Для школьников и родителей
  • Главная
  • Развивашки
  • Сколько уроков должно быть в спортивной школе. Сколько часов физической культуры в неделю у начальной школы? Должны ли смены ежегодно чередоваться

Сколько уроков должно быть в спортивной школе. Сколько часов физической культуры в неделю у начальной школы? Должны ли смены ежегодно чередоваться

Алексей МАШКОВЦЕВ,

учитель физической культуры,

АНО «Школа «Премьер»,

г. Москва

Третий – лишний?

О количестве и качестве уроков физкультуры

Три года назад повсеместно в российских школах был введен третий час физической культуры в неделю. Мы попытались разобраться, как это реализуется в различных образовательных учреждениях, учитывая, что проводить уроки порой попросту негде…

Тему этой статьи подсказали учителя физкультуры, которые жалуются на то, как неудачно проводят третий час в их школах. Полагаем, что анализ полученной нами информации поможет улучшить качество уроков физической культуры.

В поисках решения проблемы

Идеальный вариант

Давайте попробуем представить модель, при которой введение третьего часа физической культуры было бы идеальным. Если в школе есть все необходимые условия: несколько спортивных залов и плоскостных сооружений, бассейн, лыжная база и т.п., – это, скорее всего, удастся. Однако следует помнить, что для достижения максимального эффекта уроки в расписании не должны ставиться день за днем. Отдых и восстановление после физической нагрузки – обязательная часть как образовательного, так и тренировочного процесса. Таким образом, идеальным вариантом будет тот, при котором уроки физкультуры стоят у каждого класса в расписании по понедельникам, средам и пятницам – при пятидневной рабочей неделе – или еще и по вторникам, четвергам и субботам – при шестидневной. При этом несколько дней в неделю зал при пятидневной неделе будет пустовать.

Таким образом, чтобы создать идеальную модель внедрения третьего часа, школа должна не только иметь богатую материальную базу, но и суметь грамотно составить расписание. Среди мест работы учителей, которые обращались к нам в редакцию, таких школ не оказалось…

Два плюс один

Уроки физкультуры в средней и старшей школе разрешается объединять в пару. Некоторые школы воспользовались этой возможностью. Это способствует более грамотному распределению нагрузки в течение недели, позволяет администрации школы не менять расписание при организации уроков лыжной подготовки, а учитель может планировать одно занятие в неделю – образовательной и оздоровительной направленности, другое – тренировочной.

На практике оказалось, что и этот вариант имеет свои недостатки. В частности, учащиеся 5–8-х классов с трудом справляются с полуторачасовой нагрузкой. К тому же нельзя забывать, что заболеваемость школьников в последнее время повысилась, и такое увеличение нагрузки тем более многим будет не по силам.

Другая проблема – отсутствие перемены. Как правило, при такой организации уроков учителя физкультуры не прерывают занятие, что еще больше увеличивает нагрузку. Если же отпускать детей на перемену, теряется тренировочный эффект и эффект от ранее проведенной разминки. При согласовании данного вопроса с администрацией школы можно время перемены использовать для занятия, а детей отпускать со следующего урока чуть пораньше. К тому же у детей будет больше времени, чтобы принять душ.

Чтобы избежать чрезмерной нагрузки, во время сдвоенных уроков можно больше времени уделять теоретическим вопросам.

В школах, которые проводят уроки лыжной подготовки, был предложен вариант объединения трех уроков – такой способ очень удобен старшеклассникам для выездов в лесопарк. Некоторые читатели рассказали, что в их школах нашел применение такой способ, но таких оказалось немного.

Набор часов

Многие школы выбрали следующий путь. Недостающие 34 или 35 – в зависимости от количества учебных недель в году – часов физической культуры они просто добирали за счет проведения Дней здоровья, туристских слетов, спортивных часов и т.д., потому что у них нет возможности вместить третий час в расписание. Проведя одно большое мероприятие, такое, как День здоровья, учитель мог сразу «закрыть» восемь уроков физической культуры, причем даже для нескольких классов. Если организовывать подобные праздники один раз в четверть – это уже 32 часа. Только выполняют ли они в полной мере образовательную функцию? И не подменяется ли одно другим? Все понимают, что Дни здоровья и до введения третьего часа проводились – может, и не так регулярно, – а теперь это приобрело общешкольный характер с обязательным посещением, оцениванием и т.п.

