникновение сознания как специфически человеческого способа отражения действительности неразрывно связано с языком: язык – необходимое условие возникновения сознания. Осознавать – значит отражать объективную реальность посредством объективированных в слове общественно выработанных обобщенных значений.

Связь сознания и языка, таким образом, теснейшая, необходимая: без языка нет сознания. Язык – форма сознания человека как общественного индивида.

Однако неверно попросту отожествлять сознание с языком, сводить его к функционированию языка. (Эта отнюдь не новая тенденция усилилась в последнее время у нас в связи со значением, которое приобрело понятие второй сигнальной системы.) Верное положение о необходимой связи сознания и языка становится неверным, когда этой связи сознания с языком придается самодовлеющий характер, когда она обособляется от связи сознания с общественно осуществляемой деятельностью людей и добываемыми в ней знаниями. Только включаясь в эти связи, а не сам по себе, язык и обретает свое необходимое значение для сознания.

Не слово само по себе, а общественно накопленные знания, объективированные в слове, являются стержнем сознания. Слово существенно для сознания именно в силу того, что в нем откладываются, объективируются и через него актуализуются знания, посредством которых человек осознает действительность.

Психологический подход к проблеме сознания исключает возможность рассматривать сознание лишь как некое готовое образование. В психологическом плане сознание выступает реально прежде всего как процесс осознания человеком окружающего мира и самого себя. Наличие у человека сознания означает, собственно, что у него в процессе жизни, общения, обучения сложилась или складывается такая совокупность (или система) объективированных в слове, более или менее обобщенных знаний, посредством которых он может осознавать окружающее и самого себя, опознавая явления действительности через их соотношение с этими знаниями. Центральной психологической проблемой при этом остается процесс осознания человеком мира.

Сознание не покрывает психической деятельности человека в целом. Сознание, как и психическое вообще, служит для "регуляции" поведения, для приведения его в соответствие с потребностями людей и объективными условиями, в которых оно совершается.


1. Основная часть

1.1 Биография Ивана Михайловича Сеченова

1.2 Открытия и научные труды И.М. Сеченова

1.3 Влияние трудов И.М. Сеченова на последующее развитие физиологии

1.4 «Рефлексы головного мозга». Основной труд И.М. Сеченова

Заключение


Введение


Иван Михайлович Сеченов (1829-1905) - российский ученый и мыслитель-материалист, создатель физиологической школы, член-корреспондент (1869), почетный член (1904) Петербургской АН.

В классическом труде «Рефлексы головного мозга» (1866) Иван Сеченов обосновал рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности, показал, что в основе психических явлений лежат физиологические процессы, которые могут быть изучены объективными методами. Открыл явления центрального торможения, суммации в нервной системе, установил наличие ритмических биоэлектрических процессов в центральной нервной системе, обосновал значение процессов обмена веществ в осуществлении возбуждения.

Сеченов так же исследовал и обосновал дыхательную функцию крови. Создатель объективной теории поведения, заложил основы физиологии труда, возрастной, сравнительной и эволюционной физиологии. Труды Сеченова оказали большое влияние на развитие естествознания и теории познания.

Вклад этого ученого в науку метко охарактеризовал Иван Петрович Павлов, назвавший Сеченова «отцом русской физиологии». Действительно, с его именем физиология не только вошла в мировую науку, но и заняла в ней одно из ведущих мест.

Цель работы выявить вклад, внесенный в развитие физиологии человека и животных И.М. Сеченовым.

Задачами для достижения цели являются:

Ознакомиться с биографией И.М. Сеченова;

Рассмотреть работы в области физиологии И.М. Сеченова;

Оценить вклад И.М. Сеченова в физиологию человека и животных, как науку


Основная часть


1 Биография Ивана Михайловича Сеченова


Родился 13 августа 1829 г. в селе Теплый Стан Симбирской губернии (ныне село Сеченово в Нижегородской области). Сын помещика и его бывшей крепостной.

Окончил в 1848 г. Главное инженерное училище в Петербурге. Проходил военную службу в Киеве, вышел в отставку в 1850 г. и через год поступил в Московский университет на медицинский факультет, который окончил с отличием в 1856 г.

Во время стажировки в Германии сблизился с С. П. Боткиным, Д. И. Менделеевым, композитором А. П. Бородиным, художником А. А. Ивановым. Личность Сеченова оказала такое влияние на российскую художественную интеллигенцию того времени, что Н. Г. Чернышевский списывал с него своего Кирсанова в романе «Что делать?», а И. С. Тургенев - Базарова («Отцы и дети»).

