Для школьников и родителей
  • Главная
  • Развивашки
  • Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим. Конспект занятия «Земля — наш общий дом В рамках реализации проекта дети должны получить

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим. Конспект занятия «Земля — наш общий дом В рамках реализации проекта дети должны получить

Тема занятия: «Земля – наш общий дом»

Направление: экологическое.

Цель: обучение экологической грамотности.

Задачи:

1.Образовательная: сообщить знания о редких и исчезающих видах растений и животных.

2.Воспитательная: воспитать бережное отношение и любовь к природе.

3.Коррекционная: сформировать навыки поведения на природе.

Педагогические технологии: игровая, технология проблемного обучения, коррекционно-развивающая.

методы проведения: беседа, игра.

Оборудование: плакаты, глобус.

Словарь: экология.

1ч. Организационный момент:

Воспитатель (тихо звучит музыка)

Я сорвал цветок,
И он завял.
Я поймал жука,
И он умер в ладонях.
И тогда я понял,
Что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем!

Здравствуйте, многоуважаемые экоколобки и все-все-все кто находится в этом зале. Вы, наверное, удивлены, что участников нашей интеллектуально-творческой игры я назвала "экоколобками"? Может быть, кто-нибудь догадался, почему? (Ответы детей)

Итак, экоколобки - это те ребята, которые сегодня выступают в роли исследователей экологических проблем нашего города, края, с которыми они сталкиваются на своем пути и пытаются помочь всем, кто попал или может попасть в беду.

Воспитатель: А вы знаете, где вы живете?

Мы живем на планете Земля, это и есть наш общий дом.

И сегодня мы будем учиться любить и беречь его - дом, в котором мы живем. У нас над головой общая крыша - голубое небо. У нас под ногами общий пол - земная поверхность. У нас одна на всех лампа и печка - ласковое солнышко. У нас общий водопровод - это дождевые и снежные тучи. Нам только кажется, что Земля наша огромная и необъятная. А если взглянуть на нее из космоса, то не такая уж она и большая. Всего за полтора часа ее можно облететь на космическом корабле. Так что нам действительно надо хорошо знать и беречь дом, в котором мы живем. А поможет нам в этом наука экология.

"Что такое экология?" (Ответы детей)

Экология - это наука, которая изучает, как изменения в природе влияют на жизнь растений, животных и человека.

В переводе с греческого языка слово "экология" означает "учение о доме". Речь идет о "природном доме", который есть у каждого растения, животного, человека.

Послушайте стихотворение "Земля - наш дом".

Мы речь свою ведем о том,
Что вся Земля - наш общий дом
Наш добрый дом, просторный дом
Мы все с рожденья в нем живем.
Еще о том ведем мы речь,
Что мы наш дом должны беречь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.

Воспитатель: В каком крае и городе мы живем? (ответы детей)

Чтобы узнать состояние экологической среды нашего города и края, я приглашаю Вас совершить путешествие на экопаровозике по родным местам. Для этого вам необходимо представится и занять места в вагонах (каждая команда представляется).

Первой на перрон приглашается команда:.

Следующая команда..:

За каждый правильный ответ команда получает "экоколобок". В конце путешествия мы посчитаем, сколько "экоколобков" набрала каждая команда. Я буду вашим проводником, а вы, экоколобки, мои пассажиры.

А теперь по вагонам и в путь!

IIч. . Основная:

Итак, первая наша остановка и станция "Лесная"

Край родной! Ты лесами красив.
Ты раскинул поля широко!
Серебристыми ветками ив
Шелестят берега над рекой

На этой станции мы поговорим с вами о лесных богатствах нашего заповедника и узнаем, какие проблемы существуют здесь.

Для этого нужно выполнить задание. Игра "Лишнее растение"

Вам предлагается убрать лишнее растение, которое не растут в наших лесах.

    тополь, осина, инжир

    сосна, ель, кипарис

    береза, клен, туя

    виноград амурский, баобаб, женьшень

    шиповник, адонис амурский, кактус

    бархат амурский, калина, персик

Лес - это наше богатство. К сожалению, многие растения находятся под угрозой исчезновения. Как вы думаете почему?

Ответы детей

Все правильно, необходимо соблюдать правила поведения в лесу.

Раздается стук.

Ребята, к нам еще кто-то в гости пришел. Слышите стук? (Входит мальчик с рюкзаком, из кармана торчит рогатка.)

Ты куда идешь?

В лес, конечно!

Я смотрю, гость какой-то странный (вынимает рогатку из кармана мальчика) .

Покажи, пожалуйста, с чем ты идешь в лес, а дети скажут, с чем можно, а с чем нельзя ходить в лес. Есть такие вещи, которыми можно пользоваться редко, осторожно, соблюдая строгие правила.

(Мальчик достает из рюкзака вещи.)

* Резиновые сапоги

Я собрался походить по кромке озера, пособирать ракушки.

* Зажигалка

Я решил, когда устану, посидеть у костра.

* Магнитофон

Я собирался послушать новые записи - хиты.

* Небольшое пластмассовое ведро.

В прошлый раз я с товарищем посадил по краю оврага кустики ивы. А сегодня хочу их полить.

* Пакет с крошками хлеба, крупой.

Это для уток. Они на озере живут. Я их часто подкармливаю.