Суббота – день физкультурника

Некоторые школы, работающие по пятидневной рабочей неделе, приняли решение третий урок физкультуры вынести на субботу. В это день в школе никого нет, залы пустуют. Чем не решение проблемы? Только вот явка учащихся, как правило, не превышает 40%. Казалось бы, это можно использовать: если детей мало, можно объединить классы – и время освобождается, и места в зале всем хватит. Но на практике такой подход грешит формализмом: дети могут быстро сообразить, что уроки физкультуры можно пропустить – была бы причина более-менее уважительной.

4 – 2 – 2 – 4

Этот вариант – не схема расстановки игроков, а распределение часов физической культуры по четвертям. Его используют школы в теплых регионах страны, где можно уроки в сентябре, октябре, апреле и мае проводить на улице. Поэтому в первую и четвертую четверти организуют не три, а сразу четыре урока в неделю, а в холодное время года – по два. Таким образом, решается проблема загруженности залов – на два часа в неделю их хватает, и дети больше времени проводят на свежем воздухе. Важно только, чтобы у школы было больше плоскостных сооружений, чтобы нескольким классам сразу нашлось место для занятий.

Минусы есть. Во-первых, дети получают физическую нагрузку в течение учебного года неравномерно. Во-вторых, никто не застрахован от непогоды: где проводить уроки в дождь, холод или сильный ветер? Тогда в ход идет всё: холлы, коридоры, рекреации…

Три пишем, два в уме

К сожалению, есть и такие школы, их не так много, – которые по-прежнему проводят два урока физической культуры в неделю, а не три. При этом для любой проверки (в расписании, в журнале) указывается три урока. Как обещают своим учителям руководители этих образовательных учреждений, это временное явление, которое будет вскоре устранено. Будем надеяться, что они сдержат свое обещание.

Обратиться за помощью

Отдельным школам удалось решить проблему введения третьего часа путем сотрудничества с рядом расположенными ФОКами, бассейнами и катками, так как первая половина дня у них, как правило, свободна. Остается лишь организовать работу: договориться с арендодателями, обеспечить проезд детей, приобрести инвентарь и т.д.

Сказано – сделано

В подавляющемся большинстве школ третий час физической культуры введен. Администрации нужно отреагировать на приказ, исполнить и отчитаться. В результате и без того маленькие спортивные залы объединяют учащихся двух, а порой и трех классов. Как проводить уроки с таким количеством детей и при этом отвечать требованиям новых Государственных стандартов в образовании? Педагоги нашли следующий выход. Несколько классов в зале? Значит, там присутствует и несколько педагогов. Один учитель предлагает детям заняться одним видом спорта, другой – другим, третий – третьим. Это значительно повышает эффективность урока и снимает проблемы с дисциплиной.

Мифы и реальность

С введением третьего часа в обществе укоренилось мнение, что теперь ситуация с преподаванием физической культуры изменится. Опыт первого года показал, что мы заблуждаемся.

Заблуждение первое: дети станут в 1,5 раза физически крепче. Как ни странно, уровень развития физических качеств не прямо пропорционален количеству времени, уделяемому на их развитие. Даже проведение уроков на высоком уровне – еще не гарантия улучшения результатов. По итогам первого года инноваций не было отмечено существенного прорыва в улучшении физической подготовки детей. Единственное, чего следует ожидать, – снижение заболеваемости школьников. Это дорогого стоит.

Заблуждение второе: учителя физической культуры станут больше зарабатывать. Здесь нужно понимать, что зарплата любого учителя зависит от его квалификации и нагрузки, при новой системе оплаты труда – еще и от количества детей в школе. Педагоги школ, перешедших на новую систему оплаты труда, отмечают, что стоимость часа у них даже стала меньше. У многих увеличилось количество часов, однако все понимают, что это не всегда ведет к улучшению качества уроков.

Заблуждение третье: дети на уроках физкультуры будут изучать новые виды спорта. Это правда лишь отчасти. Школ, у которых есть возможность приобрести новый спортивный инвентарь для обучения детей бадминтону, теннису, организовать занятия по фитнесу и применить другие нововведения, оказалось немного. Большинство школ не стали даже разрабатывать свои программы для третьего часа, взяв за основу программу В.И. Ляха и А.А. Зданевича (2004), рассчитанную как на два, так и на три часа в неделю и построенную на базовых видах спорта с включением вариативной части в зависимости от региональных и материальных особенностей школы.