В 1860 г. возвратился в Петербург, защитил диссертацию на степень доктора медицинских наук и возглавил кафедру в Медико-хирургической академии, а также лабораторию, где выполнялись исследования в области физиологии, токсикологии, фармакологии, клинической медицины.

С 1876 по 1901 г. преподавал в Московском университете. Более 20 лет жизни Сеченов посвятил изучению газов и дыхательной функции крови, однако наиболее фундаментальными его работами являются исследования рефлексов головного мозга. Именно он открыл феномен центрального торможения, названный сеченовским торможением (1863 г.). Тогда же по предложению Н. А. Некрасова Сеченов написал для журнала «Современник» статью «Попытка ввести физиологические основы в психические процессы», которую цензура не пропустила за «пропаганду материализма». Эта работа под названием «Рефлексы головного мозга» вышла в «Медицинском вестнике» (1866 г.).

В 90-х гг. Сеченов обратился к проблемам психофизиологии и теории познания. Курс лекций, прочитанный им в Московском университете, лёг в основу «Физиологии нервных центров» (1891 г.), где рассматривается широкий спектр нервных явлений - от бессознательных реакций у животных до высших форм восприятия у человека. Затем учёный начал исследования в новой области - физиологии труда.

В 1901 г. Сеченов вышел в отставку. Его имя присвоено 1-й Московской медицинской академии, Институту эволюционной физиологии и биохимии РАН. Академией наук учреждена премия имени Сеченова, присуждаемая раз в три года за выдающиеся исследования по физиологии.


2 Открытия и научные труды И.М. Сеченова


Исследования и сочинения И.М. Сеченова были посвящены в основном терм проблемам: физиологии нервной системы, химизму дыхания и физиологическим основам психической деятельности. Своими работами И.М. Сеченов положил начало отечественной физиологии и создал школу русских физиологов, которая сыграла важную роль в развитии физиологии, психологии и медицины не только в России, но и во всем мире. Его работы по физиологии дыхания крови, газообмену, растворению газов в жидкостях и обмену энергии заложили основы будущей авиационной и космической физиологии.

Диссертация Сеченова стала первым в истории фундаментальным исследованием влияния алкоголя на организм. Необходимо обратить внимания на сформулированные в ней общефизиологические положения и выводы: во-первых, «все движения, носящие в физиологии название произвольных, суть в строгом смысле рефлективные»; во-вторых, «самый общий характер нормальной деятельности головного мозга (поскольку она выражается движением) есть несоответствие между возбуждением и вызываемым им действием - движением»; И наконец, «рефлекторная деятельность головного мозга обширнее, чем спинного».

Сеченов первый осуществил полное извлечение всех газов их крови и определил их количество ы сыворотке и эритроцитах. Особенно важные результаты получены И.М. Сеченовым при изучении роли эритроцитов в переносе и обмене углекислоты. Им впервые было показано, что углекислота находится в эритроцитах не только в состоянии физического растворения и в виде бикарбоната, но и в состоянии нестойкого химического соединения с гемоглобином. На этом основании И.М. Сеченов пришел к выводу, что эритроциты являются переносчиками кислорода от легких к тканям и углекислоты - от тканей к легким.

Вместе с Мечниковым Сеченов обнаружил тормозящие действие блуждающего нерва на сердце черепахи. Оказалось, что при сильном раздражении чувствительных нервов возникают активные двигательные рефлексы, которые вскоре сменяются полным угнетением рефлекторной деятельности. Эту закономерность крупнейший физиолог Н.Е. Введенский, ученик Сеченова, предложил назвать рефлексом Сеченова.

В чрезвычайно тонких опытах Сеченов производил у лягушек четыре разреза мозга и затем наблюдал, как изменяются рефлекторные движения под влиянием каждого их них. Опыты дали любопытные результаты: угнетение отраженной деятельности наблюдалось лишь после разрезов мозга непосредственно перед зрительными буграми и в них самих. Подводя итог первых опытов - с разрезами мозга, Сеченов высказал мысль о существовании в мозге центров, задерживающих отраженные движения: у лягушки они находятся в зрительных буграх.

