Для школьников и родителей
  • Главная
  • Спорт
  • Пути и средства профессионального самосовершенствования педагога. Анализ этапов профессионального самосовершенствования педагога. Стремление к самосовершенствованию

Пути и средства профессионального самосовершенствования педагога. Анализ этапов профессионального самосовершенствования педагога. Стремление к самосовершенствованию

К факторам, способствующим процессу саморазвития, можно отнести:

  • ? Мотивация достижения;
  • ? Мотивация саморазвития;
  • ?Толерантность к ситуациям неопределенности;
  • ? Открытость новому опыту;
  • ? Эмоциональная устойчивость;
  • ? Навыки конгруэнтного взаимодействия;
  • ? Ассертивность;
  • ? Наличие совладающего интеллекта;
  • ? Интеллектуальная и поведенческая гибкость.

В качестве факторов, препятствующих саморазвитию специалиста можно выделить:

  • ? Неразвитость способности к самопознанию;
  • ? Отсутствие ответственности;
  • ? Ригидность восприятия и поведения;
  • ? Отсутствие мотивации саморазвития;
  • ? Личностная тревожность и боязнь новизны;
  • ? Наличие психологических защит;
  • ? Препятствия, создаваемые другими людьми.

Средства и способы адаптации бесконечно многообразны. Каждый человек в конкретных условиях и с учетом особенностей своей личности может воспользоваться разными средствами и способами. Среди них можно выделить три группы - самоинформирование, самопобуждение (самомотивирование) и самоорганизацию. Каждая из этих групп включается в процесс профессионального самосовершенствования.

Профессиональное самосовершенствование является результатом осознанного взаимодействия специалиста с конкретной социальной средой, в ходе которого он реализует потребности выработать у себя такие личностные качества, которые обеспечивают успех в профессиональной деятельности и в жизни вообще. Следовательно, самосовершенствование - явление личностно-социальное.

При этом влияние социальных условий (в том числе конкретных факторов профессиональной деятельности) на личное самосовершенствование в значительной степени опосредуется самой личностью, бытием ее уже сложившихся внутренних феноменов, системой личных требований человека к самому себе.

Профессиональное самосовершенствование можно понимать как сознательный, целенаправленный процесс повышения уровня своей профессиональной компетентности и развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями профессиональной деятельности и личной программой развития.

Если иметь в виду адаптацию к новым условиям деятельности, то в основе этого процесса лежит психологический механизм постоянного преодоления внутренних противоречий. Преодолевая ступени самосовершенствования, человек в конечном счете адаптируется к новым требованиям профессиональной деятельности (рис. 1).

Рис. 1.

Еще одной предпосылкой, обуславливающей начало процесса адаптации человека к новым условиям деятельности, является его отношение к предъявляемым требованиям. При индифферентном отношении к ним никакой речи о развитии собственной личности быть не может. Только при осознанном принятии предъявляемых требований педагог будет ощущать потребность в самосовершенствовании и понимать его как способ эффективной адаптации к профессиональной деятельности. Чтобы успешно управлять процессом самосовершенствования подчиненных, необходимо решать двуединую задачу - создавать соответствующие условия повседневной профессиональной деятельности и формировать соответствующие потребности и мотивы.

Специалисты, как правило, занимаются самосовершенствованием по следующим основным направлениям:

  • а) развитие мировоззренческой и позиционной определенности, нравственности, расширение своего кругозора;
  • б) совершенствование профессиональных и организаторских качеств;
  • в) формирование общей, технической, правовой культуры, эстетических и физических качеств;
  • г) постоянное обновление знаний, совершенствование практических навыков и умений;
  • д) формирование навыков самостоятельной работы над собой, способности к постоянному самосовершенствованию, устойчивой мотивации личностного развития;
  • е) выработка умения управлять своим поведением, потребностями и чувствами, овладение методами и приемами эмоционально-волевой саморегуляции.

Самосовершенствование предполагает не простое приспособление поступков к внешним требованиям, а активное развитие качеств личности в процессе профессиональной деятельности. Вычленяя в любой деятельности две стороны - адаптивную и творческую. Адаптация позволяет специалисту ознакомиться и ассимилировать уже наработанные подходы, умения и навыки из арсенала своей профессии, а самостоятельная творческая деятельность позволяет развить собственные силы и возможности путем выхода за рамки стереотипных действий и способов и на основе этого "двинуть вперед" себя и свою профессиональную деятельность. Именно творческая сторона деятельности является определяющей в процессе самосовершенствования. К сожалению, как свидетельствуют результаты нашей опытно-экспериментальной работы, большинство специалистов останавливаются в своем развитии на уровне адаптационных процессов.