Заблуждение четвертое: больше детей станут посещать занятия в спортивных секциях. Это не так. Тренеры-преподаватели детско-юношеских спортивных школ отмечают, что за этот год не было отмечено увеличения количества школьников, записавшихся в группы начальной подготовки, – скорее наоборот. Более того, уменьшилось число детей, которые посещают школьные спортивные секции. Если раньше родители понимали, что двух уроков физкультуры в неделю явно недостаточно для полноценного физического развития их ребенка, и с удовольствием отдавали его в любую секцию, чтобы восполнить потребность в движении, теперь они рассуждают иначе: зачем нужна школьная секция, если у школьников и так три урока физкультуры в неделю?

Заблуждение пятое: дети будут больше участвовать в спортивных соревнованиях. Школьных спортивно-оздоровительных мероприятий стало меньше, так как всё свободное время в расписании отводится, в первую очередь, под третий час физкультуры, которому теперь находится место и на седьмом, и на восьмом уроке. А если школа работает в две смены, то время работы спортивного зала для проведения внеклассных мероприятий минимально. Не увеличивается и количество районных и городских соревнований: у учителей просто нет времени вывозить на них детей.

Лучше меньше, да лучше?

Что же получается? Столько лет сами учителя физической культуры ратовали за то, чтобы уроков физкультуры стало больше, а на практике это оказалось ненужным. Со временем мы увидим плоды нашего труда. Посадив картошку на своем огороде, мы изначально теряем несколько ведер корнеплода, и не следует ждать отдачи через несколько недель. Но нельзя не согласиться еще с одним правилом огородника: прежде чем посадить картошку, нужно подготовить почву. В нашем случае начинать нужно было с модернизации спортивных залов и оборудования, с пересмотра и корректировки программ исходя из имеющихся данных диспансеризации школьников, с переобучения педагогов и лишь потом очень плавно и постепенно увеличивать количество учебных часов. Может быть, тогда и урожай был бы лучше?

Мы целое утро

Возились с ростками,

Мы их посадили

Своими руками.

Мы с бабушкой вместе

Сажали рассаду,

А Катя ходила

С подругой по саду.

Потом нам пришлось

Воевать с сорняками,

Мы их вырывали

Своими руками.

Таскали мы с бабушкой

Полные лейки,

А Катя сидела

В саду на скамейке.

Ты что на скамейке

Сидишь, как чужая?

А Катя сказала:

– Я жду урожая.

(Агния Барто. Катя)

С изменениями и дополнениями от:

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 - 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.

Поэтому в расписании уроков для обучающихся начального общего образования основные предметы должны проводиться на 2 - 3-х уроках, а для обучающихся основного общего и среднего общего образования - на 2-х, 3-х, 4-х уроках.

Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.

Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности (таблица 1 , , настоящего приложения) либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 - 4-х уроках в середине учебной недели.

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.

При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших классов необходимо пользоваться таблицами 1-3 , в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах.

При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.

Таблица 1

Шкала трудности предметов для 1 - 4 классов

Общеобразовательные предметы

Математика

Русский (национальный, иностранный язык)

Природоведение, информатика

Русская (национальная) литература

История (4 классов)

Рисование и музыка

Физическая культура

Таблица 2

Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 5 - 9 классах

Общеобразовательные предметы

Количество баллов (ранг трудности)

Геометрия

Экономика

Черчение

Мировая художественная культура (МХК)

Биология

Математика

Иностранный язык

Русский язык

Краеведение

Природоведение

География

Граждановедение

Литература

Физическая культура

Экология

Информатика

Таблица 3

Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 10 - 11 классах

Общеобразовательные предметы

Количество баллов

(ранг трудности)

Геометрия,

Русский язык

Литература,

Иностранный язык

Биология

Информатика,

Экономика

Обществознание,


Приложение 4. >>
Рекомендуемый комплекс упражнений физкультурных минуток
Содержание
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10...

В Общественной палате РФ прошло рассмотрение концепции модернизации предмета «Физическая культура». Документ предполагается отправить в правительство до конца 2017 года. После того, как концепцию утвердят, ее планируется реализовать в трехлетний срок. Но первые уроки физкультуры нового формата школьники смогут посещать уже в конце учебного года.

С 2010 года в школах был введен третий час физкультуры за счет увеличения максимально-допустимой недельной образовательной нагрузки. Физкультура также получила статус основного учебного предмета общего образования, поэтому заменить этот третий час, допустим, иностранным языком или математикой, нельзя.