Так началась вторая серия экспериментов, во время которых Сеченов производил химическое раздражение различных частей мозга лягушки поваренной солью. Выяснилось, что соль, приложенная к поперечному разрезу мозга в ромбическом пространстве, всегда вызывала столь же сильное угнетение отражательной деятельности, как и разрез мозга в этом месте. Угнетение, но не столь сильное наблюдалось и при раздражении поперечного разреза мозга позади зрительных бугров. Такие же результаты дало и электрическое раздражение поперечных разрезов мозга.

Итак, можно сделать выводы. Во-первых, у лягушки механизмы, задерживающие отраженные движения, лежат в зрительных буграх и продолговатом мозге. Во-вторых, механизмы эти следует рассматривать как нервные центры. В-третьих, один из физиологических путей возбуждения этих механизмов к деятельности представляют волокна чувствительных нервов.

Эти эксперименты Сеченова увенчались открытием центрального торможения - особой физиологической функции головного мозга. Тормозной центр в таломической области получил название сеченовского центра.

Открытие процесса торможения было по заслугам оценено еще его современниками. А вот открытие, которое он так же сделал в ходе экспериментов с лягушкой, ретикулоспинальных влияний (влияний ретикулярной формации мозгового ствола на спинномозговые рефлексы) -получило широкое признание лишь начина с 40-ч годов XX века, после выяснения функции ретикулярной формации головного мозга.

К времени 1860-х годов относится еще одно открытие русского ученого. Он доказал, что нервные центры обладают способностью «суммировать чувствительные, поодиночке не действительные, раздражения до импульса, дающего движение, если эти раздражения достаточно часто следуют друг за другом». Явление суммации - важная характеристика нервной деятельности, впервые открытая И.М. Сеченовым в экспериментах на лягушках, было затем установлено и в опытах на других животных, позвоночных и беспозвоночных, и получило универсальное значение.

Наблюдая за поведение и формированием ребенка, Сеченов показал, как врождённые рефлексы усложняются с возрастом, вступают в связи друг с другом и создают всю сложность человеческого поведения. Он описал, что все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения - рефлексы.

Сеченов говорил, что рефлекс лежит и в основе и памяти. Это означает, что все произвольные (сознательные) действия в строгом смысле отраженные, т.е. рефлекторные. Следовательно, умение группировать движения человек приобретает повторением соединяющихся рефлексов. В 1866г. Вышло руководство « Физиология нервных центров» , в котором Сеченов обобщил свой опыт.

Осенью 1889 г. В Московском университете ученый прочел курс лекций по физиологии, который стал основой обобщающего труда «Физиологии нервных центров» (1891 г.). В этой работе был осуществлен анализ различных нервных явлений - от бессознательных реакций у спинальных животных до высших форм восприятия у человека. В 1894г. Он публикует «Физиологические критерии для установки длины рабочего дня», а в 1901 г. - «Очерк рабочих движений человека».

И.М. Сеченов является одним из основоположников отечественной электрофизиологии. Его монография « О животном электричестве» (1862 г.) была первой работой по электрофизиологии в России.

С именем Сеченова связано создание первой в России физиологической научной школы, которая сформировалась и развивалась в Медико-хирургической академии, Новороссийском, Петербургском и Московском университетах. В медико-хирургической Академии Ивам Михайлович ввел в лекционную практику метод демонстрации эксперимента. Это способствовало тесной связи педагогического процесса с исследовательской работой и в значительной степени предопределило успех Сеченова на пути научной школы.

Открытия И.М.Сеченова неопровержимо доказали, что психическая деятельность, как и телесная, подчинена вполне определенным объективным законам, обусловлена естественными материальными причинами, а представляет собой проявление какой-то особой, независимой от тела от окружающих условий «души. Таким образом, был положен конец религиозно-идеалистическому обособлению психического от физического и заложены основы для научного материалистического понимания душевной жизни человека. И.М. Сеченов доказал, что первая причина всякого человеческого действия, поступка, коренится не во внутреннем мире человека, а вне его, в конкретных условиях его жизни и деятельности, и что без внешнего чувственного возбуждения никакая мысль невозможна. Этим И.М. Сеченов выступил против идеалистической теории «свободы воли», характерной для реакционного мировоззрения.

Последние годы жизни Сеченов отдал изучению физиологических основ режима труда и отдыха человека. Он обнаружил много интересного, а главное, установил, что сон и отдых - разные вещи, что восьмичасовой сон обязателен, что рабочий день должен быть восьмичасовым. Но как физиолог, анализируя работу сердца, он пришел к выводу, что рабочий день должен быть еще короче.