Да я смотрю, ты молодец! Только не всегда разбираешься, что полезно делать в лесу, а чем можно создать неприятности. Любишь природу, пытаешься о ней заботиться. Но запомни, что нельзя причинять боль природе.

Ты обещаешь это? (Да, обещаю.)

А, вы, обещаете?

Теперь продолжим наш путь.

Кого еще мы можем встретить в наших лесах?

Следующая станция - "Жители леса"

1.Троп копытами касаясь.
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось.)

2.Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами- кисти - рожки,
С виду котик, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь. (Рысь)

3.Кто на своей голове лес носит? (Олень)

4.Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в зубке серенькой зимой
И в рыжей шубке - летом. (Белка)

5.Серый я, живу в лесу,
Знаю рыжую лису.
Песню грустную тяну,
Громко вою на луну. (Волк)

6.У меня роскошный хвост,
А характер мой непрост-
Я коварна и хитра,
Глубока моя нора. (Лиса)

7.Родственник домашней киске,
Этот зверь не робкий.
Бродит хищник уссурийский
По таежной тропке. (Тигр)

Как вы думаете, какое из этих животных самое величественное, самое красивое?

Амурский тигр (также известный, как Уссурийский, Сибирский или Восточно-сибирский тигр) один из самых малочисленных подвидов тигра, самый северный тигр. Он - объект поклонения многих народностей Дальнего Востока.

На языках народов Приамурья тигра часто называют "Амба" (большой), чтобы не накликать беду. (фильм о тигре)

А мы с вами будем охранять животных?

А теперь прежде, чем мы продолжим наш путь, предлагаю вам такую звериную зарядку.

Физминутка

Звериная зарядка.

Работа с детьми:

Давайте, остановимся и послушаем, кто это так чудесно поет?

Следующая станция "Птичьи разговоры"

Давайте проверим, хорошо ли вы знаете птиц и насколько внимательны?

Слушайте внимательно! Если я ошибусь, хлопните в ладоши.

(чтение шутливого стихотворения "Прилетели птицы")

Молодцы. Я вижу, что вы были внимательны и знаете птиц!

    Как мы с вами можем помочь птицам? (Ответы детей)

    Какая акция идет сейчас у нас в городе и нашем детском доме? Я предлагаю вам сейчас изготовить кормушки для птиц.

    Какие вы молодцы, вы уже столько добрых дел сделали. Давайте их назовем.

    Наше путешествие еще не закончилось, и мы продолжаем путь.

    Как хороши наши леса, поля, реки, озера, которые мелькают за окнами вагонов. Самые удивительные и живописные места носят не менее красивые названия. Следующая станция - "Рыбная"

Наша река очень большая по протяженности и полноводная, в ее глубинах так трудно найти рыб.

И здесь понадобятся ваши знания о рыбах, чтобы разгадать "зашифрованные слова"

    АУХА (УАХА)

    КАРАСЬ (АСЬКАР)

    ОСЕТР (ТРЕСО)

    КЕТА (ЕТАК)

  • САЗАН (НАЗАС)

    ЩУКА (АКУЩ)

    КАСАТКА (ТАСАККА)

Это, конечно, не полный список рыб, которые водятся в нашей реке Амур. Наша река очень богата рыбными ресурсами. Но многие рыбы, также как и растения, звери, птицы нуждаются в защите. Почему? Необходимо соблюдать правила поведения у водоемов.

Наше путешествие подходит к концу. И последняя станция "Экопитание"

Здесь нам предстоит выяснить, какие натуральные продукты и экологически чистые могут нам предложить герои мультфильмов.

Попробуйте по песням из мультфильмов отгадать, кто является героем этого мультфильма и какой продукт он может предложить.

1.песенка "Вини-Пуха"

2.песенка "Антошка"

3. песенка "Кто пасется на лугу"

4.песенка "Два веселых гуся"

Вот с таким хорошим настроением и полными корзинами натуральных продуктов отправляемся домой.

IIIч .Итоговая

Многоуважаемые экоколобки! Мы увидели и исследовали сколько проблем, существует в нашем Зеленом доме. Скажите, кто виноват в этом? Чем мы можем помочь нашей природе, нашему краю, городу, дому, в котором мы живем?

Теперь каждая команда подсчитают, сколько они заработали "экоколобков".

Час общения

Тема. «Земля-наш общий дом»

Цель: воспитывать бережное и уважительное отношение к природе.

Задачи:

1. Формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля.

2. Вызвать беспокойство за экологическое состояние планеты, и желание взаимодействовать с природой.

3. Развивать интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру.

Планируемый результат:

Личностные – формировать положительное отношение к природе;

Формировать представление о ценностях жизни.

Регулятивные - развивать умение разрешать внутренние разногласия;

Учиться высказывать предположение (версию);

Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Коммуникативные – формировать представление о том, что важно понимать друг друга;

Уметь договариваться и разрешать конфликты;

Уметь работать в группах.

Познавательные – получать информацию о состоянии природы в настоящее время;

Делать выводы в результате совместной работы.

Оборудование: к онверт с письмом,листы и фломастеры, презентация, мультфильм.

Ход мероприятия.

1. Введение в тему

Дети, послушайте внимательно стихотворение и попробуйте определить тему нашего часа общения.

Земля.

Замечательно, друзья,

Что наш дом родной - Земля.