Чему посвящать третий час — остается на усмотрение школы. К примеру, многие образовательные учреждения Московской области ввели на постоянной основе уроки шахмат. Не менее популярными «заменителями» стандартного подхода к урокам физкультуры стали самбо, регби, художественная гимнастика.

Сейчас в отечественной педагогике существуют два подхода к предмету, оба имеют свои плюсы и минусы. Первый — академический, при котором делается упор на разные виды разминок, сдачу нормативов, кроссы, проводит теоретические уроки по здоровому питанию и здоровому образу жизни. Другой подход подразумевает, что физкультура — время развлечений и подвижных игр, в которых можно выпустить пар после долгого сидения за партой.

При этом в обоих случаях урокам не хватает внимания к особенностям детского организма в определенном возрасте, признают эксперты.

«Современным учителям образование не позволяет качественно преподавать, к примеру, гимнастику в младших классах. Поэтому уроки проходят в игровой направленности. Дети приходят на урок, им дают мяч, показывают на кольцо, и дальше они уже сами пытаются развиваться. Причем совершенно не в тот период», — заявила заслуженный тренер России Ирина Чернышкова. Часто встречается такая научно-педагогическая ошибка, когда

от детей требуют развития силы и выносливости, в то время как, по мнению ученых, эти физические качества начинают развиваться в более позднем возрасте, добавляет эксперт.

Концепция учитывает то, в какой период взросления какие качества нужно развивать детям. Так, для дошкольного образования нормой будет считаться выполнение гимнастических упражнений через игры. В начальной школе ребята смогут уже приступить к выполнению базовых упражнений гимнастики, игры станут развивающими. Основное общее образование будет предусматривать такой комплекс упражнений, который позволит подросткам совершенствовать свои физические качества, такие как гибкость, координация и развитие силы, а среднее общее образование — развитие выносливости, физическое совершенствование.

Кроме распределения видов нагрузки по возрастам, в концепции также учитывается и общее физиологическое развитие детей. Участники обсуждения отметили, что физические кондиции подрастающего поколения значительно снижены. У большинства учащихся плохо развита гибкость и координационные способности, а как утверждают медики, это показатель старения, так как недостаточно развитая моторика — инструмент негативного влияния на развитие головного мозга.

Впрочем, изменения в уроках физкультуры коснутся не только детей, но и взрослых. В частности, концепцией предусматривается работа с родителями, которые должны не всеми силами оберегать ребенка от сатрапа-физрука, а напротив, стимулировать школьника ходить на уроки. По мнению авторов концепции, необходимо работать и с медиками, которые слишком легко выписывают справки на освобождение от физкультуры. А это, как считают эксперты, подрывает значимость этого предмета.

Особое внимание, конечно, уделяется учителям физкультуры.

Приоритетом для него, согласно концепции, должно стать не столько обучение упражнениям, сколько обучение тому, как выполнять эти упражнения правильно, чтобы ребенок не получил травму.

Надо учитывать, что только за минувший год во время уроков физкультуры умерли 211 детей. Впрочем, по словам министра образования Ольги Васильевой, причина не в квалификации педагогов, а в том, что школы не имеют доступа к медицинским картам учащихся, и не всегда знают о каких-либо факторах риска.

«На уроках физкультуры действительно часто возникают травмы, — пояснил «Газете.Ru» председатель Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин, — Недавно только была история подобного рода:

ребенку в голову зарядили мячом во время урока физкультуры. У нее вообще было освобождение от урока, она сидела на скамейке, а ребята играли в волейбол. Учитель при этом, как это нередко бывает, смотрел вообще в другую сторону.

К сожалению, она ничего не сказала учителю, не обратилась к медику, а выяснилось это уже дома, поэтому разобраться было уже сложно. Собственно, так и происходит обычно: учитель не выполняет требования безопасности на уроке — либо не имеет соответствующей квалификации, либо просто халатно относится к выполнению своих должностных обязанностей. А дети есть дети. При неправильном использовании спортивных снарядов и без контроля со стороны учителя риск получения травмы очень велик».

По мнению Панина, уменьшить травматизм на уроках физкультуры может помочь установка камер в спортзалах. «Во многих школах камеры стоят, их устанавливали еще к выборам.

Но, как правило, они установлены либо в коридорах, либо в отдельных классах. Я считаю, что стоило бы рассмотреть и этот вопрос в рамках введения концепции, так как это поспособствовало бы росту дисциплины на уроках физкультуры — как со стороны преподавателя, так и со стороны детей», — заявил эксперт.

Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков считает, что в современных школах не хватает квалифицированных учителей физической культуры.

«У нас давно стоит вопрос об уровне подготовки таких преподавателей, потому что наши педагогические вузы очень резко понизили планку.

Программы подготовки учителей физкультуры требуют очень серьезной переработки», — пояснил он «Газете.Ru».

Кроме того, школам не хватает очень серьезного медицинского контроля в период проведения уроков физкультуры, считает Комков. Вместе с преподавателем обязательно должен работать медицинский работник, потому что физическая культура всегда связана с определенным риском — вне зависимости от того, игры это или сдача нормативов.

«Еще один момент — материальное оснащение залов и всего, что связано с проведением уроков по физической культуре. У нас катастрофически не хватает нормальных спортивных залов. Школы строятся, но их зачастую сдают без соответствующих комплексов — игровых, спортивных, для проведения элементарных занятий утренней гимнастикой», — добавил президент Всероссийского фонда образования.

Школа: основное, среднее общее образование

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 25.12.2013) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях"

X. Гигиенические требования к режиму образовательного процесса.

10.1. Оптимальный возраст начала школьного обучения – не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.

10.2. Обучение детей, не достигших 6 лет 6 месяцев к началу учебного года, рекомендуется проводить в условиях дошкольного образовательного учреждения или в общеобразовательной организации с соблюдением всех гигиенических требований к условиям и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста.

10.3. Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане рекомендуется предусмотреть равномерное распределение периодов учебного времени и каникул.

10.4. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.

В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.

В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9 и 11 классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

Обучение в 3 смены в общеобразовательных организациях не допускается.

10.5. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательной организации, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.

Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с таблицей 3.

Таблица 3.

Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки

Организация профильного обучения в 10-11 классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки. Выбору профиля обучения должна предшествовать профориентационная работа.

10.6. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:

Для обучающихся 1-х классов - не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю – не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;

Для обучающихся 2-4 классов – не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-ти дневной учебной неделе;

Для обучающихся 5-6 классов – не более 6 уроков;

Для обучающихся 7-11 классов - не более 7 уроков.

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

10.7. Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов ( настоящих санитарных правил).

10.8. При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся II и III ступени образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.

Для обучающихся 1 классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2 уроке; 2- 4 классов - 2-3 уроках; для обучающихся 5-11-х классов на 2-4 уроках.

В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.

В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2-4 уроках.

10.9. Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1 класса, в котором продолжительность регламентируется пунктом 10.10. настоящих санитарных правил, и компенсирующего класса, продолжительность урока в котором не должна превышать 40 минут.

Плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам должна составлять 60- 80 %.

10.10. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

  • учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
  • использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь – май – по 4 урока по 45 минут каждый);
  • рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
  • обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
  • дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучении.

10.11. Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу.

10.12. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) – 20-30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.

Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью, при проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в рекреациях.

10.13. Перерыв между сменами должен составлять не менее 30 минут для проведения влажной уборки в помещениях и их проветривания, в случае неблагополучной эпидемиологической ситуации для проведения дезинфекционной обработки перерыв увеличивают до 60 минут.

10.14. Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся.

10.15. В малокомплектных сельских образовательных учреждениях в зависимости от конкретных условий, числа обучающихся, их возрастных особенностей допускается формирование классов-комплектов из обучающихся на I ступени образования. Оптимальным, при этом, является раздельное обучение обучающихся разного возраста I ступени образования.

При объединении обучающихся I ступени образования в класс-комплект оптимальным является создание его из двух классов: 1 и 3 классов (1 + 3), 2 и 3 классов (2 + 3), 2 и 4 классов (2 + 4). Для предупреждения утомления обучающихся необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно 4-х и 5-х) уроков на 5 - 10 мин. (кроме урока физической культуры). Наполняемость классов-комплектов должна соответствовать таблице 4.

Таблица 4

Наполняемость классов-комплектов

10.16. В классах компенсирующего обучения количество обучающихся не должно превышать 20 человек. Продолжительность уроков не должна превышать 40 минут. Коррекционно-развивающие занятия включаются в объем максимально допустимой недельной нагрузки, установленной для обучающегося каждого возраста.

Независимо от продолжительности учебной недели число уроков в день не должно быть более 5 в начальных классах (кроме первого класса) и более 6 уроков - в 5-11 классах.

Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности организуют облегченный учебный день – четверг или пятница.

Для облегчения и сокращения периода адаптации к образовательному процессу обучающихся компенсирующих классов следует обеспечить медико-психологической помощью, осуществляемой педагогами-психологами, врачами-педиатрами, учителями-логопедами, другими специально подготовленными педагогическими работниками, а также с применением информационно-коммуникационных технологий, наглядных пособий.

10.17. С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз ( и настоящих санитарных правил).

10.18. Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1-4 классах не должна превышать 7-10 минут, в 5-11 классах – 10-15 минут. Расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 25-35см у обучающихся 1-4 классов и не менее 30-45 см - у обучающихся 5-11 классов.

Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения устанавливается согласно таблице 5.

Таблица 5

Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках

Классы Непрерывная длительность (мин.), не более
Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения Просмотр телепередач Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения Работа с изображ. на индивидуал. мониторе компьютера и клавиатурой Прослуш. аудиозаписи Прослуш. аудиозаписи в наушниках
1-2 10 15 15 15 20 10
3-4 15 20 20 15 20 15
5-7 20 25 25 20 25 20
8-11 25 30 30 25 25 25

После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз (), а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления ().

10.19. Режим обучения и организации работы кабинетов с использованием компьютерной техники должен соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы на них.

10.20. Для удовлетворения биологической потребности в движении не зависимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3-х уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.

10.21. Для увеличения двигательной активности обучающихся рекомендуется в учебные планы для обучающихся включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм).

10.22. Двигательная активность обучающихся, помимо уроков физической культуры, в образовательном процессе может обеспечиваться за счет:

  • физкультминуток в соответствии с рекомендуемым комплексом упражнений ();
  • организованных подвижных игр на переменах;
  • спортивного часа для детей, посещающих группу продленного дня;
  • внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья,
  • самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах.

10.23. Спортивные нагрузки на занятиях физической культурой, соревнованиях, внеурочных занятиях спортивного профиля, при проведении динамического или спортивного часа должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе).

Распределение обучающихся на основную, подготовительную и специальную группы, для участия в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях, проводит врач с учетом их состояния здоровья (или на основании справок об их здоровье). Обучающимся основной физкультурной группы разрешается участие во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях в соответствии с их возрастом. С обучающимися подготовительной и специальной групп физкультурно-оздоровительную работу следует проводить с учетом заключения врача.

Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной и специальной группам, занимаются физической культурой со снижением физической нагрузки.

Уроки физической культуры целесообразно проводить на открытом воздухе. Возможность проведения занятий физической культурой на открытом воздухе, а также подвижных игр, определяется по совокупности показателей метеоусловий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха) по климатическим зонам ().

В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой проводят в зале.

10.24. Моторная плотность занятий физической культурой должна составлять не менее 70%.

К тестированию физической подготовленности, участию в соревнованиях и туристских походов обучающихся допускают с разрешения медицинского работника. Его присутствие на спортивных соревнованиях и на занятиях в плавательных бассейнах обязательно.

10.25. На занятиях трудом, предусмотренными образовательной программой, следует чередовать различные по характеру задания. Не следует на уроке выполнять один вид деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы.

10.26. Все работы в мастерских и кабинетах домоводства обучающиеся выполняют в специальной одежде (халат, фартук, берет, косынка). При выполнении работ, создающих угрозу повреждения глаз, следует использовать защитные очки.

10.27. При организации практики и занятий общественно-полезным трудом обучающихся, предусмотренными образовательной программой, связанными с большой физической нагрузкой (переноска и передвижение тяжестей), необходимо руководствоваться санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста.

Не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда, лиц моложе 18-ти лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам.

Для проведения сельскохозяйственных работ (практики) в районах II климатического пояса следует отводить преимущественно первую половину дня, а в районах III климатической пояса - вторую половину дня (16-17 ч.) и часы с наименьшей инсоляцией. Сельскохозяйственный инвентарь, используемый для работы, должен соответствовать росту и возрасту обучающихся. Допустимая продолжительность работ для обучающихся 12-13 лет составляет – 2 часа; для подростков 14 лет и старше - 3 часа. Через каждые 45 минут работы необходимо устраивать регламентированные 15-минутные перерывы для отдыха. Работа на участках и в помещениях, обработанных пестицидами и агрохимикатами, допускается в сроки, установленные Государственным Каталогом пестицидов и агрохимикатов.