3 Влияние трудов И.М. Сеченова на последующее развитие физиологии


Установив рефлекторную природу психической деятельности, Сеченов дал подробное толкование таких фундаментальных понятий психологии, как ощущения и восприятия, ассоциации, память, мышление, двигательные акты, развитие психики у детей. Впервые показал, что вся познавательная деятельность человека носит аналитико-синтетический характер психологического конгресса.

Опираясь на достижения физиологии органов чувств и исследования функций двигательного аппарата, Иван Михайлович подвергает критике агностицизм и развивает идеи о мышце, как органе достоверного познания пространственно-временных отношений вещей. Согласно Сеченову, чувственные сигналы, посылаемые работающей мышце, позволяют строить образы внешних предметов, а так же соотносить предметы между собой и тем самым служить телесной основой элементарных форм мышления.

Эти идеи о мышечной чувствительности стимулировали разработку современного учения о механизме чувственного восприятия, стали основой представления И.П.Павлова и его последователей о механизмах произвольных движений.

Огромной значение для развития отечественной нейрофизиологии имели такие работы И.М. Сеченова: «Физиология нервной системы) (1866) и особенно «Физиология нервных центров», в которых были обобщены и критически проанализированы как результаты собственных экспериментов, так и данные других исследований. Развиваемая в них идея о том, что регуляторная деятельность неровной системы осуществляется рефлекторно, надолго сделалась ведущей во всех исследованиях по физиологии центральной нервной системы.

И.М. Сеченов вооружил отечественную физиологию правильной методологией. Основным принципом Сеченова был последовательный материализм, стойкое убеждение, что в основе физиологических явлений лежит материальные физико-химические процессы. Второй принцип научной методологии И.М. Сеченова состоял в том, что изучение всех физиологических явлений должно осуществляться методом экспериментов. Электрофизиологические работы И.М. Сеченова способствовали распространению электрофизиологического метода для изучения физиологии нервов, мышц и нервной системы.

4 «Рефлексы головного мозга». Основной труд И.М. Сеченова


Весной 1862 г. Профессор Медико-хирургической академии Иван Михайлович Сеченов получил годовой отпуск и уехал за границу в Париж, где работал в лаборатории Клода Бернара. Здесь он делает открытие «центрального торможения рефлексов». И уже обдумывает основные положения будущего своего труда, получившего название «Рефлексы головного мозга».

Осень 1863 г. Сеченов выпускает статью по своей книге. Ученый отнес ее в «Современник». Первоначальное название статьи - «Попытка свести способы происхождения психических явлений на физиологические основы». В своем труде Сеченов утверждал, что вся разработанная психическая деятельность человека является ответом головного мозга на внешнее раздражение, причем концом любого психического акта будет сокращение тех или иных мышц.

Иван Михайлович был первым физиологом, который дерзнул начать изучение «душевной» деятельности теми же способами, какими изучалась деятельность «телесная», более того - первым, кто осмелился свести эту душевную деятельность к тем же законам, каким подчиняется телесная.

В редакции журнала «Современник» из-за цензурные соображений заглавие изменении: «Попытка ввести физиологические основы в психические процессы». Однако это не помогло. Свет по делам книгопечатания запретил печатать в «Современнике» работу Сеченова.

Несмотря на попытку властей скрыть работу Сеченова от общества, она очень скоро стала достоянием широких кругов читателей. О новых идеях всюду говорили, новые идеи обсуждали. Прогрессивная и мыслящая интеллигенция России зачитывалась Сеченовым.

Но власти рассудили по-иному. Они были насмерть перепуганы. Как «Отъявленный материалист», «идеолог нигилистов», профессор, состоящий под тайным надзором полиции, издает книгу. И власти приняли самые срочные меры, чтобы помешать автору поступить в более обширный оборот свое сочинение».

Дело было передано в Петербургский окружной суд «с покорнейшей просьбой о судебном преследовании автора и издателя книги «Рефлексы головного мозга» и об уничтожении самой книги».

В вину автору было поставлено то, что « Рефлексы головного мозга» якобы ниспровергают понятия о добре и зле, разрушают моральные основы общества. «Дело» попадает в прокуратуру судебной палаты, которая вынуждена признать, что «упомянутые сочинение проф. Сеченова не заключает в себе мыслей, за распространение коих сочинитель мог быть подлежащим ответственности». В свою очередь и министр внутренних дел вынужден был судебной преследование прекратить. 31 августа 1867 г. Книга была освобождена из-под ареста и поступила в продажу.