Никаких сомнений нету -

Это лучшая планета!

С голубым высоким небом,

Зреющим на нивах хлебом,

Широтою океанов,

Высотою перевалов,

Шумной жизнью городов,

Тихим шелестом лесов.

Травы, звери, птицы, люди,

Всё, что было, есть и будет,

Всё, что видим мы кругом -

Это в космосе наш дом.

2. Сообщение темы занятия.

Прочитайте тему (слайд).

Тема нашего занятия: «Земля – наш общий дом».

3 Прочитайте стихотворение на экране.

Жить в зеленом царстве это

Хорошо зимой и летом.

Жизнь летает мотыльком,

Шустрым бегает зверьком,

В облаках кружится птицей,

Скачет по ветвям куницей,

Жизнь прекрасна,жизнь вокруг.

Человек природе друг!

О чем это стихотворение?

Всегда ли человек является другом природе?

4. Стук в дверь. (принесли письмо)

Ребята, нам кто-то отправил письмо. Я сама не знаю, от кого оно, сейчас я его вам прочитаю и вы сами скажете, кто его написал. После прочтения мы с вами решим, что делать и как помочь автору письма.

«Здравствуйте, дорогие ребята!

Обращаюсь к вам потому что больше не могу терпеть то,что происходит со мной.Человек –это самое развитое существо в мире.Ему подвластны все мои ресурсы,но он в последнее время перестал задумываться,что он сам часть меня.И поэтому он творит со мной непоправимые вещи:безжалостно вырубает мои леса,убивает животных, чистой воды в моих водоемах почти не осталось, из-за этого стало мало рыбы,в воздухе появились и все больше увеличиваются озоновые дыры. Идет глобальное потепление климата на планете Земля. Уважаемые дети, я понимаю,что многое зависит не от вас,но и вы часто рвете цветы, ломаете ветки, прямо себе под ноги бросает мусор. Все это тоже загрязняет меня и постепенно уничтожает.Помните,что брошенная вами газета будет год,а то и два года размокать и смешиваться с землей. С консервной банкой это произойдет через несколько десятков лет. Стеклянная бутылка будет меня обезображивать веками. Очень прошу вас остановиться и задуматься! Мы с вами одно целое и должны беречь друг друга.Надеюсь на ваше понимание. Ваша …(Природа).»

Ребята, кто написал это письмо?

5.Беседа по теме

Да,ребята,очень тревожное письмо мы получили.

Вы сразу догадались,от кого нам пришло письмо.А что вас натолкнуло на отгадку?

О чем из прочитанного вам было известно?

Что вас поразило?

О чем Природа умолчала в письме,а вы сами об этом знаете?На что она могла бы еще пожаловаться?

(На экране кадры загрязненного леса.)

Что же нужно делать,чтобы не случилось экологической катастрофы?

6.Игра «Если вдруг…»

Я предлагаю вам задуматься обо всем услышанном и поиграть со мной в игру « Если вдруг…».

Условия этой игры таковы: я вам буду давать начало ситуаций, а вы можете продолжить.

Например:если люди уничтожат все цветы на Земле...погибнут многие насекомые …не станет меда,очень ценного продукта для здоровья человека.

Продолжите теперь вы:

1)Если вдруг на пляжах перестанут убирать территорию … (не будет места для купания, загорания и отдыха)

2) Если вдруг вырубят все леса на земле … (не где будет собирать грибы, ягоды, орехи)

4) Если вдруг уберут из дворов мусорные баки… (во дворах будут стоять кучи мусора)

Да, ребята если не будет лесов, нам некуда будет идти на прогулку, за ягодами, лекарственными травами.

Групповая работа.

Составьте и запишите такие правила поведения в природе, которые помогут нам сохранить её.

7 .Просмотр мультфильма «На лесной тропе»

Как вели себя лисы, когда приехали отдыхать?

Что могло случиться из – за их поведения?

Ребята представьте себе, что вы оказались в лесу или на берегу реки, и перед вами огромное количество мусора, а ведь лесу живут птицы, животные и это наносит им вред.

Чтобы это не случилось, мы должны знать «правила природы»

Подумайте, что означают знаки. Задание будет такое «Подбери название»

«Осторожно, муравейник», «Не рвите цветы», «Не разводите костров в лесу», « Не разоряйте гнезд», « Не сорите», « Не ломайте ветки деревьев», « Не трогайте ядовитые грибы», « Не засоряйте мусором водоемы», « Дикие животные», «Осторожно, болото», «Не шуми в лесу», « Осторожно, молодняк»

Да, ребята, из нашей работы видите, что в природе все взаимосвязано и одно зависит от другого.

Давайте для закрепления прослушаем стихотворения.

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать,

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять:

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать. Палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость

Здесь хозяин –дуб и лось

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Помоги лесным зверюшкам,

Приготовь для них кормушки.

И тогда любой зверек –

Будь то ласка иль хорек,

Еж лесной, речная рыба –

Скажет: «Ты мой друг! Спасибо!»

О чем стихотворения?

Значит не зря природа бьет тревогу и обращаясь к нам просит вас о разумном к ней обращении.

8. Физкультминутка.

9. Работа над пословицами

Ребята, существует много пословиц о природе. Сейчас выполним задание «Соедини и прочитай по стрелке пословицы»

Объясните,как вы понимаете смысл пословиц,записанных на экране.