При организации в межшкольных учебных комбинатах занятий по трудовому обучению и профессиональной подготовке в 5 - 11 классах, предусмотренных образовательной программой, обеспечивается соблюдение настоящих санитарных правил и санитарно-эпидемиологических требований к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста.

10.28. При организации групп продленного дня необходимо руководствоваться рекомендациями, изложенными в приложении 6 настоящих санитарных правил.

10.29. Кружковая работа в группах продленного дня должна учитывать возрастные особенности обучающихся, обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями, и организована в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей.

10.30. Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2-3 классах - 1,5 ч, в 4-5 классах – 2 ч, в 6-8 классах - 2,5 ч, в 9-11 классах – до 3,5 ч.

10.31. При проведении итоговой аттестации не допускается проведение более одного экзамена в день. Перерыв между проведением экзаменов должен быть не менее 2-х дней. При продолжительности экзамена 4 и более часа, необходима организация питания обучающихся.

10.32. Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1-2-х классов – более 1,5 кг, 3-4-х классов – более 2 кг; - 5-6-х - более 2,5 кг, 7-8-х – более 3,5 кг, 9-11-х – более 4,0 кг.

10.33. В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один - для использования на уроках в общеобразовательной организации, второй – для приготовления домашних заданий.

П. 4.9 СанПиНа

Это зависит от площади каждого конкретного кабинета.

  • При фронтальной форме занятий на каждого ребёнка должно приходиться не менее 2,5 м².
  • При групповой форме работы в классе на каждого ребёнка должно быть минимум 3,5 м² площади.

При этих расчётах не учитывается площадь, необходимая для расстановки мебели.

На каком этаже должны находиться кабинеты начальной школы?

П. 4.6.

Санитарные нормы рекомендуют размещать кабинеты первых классов не выше второго этажа, а вторых-четвёртых классов — не выше третьего. Используемая в СанПиНе формулировка «рекомендовано» позволяет администрации не учитывать эту норму как обязательную для исполнения.

Как часто должна проводиться уборка помещений школы?

П. 12.3, п. 10.13

Все помещения школы должны ежедневно мыться с применением моющих средств. А туалеты, столовые, вестибюли, рекреации — после каждой перемены.

Между сменами должен быть предусмотрен 30-минутный перерыв, во время которого производится уборка помещений.

Каким должно быть расстояние от первой парты до доски?

П. 5.6. СанПиНа

От первой парты до учебной доски должно быть минимум 240 сантиметров.

Какие существуют правила рассадки детей разного роста?

П. 5.1, п. 5.2, п. 5.5, п. 4.8, Приложение 1 («Рекомендации по воспитанию и формированию правильной рабочей позы у учащихся»)

Парты должны расставляться в порядке от низких к высоким, чтобы самая низкая парта была в первом ряду, а самая высокая — в последнем.

При этом для каждого ребёнка должна быть предусмотрена парта, соответствующая его росту. Если нет возможности учитывать это требование при кабинетной системе обучения, то рекомендуется за каждым классом средней и старшей школы закрепить собственный кабинет, как в начальной школе.

Допустимо ли проводить уроки физкультуры в другом здании школы?

П. 4.13 СанПиНа

Санитарные нормы предполагают возможность размещения спортивного зала в отдельном здании. Отсюда следует, что необходимость перехода детей из одного здания в другое для проведения уроков физкультуры не нарушает санитарных норм.

Во сколько может начинаться первая смена?

П. 10.4.

Не ранее 8 часов. Норм по самому позднему времени начала занятий не существует.

Существует ли норма времени окончания второй смены?

Такой нормы не существует. Время начала и окончания второй смены зависит от продолжительности и количества уроков и перемен в первой и второй сменах, времени на уборку между сменами.

Должны ли смены ежегодно чередоваться?

Такого требования в санитарных нормах нет. Однако во вторую смену не должны учиться 1, 5, 9 и 11 классы.

Какие существуют нормы по максимальному количеству уроков?

П. 10.6, 10.10

Установлено следующее максимальное количество уроков в зависимости от класса:

  • 1 класс — не более 4 уроков, один раз в неделю 5 уроков за счёт физкультуры;
  • со 2 по 4 классы — не более 5 уроков, один раз в неделю 6 уроков за счёт физкультуры;
  • с 5 по 6 классы — не более 7 уроков, но в среднем за неделю не более 6 в день;
  • 7 класс — не более 7 уроков;
  • с 8 по 11 классы — не более 8 уроков, но в среднем за неделю не более 7 уроков.