Иван Михайлович Сеченов приобрел в правительственных кругах репутацию «отъявленного материалиста», идеолога сил, враждебных устоям государства. Именно эта репутация помещала избранию его в адъютанты Академии наук, препятствовала утверждению его профессором Новороссийского университета.


Заключение


Своими работами И. М. Сеченов положил начало отечественной физиологии и создал материалистическую школу русских физиологов, которая сыграла важную роль в развитии физиологии, психологии и медицины не только в России, но и во всем мире. К. А. Тимирязев и И. П. Павлов называли И. М. Сеченова «гордостью русской мысли» и «отцом русской физиологии». Перефразируя слова Ньютона, сказанные о Декарте, можно утверждать, что Сеченов - самый крупный физиолог, на плечах которого стоит Павлов. «Честь создания настоящей большой русской физиологической школы и честь создания направления, определяющего в значительной степени развитие мировой физиологии, принадлежит Ивану Михайловичу Сеченову», писал выдающийся советский физиолог, академик Л. А. Орбели.

Сегодня очевидно, что многие современные разделы физиологии - нейрофизиология, физиология труда, спорта и отдыха, физико-химические (молекулярные) и биофизические направления в физиологии, эволюционная физиология, физиология высшей нервной деятельности, кибернетика и др. - своими корнями уходят к открытиям Ивана Михайловича Сеченова. Его работы составили в физиологии целую эпоху.


Список используемых источников


Анохин П.К. «От Декарта до Павлова».-М. : Медгиз, 1945М.Б. Мирский «И.М. Сеченов. Люди Науки.»

Березовский В.А. Иван Михайлович Сеченов. Киев, 1984;

Иван Михайлович Сеченов. К 150-летию со дня рождения / Под ред. П.Г. Костюка, С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского. М., 1980.

Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

Ярошевский М.Г. Иван Михайлович Сеченов (1829-1905). - Л.: Наука (Ленигр. отдел.), 1968

Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. - М.: Высшая школа, 1991.

Батуев А.С., Соколова Л.В. К учению Сеченова о механизмах восприятия пространства.//Иван Михайлович Сеченов (К 150 летию со дня рождения) - М.:Наука, 1980.

Костюк П.Г. Сеченов и современная нейрофизиология.//Иван Михайлович Се-ченов (К 150 летию со дня рождения) - М.:Наука, 1980.

Черниговский В.Н. Проблема физиологии сенсорных систем в трудах Сеченова.//Иван Михайлович Сеченов (К 150 летию со дня рождения) - М.:Наука, 1980.сеченов физиология рефлекс

Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. - М.: Изд-во АН СССР, 1961.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Рождение русской физиологии

«Мы привыкли думать, что физиология - это одна из специальных наук, нужных для врача и ненужных для выработки миросозерцания. Но это неверно. Теперь надо понять, что разделение души и тела имеет лишь исторические основания. Что дело души, выработка миросозерцания, не может обойтись без знания тела и что физиологию, в обширном смысле, надлежит положить в руководящие основания при изучении законов жизни», - говорил академик Алексей Алексеевич Ухтомский (1875–1942 годы). Исследования известного русского физиолога относились ко времени, когда наука о жизнедеятельности утратила аналитический характер, вступив в период строго направленных исследований, основанных на знании природы высшей нервной деятельности.

К началу XIX века ни один физиолог с мировым именем уже не искал причины согласованной работы человеческого организма в некоей «жизненной силе». Работы Ухтомского посвящены изучению процессов возбуждения, торможения и механизма лабильности (от лат. labilis - «неустойчивый»), что являлось закономерным продолжением открытий Сеченова и Павлова. В качестве существенного дополнения к известным идеям можно назвать учение Ухтомского о временно господствующем очаге возбуждения в центральной нервной системе (доминанте).

Формирование материалистических основ русской физиологической школы связано с открытиями московского физиолога Алексея Матвеевича Филомафитского (1807–1849 годы). Научная деятельность одного из основателей экспериментальной патологии началась с защиты докторской диссертации на тему «О дыхании птиц» (1833). После двух лет работы в Германии под руководством естествоиспытателя И. Мюллера ученый вернулся в Московский университет. В 1836 году профессор Филомафитский написал книгу «Физиология, изданная для руководства своих слушателей», ставшую первым учебником по физиологии.