Лес богатство и краса, береги свои леса!

Растения – земли украшения!

Лес – легкие Земли – береги, как свои.

Береги природу, она добром ответит.

Когда пьешь воду, помни об источнике.

Не сажал, не поливал, а рвать поспевал!

Давайте ребята посмотрим сценку «Любите все живое»

Как вы думаете, правильно поступил волк?

Что любит красная шапочка?

Значит, будем любить все живое.

Ребята, а сейчас я проверю, как вы усвоили сегодняшний материал. Я называю ситуацию, а вы скажите, как бы вы поступили.

1. В лесу вы видите непотушенный костёр, разбросанные банки, бутылки, мусор?

2. Вы шли по лесу и вдруг в траве увидели гнездо с маленькими птицами?

3. Зимой под окнами у вас собираются маленькие птички. Им холодно и голодно, а тебе дома тепло и уютно. Поможешь ли ты птичкам, и каким образом?

4. Во дворе вы видите как дети ломают ветки дерева?

10. Загадки.

Весь мир кормлю,

А сама не ем.

И топчу ее

И режу ее-

Она не серчает,

Добром отвечает.(Земля)

Если невидимка:

В дом не просится,

А прежде людей бежит,

Торопится.(Воздух)

Бродит одиноко

Огненное око

Всюду,где бывает.(Солнце)

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем.(Лес)

Если руки ваши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?(Вода)

Чем больше колец,

Тем старше жилец. (Дерево)

Ребята не только загадки, но и много стихов написали писатели о природе. Давайте послушаем.

1.Есть просто храм.

Есть храм науки,

А есть еще природы храм –

С лесами, тянущими руки

На встречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь.

2.Берегите Землю! Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба.

Ястреба, парящего над полем,

Полумесяц над лесным пологом,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю! Берегите!

3.Щади зверей и птиц,

Деревья и кусты,

Ведь это все слова,

Что царь природы ты.

Ты только часть её, зависимая часть

Что без неё и мощь твоя, и власть?

4.Но дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

5.Эту истину знаю от роду

И её никогда не таю:

«Кто не любит родную природу,

Тот не любит Отчизну свою!»

Значит, ребята, из услышанных стихотворений какой можем сделать вывод?

Рефлексия

Закончите предложение

Наша страна, Родина должна быть экологически чистой, всегда оставаться голубоглазой, с красивейшими реками, озёрами, лесами и полями.

Для этого я…

О чем вели беседу?

Что вам понравилось?

Какие выводы сделали?

Мы сегодня много говорили о том, что нужно беречь природу, беречь нашу Землю. Берегите каждое дерево, каждый кустик! Не рвите цветы, не ломайте деревья, не разоряйте гнезда!

Пусть каждый из вас посадит дерево, цветы и ухаживает с любовью за ними.

Ведь от каждого из нас зависит будущее нашей планеты, будущее родной Земли!

Давайте будем.

Беречь планету!

Во всей Вселенной

Похожей нету,

Во все Вселенной

Совсем одна,

Что будет делать

Я речь свою веду о том, Что вся Земля – наш общий дом, Наш добрый дом, просторный дом, Мы все с рожденья в нём живём. Ещё о том веду я речь, Что мы наш дом должны беречь. Давай докажем, что не зря На нас надеется Земля. Р. Рождественский

Земля... Как много значит это слово для каждого из нас. Земля – это и планета Солнечной системы, и место, где мы живем, это наша кормилица и мать, которая нас одевает и обувает, кормит и поит, это наш общий дом, в котором мы живем. Человечество давно освоило Землю, воздушное и водное пространство. В космос запускаются спутники, оснащенные специальным оборудованием для установления контакта с жителями иных цивилизаций. Во Вселенной бессчетное количество звезд, планет, галактик, и наша Солнечная система всего лишь капля в гигантском океане Мироздания.

Но фотографии, сделанные со спутников, показали, что ни на одной планете в нашей Солнечной системе нет условий для жизни. Земля – единственная и неповторимая, данная нам свыше. Испокон века обороняли эту землю наши предки, берегли ее как ценнейшее сокровище. Она всегда была их богатством, которым гордились и защищали. А когда брали от природы ее дары, люди понимали, что этих щедрот будет значительно больше, если они будут беречь природу. Нерациональное же использование земли приводит к уничтожению флоры и фауны. На Земле образуются пустыни, заболачиваются реки, исчезают родники и озёра, страдают животные и птицы. Почему это происходит? Думаю, главная причина в том, что некогда человек провозгласил себя «царём природы». Да, конечно, люди стали сильнее природы: перед их ружьями, бульдозерами и экскаваторами природа устоять не может.

Выстроенная на Земле цивилизация, вступила в непреодолимое противоречие с природой. Ежегодно вырубаются огромные лесные массивы, загрязняются водоёмы, уничтожаются редкие виды животных и растений. Порой складывается впечатление, что люди ведут тотальную войну с природой. На самом деле это война с самим собой. Увлечённые удовлетворением своих потребностей, мы начинаем забывать о том, что человек не царь природы, а составная ее часть, что Земля – наш общий дом, и о нём нужно заботиться, как о своей крепости. Человек на Земле – старший по разуму и по старшинству, ему отведена иная роль. Он должен быть рачительным хозяином и помнить обо всех, кто живём в его огромном доме – планете по имени Земля. Но многие ли думают так? Для большинства дом ограничивается пределами своей квартиры, дачи. Немногие из людей назовут среди важнейших жизненных ценностей чистый воздух и воду.