То есть в пятом классе может быть так: три дня 6 уроков, один день 5 уроков, ещё один день — 7 уроков. А в среднем за неделю получится 6 уроков в день.

Для первых классов существуют дополнительные требования:

  • в сентябре-октябре — по 3 урока в день продолжительностью по 35 минут;
  • в ноябре-декабре — по 4 урока в день продолжительностью по 35 минут;
  • в январе-мае — по 4 урока в день продолжительностью по 40 минут.

Могут ли быть обязательными дополнительные занятия, кружки в школе?

Все занятия, которые не входят в расписание, не являются обязательными. Посещение их может быть только добровольным. В эти занятия не должно проводиться обучение по основной школьной программе. Внеурочная деятельность в любом классе не должна превышать 10 академических часов в неделю. (Таблица 3 приложения 3 «Гигиенические рекомендации к расписанию уроков»)

Разрешается ли проводить более одной контрольной работы в день?

П. 10.8.

Какие существуют нормы максимальной нагрузки на учеников?

Гигиенические требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки обучающихся (приложение к СанПиН)

Максимальная нагрузка указана в академических часах (1 а.ч. = 45 мин.)

Классы 6-дневная неделя
(не более)
5-дневная неделя
(не более)
1 - 21
2 — 4 26 23
5 32 29
6 33 30
7 35 32
8 — 9 36 33
10 — 11 37 34

Указанная нагрузка включает в себя обязательные уроки по расписанию и дополнительные занятия.

Внеурочная деятельность в любом классе не должна превышать 10 академических часов в неделю. Программа внеурочной деятельности может быть реализована как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни. Однако внеурочная деятельность должна быть добровольным выбором ученика, то есть не является обязательной частью учебного процесса.

Можно ли проводить сдвоенные уроки?

П. 10.8 СанПиНа

Сдвоенные уроки не разрешается проводить только в начальных классах. Исключением являются уроки физкультуры, когда занятие проводится на лыжах или в бассейне.

При какой температуре можно заниматься физкультурой на улице?

П. 10.23, таблица 1 « Рекомендации по проведению занятий физической культурой, в зависимости от температуры и скорости ветра, в некоторых климатических зонах Российской Федерации на открытом воздухе в зимний период года»

Осенью и весной — при любой температуре. Главное, чтобы не было дождя.

Температура воздуха и скорость ветра, при которых допускается проведение занятий на открытом воздухе:

Климатическая зона

Возраст

без ветра

при скорости ветра
до 5 м/сек

при скорости ветра
6-10 м/сек

при скорости ветра
более 10 м/сек

Северная часть РФ
(Красноярский кр., Омская обл. и др.)
до 12 лет -10 -11 ºC -6 -7 ºC -3 -4 ºC Занятия
не проводятся
12-13 лет -12 ºC -8 ºC -5 ºC
14-15 лет -15 ºC -12 ºC -8 ºC
16-17 лет -16 ºC -15 ºC -10 ºC
В условиях Заполярья
(Мурманская обл.)
до 12 лет -11 -13 ºC -7 -9 ºC -4 -5 ºC Занятия
не проводятся
12-13 лет -15 ºC -11 ºC -8 ºC
14-15 лет -18 ºC -15 ºC -11 ºC
16-17 лет -21 ºC -18 ºC -13 ºC
Средняя полоса РФ до 12 лет -9 ºC -6 ºC -3 ºC Занятия
не проводятся
12-13 лет -12 ºC -8 ºC -5 ºC
14-15 лет -15 ºC -12 ºC -8 ºC
16-17 лет -16 ºC -15 ºC -10 ºC

Для Приморского края существуют отдельные нормы в зависимости от времени года.

Куда жаловаться на нарушения санитарных норм в школе?

Непосредственно за соблюдением норм санитарных правил следит Роспотребнадзор. Вы можете позвонить туда, или подать письменную жалобу лично или от имени нескольких родителей, или написать обращение в электронном виде с сайта управления Роспотребнадзора по вашему региону.

Некоторые вопросы нахождения детей в школе регулируются также департаментами образования регионов. Обращения туда также принимаются в трёх видах.

При невозможности или нежелании решить проблему силами чиновников помогает обращение в прокуратуру.

Помочь с решением системной проблемы может аппарат Уполномоченного по правам ребёнка в вашем регионе.

Лучшие статьи по теме