Совместная работа с Н. И. Пироговым определила его приверженность экспериментальному методу в медицине. Результатом совокупного труда великих физиологов стала новейшая методика внутривенного наркоза (1847), решение проблем дыхания, пищеварения, переливания крови. Личной заслугой Филомафитского считается создание множества физиологических приборов - таких, как маска для эфирного наркоза и аппарат для переливания крови. Анализ экспериментальной деятельности в области кровообращения представлен в «Трактате о переливании крови» (1848).

В середине XIX века мировая аналитическая физиология разделилась на два направления, характеризовавших отношение их представителей к явлениям, протекающим в живом организме. Адепты вульгарного материализма, например Ф. Брюхнер, К. Фогт, Я. Молешот, отталкивались от внутренних, или вегетативных, процессов - обмен веществ, кровообращение, дыхание. Э. Дюбуа-Реймон и его сторонники, подозревавшие «животные», или анимальные, явления, якобы определявшие поведение любого живого существа, автоматически причислялись к агностикам (от греч. agnostos - «недоступный познанию»). Основываясь на учении, отрицающем возможность познания объективного мира и достижение истины, они ограничивали роль науки лишь познанием явлений.

«Гениальным взмахом русской научной мысли» назвали коллеги деятельность Ивана Михайловича Сеченова (1829–1905 годы). Великий представитель российской науки, один из создателей физиологической школы, он обосновал рефлекторную природу жизнедеятельности. Показав, что в основе психических явлений лежат физиологические процессы, он заявил о возможности их изучения объективными методами: «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы». После окончания медицинского факультета Московского университета Иван Михайлович по традиции проходил стажировку за границей. Создание диссертации проходило в лабораториях И. Мюллера, Э. Дюбуа-Реймона, К. Бернара, К. Людвига. В 1860 году Сеченов вернулся в Москву и защитил работу на тему «Материалы для будущей физиологии алкогольного опьянения», получив звание профессора. Посвятив жизнь теоретической деятельности, ученый исследовал дыхательную функцию крови; вывел объективную концепцию поведения, заложил основы физиологии труда, возрастной, сравнительной и эволюционной физиологии.

Труды Сеченова оказали немалое влияние на развитие естествознания, а сам автор в 1869 году был удостоен звания член-корреспондента Петербургской АН, через 35 лет став ее почетным членом. Его классический труд «Рефлексы головного мозга» (1863) представлял собой обобщение итогов собственных исследований и опыта предшественников. Книга написана по заказу поэта Н. А. Некрасова, руководившего тогда журналом «Современник». Издатель предложил ученому описать состояние современного естествознания. Задача была исполнена превосходно, однако излишне прогрессивные взгляды автора, подтвержденные физиологической эмпирикой, обусловили неприятие со стороны властей. Произведение признали опасным и запретили публикацию в «Современнике». Тем не менее в том же году статья «Рефлексы головного мозга» появилась на страницах «Медицинского вестника» и вскоре вышла в виде брошюры.

И.М. Сеченов

До Сеченова представления о работе мозга ограничивались поверхностными знаниями, более всего - догадками и необоснованными гипотезами. Физиологи не могли сопоставить рефлекторные принципы с деятельностью головного мозга, потому как учение о нейроне было открыто только в 1884 году испанским гистологом С. Рамон-Кахалем. Еще позже появилось понятие о синапсе (от. греч. synapsis - «соединение»), служащем для передачи информации от нейрона другим клеткам, например мышечным или железистым. Термин «синапс» ввел английский физиолог Ч. Шеррингтон в 1897 году.

Открытие центрального (сеченовского) торможения в 1863 году доказывало факт одновременного присутствия процессов возбуждения и торможения. Именно параллельное их существование определяет деятельность центральной нервной системы. Материалистические принципы автора «Рефлексов головного мозга» выражались в мысли о том, что «среда, в которой существует животное, оказывается фактором, определяющим организацию… Организм без внешней среды невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него».

Сторонники Сеченова составили крупную физиологическую школу. Его учениками и продолжателями были Б. Ф. Вериго, В. В. Пашутин, Н. Е. Введенский. По словам И. Павлова, «Иван Михайлович и полк его дорогих сотрудников приобрели вместо половинчатого весь нераздельно единый животный организм. И это - целиком русская неоспоримая заслуга в мировой науке, в общечеловеческой мысли».