Большинство просто не думают о них, считая чем-то, безусловно, полагающимся человеку, незыблемым, неистребимым. А часто ли кто-нибудь из нас задумывается: надолго ли хватит земных ресурсов при таком их беспорядочном и интенсивном использовании? Каждый думает примерно так: «На мой век хватит!» Поэтому от природы, как от слуги, требуют абсолютного служения и подчинения, не спрашивая, согласна ли она играть такую роль. Бережное отношение должно распространяться и на сохранение ресурсов, и на воду, и на воздух. Пора остановиться, прекратить самоистребление. Нам нужно понять, что абсолютно от каждого человека зависит судьба нашего общего дома под названием планета Земля.

Программное содержание:
- I -
1. Расширять представления детей о планете Земля.
Дать понять, что все люди должны заботиться о том, чтобы на ней не замерла жизнь.
2. Показать различие и сходство людей разных рас.
3. Формировать желание любить и беречь Землю.
4. Расширять представления детей об охране природы.
Закрепит знание правил поведения в природе.
- II -
1. Активизировать словарь детей словами: глобус, планета Земля, расы.
2. Закрепить умение использовать в ответах выразительные средства: стихи, пословицы, поговорки.
- III -
1. Воспитывать у детей чувство гордости за свою планету.
Она является общим «домом» для всех людей.
Вызвать уважение к людям разной расовой принадлежности.
2. Пробуждать желание сделать приятное для Земли - сказать хорошие слова, выразить добрые намерения в рисунке.
3. Продолжать формировать у детей навыки учебной деятельности: внимательно слушать воспитателя, товарищей.
Продолжать учить детей пользоваться и распространенной формой ответа, дополнять высказывания товарища.
Материал к занятию:
1. Глобус
2. Фотография Земли и Космоса.
3. Плакаты: «Береги свой город!», «Пусть всегда будет небо», «Природа среди нас одна!»
4. Атлас огромного Мира.
5. Краски, кисточки, листы тонированной бумаги.
6. Коллективная работа детей по аппликации «Разноцветная Земля».
7. Магнитофон.
Предварительная работа:
1. Рассматривание рисунков Ю. Копейко: «В космос».
2. Рассматривание атласа мира, карты мира.
3. Беседы на темы: «Охрана природы», «Правила поведения в природе», «Что такое Земля», «Твоя страна, твой народ».
4. Рассказ воспитателя: «Значение воздуха для природы и человека».
5. Заучивание стихотворения: «Когда-нибудь люди отменят войну».
6. Разучивание загадок о Земле, лесе, море, глобусе. Разучивание пословиц и поговорок про Землю.
7. Чтение книги Н. Сладкова «Разноцветная Земля».

Ход занятия
Воспитатель: Дети, давайте представим себе, что мы с вами садимся в космический корабль. Итак приготовились! Внимание! Пуск! Наш корабль устремляется вверх, все меньше и меньше становятся дома, деревья, наш город и вскоре мы теряем его из вида. И вдруг, будьте внимательны, что это?

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все: и млад и стар,
Что она - большущий шар.

Что это за шар, который мы увидели из Космоса? /Земля/
- Правильно. Это Земля, такая плоская, ровная внизу. Вверху, в Космосе она похожа на маленький шарик. Реки стали ручейками, сады и поля - маленькими зелеными островками, а города - небольшими мерцающими огоньками. Глобус помогает представить нашу Землю такой, какая она есть в Космосе. Глобус - это уменьшенная модель Земли. Послушайте загадку, которую приготовил Саша:

На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой,
Всем показывает страны,
Реки, горы, океаны.

Да конечно, это глобус, модель Земли, он может вращаться, Разные цвета видим мы на глобусе. А какого цвета больше? /голубого, синего/. Что означает этот цвет, вы узнаете из загадки:
Ребенок:

Глубиною глубоко,
Шириною широко.
День и ночь о берег бьется
Из него вода не пьется,
Потому что не вкусна,
И горька и солона. /моря, океаны/

А вот и суша, это земля, поля, пустыни, леса. Как вы думаете, каким цветом изображены леса? /зеленым/ Пустыни и полупустыни? /желтым/. А вот и горы. Они коричневые на глобусе. А вот и наша Родина - Россия, столица Москва. А вот здесь наша река Иртыш и город Омск.
Вспомните, а кто первым взглянул на нашу Землю из Космоса? Ю. Гагарин. Он тогда сказал, что оказывается сверху Земля не очень большая, как это кажется жителям Земли. Наша Земля вращается вокруг Солнца, когда Солнце освещает одну сторону, здесь светло, а с противоположной стороны темно, ночь или сумерки. Земля постоянно меняется и дарит нам разные времена года. Какие?
На Земле живет много людей. Они и разные и похожи друг на друга. Чем похожи все люди Земли? Люди умеют думать, говорить, у всех людей похожее строение тела, ходят на двух ногах, бывают веселыми и грустными, строгими и добрыми. Но люди отличаются друг от друг. Вы ведь не спутаете своих - маму, папу, бабушку, дедушку - с остальными людьми. А ещё люди отличаются по цвету кожи, волосами, разрезом глаз. Такие различия называются расовыми признаками. На Земле живут люди разных рас. Посмотрите на свой цвет кожи - наша кожа какого цвета? Белая. Такие мы с вами - жители Европы, Азии, Америки, России. Бывает желтая кожа - это люди, живущие в Японии, Китае, Корее. Есть люди, у которых темная кожа, чернокожие. Эти люди живут в основном в жаркой Африке. Все люди умеют говорить, но у каждого свой язык. Люди по-разному поют, танцуют. Это хорошо, что люди такие разны, так интереснее, так можно многое узнать друг о друге.
Физминутка: «Этюд «Земля»
Наша Земля существует уже давно, она много видела, как люди переселяются с места на место, видела страшные войны. На Земле много всего происходит, а она все вращается и вращается. Она живая и, как все живое, она может заболевать. А болеет Земля из-за нас, из-за того, что люди не берегут Землю, свой голубой шар.
Земля - наш общий дом. У нас над головой одна общая голубая крыша - небо, а под ногами общий «пол» - земная поверхность /земля, трава, песок/.
У нас общий водопровод - это дождевые и снежные тучи и вентилятор тоже общий - ветер. Наш общий дом - планета Земля. Давайте все вместе скажем с гордостью эту фразу.
Ребята, вы приготовили пословицы и поговорки о нашей Земле, давайте их послушаем.
Да, Земля - наш общий дом и переселиться куда-нибудь, как это бывает в мультиках и сказках, невозможно. Поэтому надо держать свою Землю в порядке, любить ее и беречь.
Ребята, что тревожит вас, когда люди плохо хозяйничают и не заботятся о нашем общем доме - планета Земля?
Дети: Люди загрязняют воздух. Курят сигареты, сжигают листву осенью. Загрязняют воздух машины с выхлопными газами, труба с дымом. Уничтожают животных, вырубают леса. Загрязняют водоемы, не экономят воду.
Воспитатель: Что же мы с вами можем сделать, чтобы воздух на планете был чистый, водоемы были чистыми? Что нужно делать, чтобы сохранить леса, луга, животных, птиц?
Ответы детей.
Воспитатель: Послушайте поговорку, которую подготовил для вас Вадик: «Плоха та птица, которая гнездо свое марает.»
Воспитатель: Итак, мы теперь знаем, что нужно делать, чтобы не погибла Земля, и обязательно будем беречь животных, экономить воду, газ. И все это нужно делать для того, чтобы всем хорошо жилось на Земле, для того, чтобы и вы сами не болели, а жили спокойно и счастливо! И может получиться что-то вроде этого:

Когда-нибудь люди отменят войну,
А пушки и бомбы утопят.
Когда-нибудь люди заселят Луну
И льды вековые растопят.
Когда-нибудь в гости к полярным медведям,
Мы есть ананасы и дыни поедем!
И нам улыбнутся моржи и пингвины,
Приветствуя скромным букетом жасмина!

Воспитатель: Ребята, сделайте круг вокруг глобуса. Придумайте хорошие слова-пожелания для Земли.
Дети говорят свои пожелания.
Воспитатель: На столах, ребята, для вас уже приготовлены краски, кисточки, листы бумаги. Сейчас вы сядете за столы и сделаете рисунки. На своих рисунках вы изобразите то, что вы хотели бы видеть на Земле в изобилии /цветы, грибы, деревья, трава, бабочки, птицы и пр./
Воспитатель включает музыку, дети приступают к работе. В процессе выполнения задания воспитатель поощряет замыслы детей, подсказывает как лучше расположить детали на рисунке, анализирует рисунки.
После того как дети выполнят задание, воспитатель предлагает разместить рисунки на свободных столах. Вместе с детьми воспитатель рассматривает рисунки, уточняет, что нарисовано и почему ребенок нарисовал именно это.
В конце занятия воспитатель отмечает хорошую работу детей на занятии и предлагает оформить выставку рисунков «Земля - наш общий дом».
После занятия дети вместе с воспитателем размещают свои рисунки на выставке.

Продолжительность вечера - 45 минут.

Место проведения: актовый зал.

Оформление: на сцене и стенах зала размещены стенгазеты, плакаты, афоризмы, призывающие беречь природу; музыка (по выбору организаторов вечера).

Оборудование: столы для членов жюри и участников конкурсов.

Здравствуйте, друзья! Здравствуй, природа! Здравствуйте, поля, леса, реки, озера! Здравствуйте, птицы!

Если бы человек вот так здоровался каждый день не только с родными и знакомыми, но и со всеми живыми существами, окружающими его, может быть, до сих пор на Земле жили бы все те животные и растения, которых мы уже никогда не увидим, так как люди уничтожили их.

Уничтожение природы продолжается и сейчас. При этом люди преследуют разные цели: кто-то хочет получить больше денег, продав редкое животное или его мех; кто-то охотится в свое удовольствие, а кто-то, не думая, вырывает с корнем цветы, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу, развлекаясь таким образом. И когда слышишь: человек – царь природы, спрашиваешь: «А что он представляет собой без природы – без воздуха, воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев – человек?».