Российский физиолог Бронислав Фортунатович Вериго (1860–1925 годы) установил влияние кислорода на способность крови связывать углекислый газ. Позже открытие получило наименование «эффект Вериго».

Ученику Сеченова принадлежит множество работ по электрофизиологии. Один из основоположников патофизиологии - Виктор Васильевич Пашутин (1845–1901 годы) - является автором первого в России руководства по этой отрасли науки. Кроме того, он описал некоторые патологические процессы, в частности нарушение обмена веществ и теплообмена, голодание, кислородную недостаточность.

Газовый насос Сеченова

Профессор кафедры физиологии знаменитый российский ученый Николай Евгеньевич Введенский (1852–1922 годы) глубоко изучал закономерности реагирования тканей на различные раздражители. В 1887 году он защитил диссертацию, представив жюри работу «О соотношении между раздражением и возбуждением при тетанусе». Греческим словом «тетанус» дословно обозначается обыкновенное оцепенение, или судорога. В физиологии так называют состояние длительного сокращения, максимального напряжения мышцы, возникающее при поступлении к ней нервных импульсов с такой частотой, что расслабления между сокращениями не происходит. Эксперименты по изучению тетануса велись с помощью телефонного аппарата, позволившего прослушивать ритмическое возбуждение в нерве. Диссертации предшествовало обоснование теории оптимума (наилучшего) и пессимума (наихудшего) раздражения, открытых в 1886 году. С 1908 года профессор Введенский являлся членом Петербургской АН.

И. П. Павлов

Теории Ивана Петровича Павлова, самого великого физиолога всех времен, основывались на принципиально новом подходе к объяснению механизма жизнедеятельности. Следуя правилу «для естествоиспытателя все в методе», Павлов разработал методику условных рефлексов, установив, что в основе психической деятельности лежат физиологические процессы коры головного мозга. Нововведением ученого стал так называемый хронический эксперимент, позволивший изучать деятельность практически здорового организма. Исследования в лабораториях Павлова велись на основе трех принципов:

Единство структуры и функции;

Детерминизм (от лат. determino - «определять»);

Анализ и синтез.

В процессе изучения поведения собак ученый обнаружил особые рефлексы, которые вырабатывались и закреплялись при определенных внешних условиях. Назвав такие рефлексы условными, Павлов отъединял их от уже известных прирожденных (безусловных) рефлексов, имеющихся у каждого живого существа от рождения. Дальнейшие исследования показали место, откуда исходили условные рефлексы, - кора больших полушарий головного мозга. Открытия в физиологии высшей нервной деятельности позволили опытным путем изучить работу коры больших полушарий в норме и отклонении от нее. Труды Павлова оказали огромное влияние на развитие общей физиологии, медицины в целом, а также психиатрии, педиатрии и педагогики.

Исследования И. П. Павлова составили целую эпоху в развитии не только физиологии, но и всей российской медицины в целом. Его учение о высшей нервной деятельности стало одним из величайших достижений XX века. За классические сочинения по физиологии кровообращения и пищеварения в 1904 году И. Павлов был удостоен Нобелевской премии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Краткий справочник необходимых знаний автора Чернявский Андрей Владимирович

Нобелевская премия по физиологии и

Из книги Социология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

18. МАРКСИСТСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РУССКОЙ СОЦИОЛОГИИ. СУБЪЕКТИВНАЯ СОЦИОЛОГИЯ В РУССКОЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ Марксистское направление в русской социологии было представлено Г.В. Плехановым, В.И. Лениным. Н.И. Бухариным, А.А. Богдановым, П.С. Грибакиным. П.Б. Струве, М.И.

автора Мусский Сергей Анатольевич

ПРЕМИЯ ПО ФИЗИОЛОГИИ И МЕДИЦИНЕ

Из книги 100 великих нобелевских лауреатов автора Мусский Сергей Анатольевич

Нобелевская премия по физиологии и медицине 1901 Эмиль Адольф фон Беринг1902 Рональд Росс1903 Нильс Рюберг Финсен1904 Иван Петрович Павлов1905 Роберт Кох1906 Камилло Гольджи, Сантьяго Рамон-и-Кахаль1907 Шарль Луи Альфонс Лаверан1908 Илья Ильич Мечников, Пауль Эрлих1909 Эмиль Теодор

Лучшие статьи по теме