Все это щедро дает людям природа и не просит взамен никакой платы, только ждет от нас бережного, доброго отношения к себе.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны,

И не будет красоты.

Ребята, наше сегодняшнее мероприятие посвящено охране природы. Все человечество тревожат данные ученых-исследователей об ухудшении экологической обстановки на земном шаре. Мы должны научиться беречь животных, растения, озера, реки и леса – все, что окружает нас.

Мы должны стараться постигать тайны природы. Давайте получше узнаем окружающий мир, а узнав – по-настоящему полюбим его, а полюбив – будем беречь.

Этой цели посвящен наш сегодняшний экологический вечер. В нем принимают участие 3 команды по 5 участников в каждой, а также зрители-болельщики. (Ведущий представляет команды, членов жюри и учеников, помогающих вести вечер, зачитывает условия оценки членами жюри конкурсных заданий).

Вниманию команд предлагается I конкурс – экологический тест. Каждая команда должна ответить на вопросы теста в течении 10 минут и сдать его в судейскую коллегию. Пока участники выполняют задания, проведем игру со зрителями. Заработанные очки за правильные ответы болельщики зачисляют в актив своей команды.

Итак, игра « Поле чудес».

Задание 1. «Охрана окружающей природы».

Назовите слово из 8 букв, которое отражает следующее определение: «Территории, на которых охраняются отдельные природные компоненты».

(Ответ: заказник)

Задание 2.

Кому принадлежит следующее высказывание: «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину!» Назовите фамилию замечательного писателя, большого любителя природы, состоящую из 7 букв.

(Ответ: Пришвин)

Помните, наша Родина, ее процветание зависит от каждого из нас.

1-ый ученик:

Откуда начинается Россия?

С Курил? Камчатки или Командор?

О чем грустят глаза ее степные

Над камышами всех ее озер?

Россия начинается с пристрастья

К труду, к терпенью, к доброте.

Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!

Она горит и светит в темноте.

Отсюда все дела ее большие,

Ее неповторимая судьба,

И если ты причастен к ней – Россия

Не с гор берет начало, а с тебя!

2-ой ученик:

Три клада у природы есть: вода, земля и воздух.

Из всех природных ресурсов нашей планеты самое большое богатство – земля. Она наша кормилица. Мы должны беречь землю, заботиться о ней, умножать ее плодородие. А земля сегодня изрезана, истоптана. В нее закапывают отходы (промышленные, радиационные), сбрасывают бытовой мусор. Так, например, только за 90 лет разлагается в земле консервная банка, за 2-10 лет – бумага, за 100 лет – фильтр от сигарет, за 200 лет – полиэтиленовый пакет.

3-ий ученик:

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь!» Так говорил о воде известный французский писатель, летчик Антуан де Сент-Экзюпери. К сожалению, состояние воды вызывает большую тревогу не только ученых, но всех людей нашей Земли.

Многие реки, ручьи превратились в сточные канавы, исчезает рыба, высыхают или становятся непригодными для питья подземные источники, потому что «передовой» метод добычи нефти в Башкирии (закачка соленой воды в нефтяные пласты с целью повышения нефтеотдачи) привел к уничтожению многих чистых родников. Загрязнителями воды являются и химзаводы, и животноводческие фермы, и несанкционированные городские свалки, которые появляются в любом месте, а также у водоемов.

Человек, потребляя неочищенную воду, подвергает свое здоровье опасности: в настоящее время в наших водопроводах выделено более 2100 различных видов загрязнений (включая бактерии и вирусы), вызывающие серьезные болезни.

Одна из гениальных русских пословиц гласит: «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться», которой россияне следовали на протяжении многих веков, и которая, к величайшему сожалению, нами напрочь забыта и игнорируется.

Пусть на Земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда.

И будет оставаться в них навеки

Чистая и вкусная вода!

1-ый ученик:

Не может человек прожить без чистого воздуха. В настоящее время он не соответствует норме в 187 городах России, в которых проживают 65,4 миллиона человек. В атмосфере присутствует химический коктейль из взвешенных веществ: диоксида азота, бензопирена, формальдегида, фенола, фторид водорода, этилбензола и многих других компонентов, вызывающих заболевания дыхательной и нервной систем, ослабление памяти и онкологические заболевания. Такова неутешительная картина на сегодняшний день в 66 городах, где максимальные концентрации превышают 10 ПДК.

Ведущий (обращается к командам):

Время, отведенное на экологический тест, закончено, пожалуйста, передайте ответы в жюри. Переходим ко II конкурсу «Что мы знаем об охране окружающей среды». (Командам раздаются карточки, на которых написаны задания).

Задание 1. К определению левого столбика подберите понятие из правого и напишите ответы парами цифр (например, 1 – 1 и т. д.)

(Ответы: 1 – 4, 2 – 3, 3 – 2, 4 – 1)

Задание 2. Какие законы приняты в России, Башкортостане (или своем регионе) об охране окружающей среды?

Задание 3. Назвать международные экологические даты, акции, призывающие людей Земли обратить внимание на глобальные проблемы.

Ответы: Акции:

Пока команды выполняют эти задания, вновь игра со зрителями. (Помощники ведущего задают болельщикам вопросы на темы: заповедники и памятники природы, экологические проблемы, поднимаемые в народном творчестве и другие).

Команды сдали свои ответы членам жюри и готовы участвовать в следующем конкурсе «Знатоки устного народного творчества». Этот конкурс состоит из 3-х заданий (командам раздаются карточки с заданиями):

1. Прочитав перевертыш, отгадайте пословицу. Например, перевертыш: «Слон хвоста не затупит», отгаданная пословица: «Комар носа не подточит».

2. Назовите 3 пословицы, поговорки о природе.

3. Изобразите пантомимой пословицу так, чтобы зрители отгадали ее. За верно угаданную пословицу команда получает 3 балла.

Пока команды готовятся, мы хотим сделать сообщение о том, что недавно был проведен городской конкурс творческих работ по теме «Экология природы – экология души». Наши ученики приняли в нем участие. Вот что написала в своем сочинении ученица 11 Б класса Романова Марина: «Вся природа: дерево в сквере, ромашковая поляна среди домов нового микрорайона – все это принадлежит всем нам. Мы хозяева лесов, речек, прудов – всего живого, прекрасного украшения земли. Но если мы хозяева, то, конечно же, и защитники, потому что нельзя не платить за добро ответным добром. Бездумно спиленный тополь, затоптанный сад, «безразмерный» букет лесных цветов – все это удар по запасам природных богатств. А ведь они не безграничны.

Нужно помнить, что каждое дерево – это наше дыхание, а значит, здоровье. Каждый должен осознать простую истину: нанося вред окружающей среде, мы тем самым вредим самим себе, делаем нашу жизнь серой и унылой».

1-й ученик:

Все мы, ныне живущие, в ответе за нашу природу перед потомками. Однако, порой и взрослые, и дети беззаботно, расточительно ведут себя по отношению к ней. Бездумное, бесхозяйственное отношение к природе приносит большие беды: гибнут легкие планеты – леса. Ежегодно в России сгорает от 1 до 7 миллионов га лесов, 80 % лесных пожаров происходит по вине человека. Гибнут звери и птицы. Исчезли с лица Земли лесные слоны, носороги, саблезубый тигр, мамонт и другие. По данным Международного Союза охраны природы с 1600 года на Земле вымерло 94 вида птиц и 63 вида млекопитающих: птица моа (Новая Зеландия), дронт (о.Маврикий в Индийском океане), бескрылая гагарка (Исландия) и другие, тарпан (дикая лошадь), зебра квагга, сумчатый волк, морская корова Стеллера и много других.

Ребята! Многие писатели и поэты пишут о природе. Она поражает нас своим богатством и великолепием.

Уникален и наш башкирский край. Мы гордимся древним Уралом, его лесами, озерами, реками, водопадами. Увидеть эту красоту мы можем, соприкоснувшись с природой. «Жизнь прекрасна потому, - как сказал Н.М.Пржевальский, - что можно путешествовать». Есть все возможности совершать увлекательнейшие походы по своему родному краю. Путешествуйте, узнавайте мир вокруг вас, любите и берегите природу!

3- й ученик:

Нам лучше мокнуть под дождем,

Чем в душной комнате томиться.

Так пусть вперед зовет нас гром

И пусть нам молния светится.

Теперь слово участникам III конкурса. (Участники угадывают пословицы по предложенным перевертышам, называют поговорки о природе, изображают пантомимой пословицы).

Призывом «Спасем нашу Землю» заканчивается последний, IV конкурс соревнующихся команд. В качестве домашнего задания было предложено нарисовать экологический плакат, который участники должны защитить перед зрителями и жюри. Члены жюри учитывают актуальность выдвинутой проблемы, содержательность, эмоциональность выступления. На защиту плаката каждой команде дается 1 минута, (Один представитель команды поднимается на сцену к своему плакату, который является оформлением сцены).

Ребята! Сегодня на экологическом вечере мы узнали, как важно сберечь природу нашей Родины для нас и наших потомков. Мы должны быть патриотами своего Отечества. (Ученики, помогающие ведущему, призывают всех участников вечера беречь природу и предлагают высказать свои предложения по улучшению окружающей среды своего города).

В конце мероприятия ведущий предоставляет слово судейской коллегии. Жюри подводит итоги всех конкурсов, объявляется победитель, участникам вручаются памятные призы.

Вечер заканчивается коллективным исполнением песни о природе, о башкирской красавице реке Белой в сопровождении гитары (автор В.Мамаев):

От заката до восхода

Вьется дым от теплохода,

А река буруном белым

И названье реки Белая.

С другом мы идем в походы,

В лоно, так сказать, природы,

Но до этого нет дела

У реки с названьем Белая.

Белое устье Белой реки,

Белое облако, белые стихи,

Белые чайки белы и легки –

Белая речка, Белая.

Белое утро Белой реки,

Белый платок смуглой руки,

Белые волны, как островки –

Белая речка, Белая.

С другом мы навек бродяги,

Горожане-доходяги,

Лагерь с ним рукой умелой

Разобьем у речки Белой.

От костра так пахнет летом,

Горьким медом, сладким цветом,

Дым девчонкой в платье белом

Уплывает над речкой Белой.

Утром встанешь рано-рано

И по пояс по туману

Побежишь, как угорелый

Искупаться в речке Белой,

А река как мать родная,

Молоком парным встречая,

Обжигая, нас согреет

И белеет, и белеет.

Лучшие статьи по теме