Рефлексия является одним из универсальных внутренних механизмов повышения эффективности специалиста: принимаемых им решений, поведения в группе, работы в организации в целом, а также собственного развития.

Рефлексия - процесс самопознания и саморегуляции человеком своих желаний, целей, умственных действий, Я-образа, переживаний и смыслов.

Основная функция рефлексии состоит в обеспечении более полного и ясного осознания человеком выполняемой им деятельности в ее отдельных элементах (факторы, цели, средства) и как единого целого (деятельность как целостное образование, составляющее функциональную часть всей жизнедеятельности). Результаты рефлексии позволяют точнее оценивать своё поведение и принимать более правильные решения.

Рефлексия возникает у человека как результат определённого уровня развития мышления и самосознания. Благодаря ее появлению отдельные составляющие деятельности и личности, включая само мышление, становятся объектом самопознания: возникают мысли о своих желаниях, целях, о том или ином высказывании или эмоциональной реакции, внутреннем состоянии, в результате личность развивается. То же происходит с личностью и в профессиональной деятельности. Чем большее содержание деятельности личности охватывается рефлексией, тем выше эффект ее развития.

Рефлексия имеет большое значение для человека в любой деятельности. Но особую роль она играет в сложной интеллектуальной работе и в тех её видах, которые характеризуются сложным межличностным и групповым взаимодействием.

Способы управления саморазвитием. Приведенные ниже семь способов управления саморазвитием были разработаны в 60-90-х годах, и очень важно помнить, что их использование необходимо тесно увязывать с конкретной ситуацией, в которой Вы находитесь.

Способ 1. Соответствие

Главный смысл этого способа заключается в самозащите. Чтобы максимально обеспечить свою безопасность и избежать нежелательных результатов, Вы ищите правильные решения и действия, Вы стараетесь следовать установленным правилам и процедурам.

Этот способ полезен, когда важно быстро выйти на правильные действия. Однако не следует забывать, что существует много слабоструктурированных работ и неоднозначных ситуаций, когда трудно или почти невозможно найти "написанный" ответ.

Способ 2. Приспособление

Известно, что нападение - это лучший способ защиты. Чтобы защитить себя, нужно "устроить" вещи вокруг выгодным для себя образом. Хочется контролировать, влиять, доминировать в создавшейся ситуации. Достичь этого можно, соединив вместе несколько положений из способа 1. Нужно приспособить установленные правила и процедуры к ситуации и сделать так, чтобы они "заработали" лучше. Здесь не обойтись без "бюрократических трюкачеств", умения поторговаться и даже некоторых уличных манер. Короче говоря, через этот способ Вы учитесь делать так, как это выгодно для Вас.

Способ 3. Сопричастность

В современном мире много привлекательных мест, позиций или ситуаций. Хочется быть частью их, соприкасаться с ними. Постепенно люди выбирают лучшее для себя, подстраиваются под понравившиеся им нормы и идеи, разделяют устраивающие их ценности и т.п. Приверженность данному способу может помешать получению возможности активно влиять на процессы в широком плане - на выработку стратегии.

Способ 4. Получение опыта

В этом случае самосознание начинает действительно проявляться. И это уже не просто выработка реакции против других (способ 2), и не выбор понравившейся "нормативной" группы (способ 3).

Начинается процесс познания, проявления и оценки своего внутреннего "Я". Вы непосредственно участвуете в различных ситуациях и активно приобретаете опыт. Еще важнее - это то, что Вы через рефлексию приобретаете свое собственное представление о вещах. Вы становитесь готовым справляться с двусмысленной ситуацией, не имея источников правильных ответов. Вы учитесь через приобретение опыта. С необычным или имеющим мало смысла Вы справляетесь через осознание значения происходящего.

Способ 5. Экспериментирование

В этом случае вместо вхождения в многочисленные ситуации Вы ведете себя в лучшем свете только в каких-то определенных ситуациях и областях деятельности. Поэтому Вы стремитесь улучшить и углубить свои знания и умения в определенном Вами направлении. Делаете Вы это систематично, рационально и на "научной" основе, продвигаясь вперед "шаг за шагом". Вы можете объединять усилия с теми, кому с Вами по пути. Вас могут начать раздражать те, кто идет "другим путем". В любом случае, это полезно, так как способствует приобретению навыков рационального поиска в улучшении систем, процессов, результатов.

Способ 6. Соединение

Здесь речь пойдет об осознании необходимости включения себя как части во что-то большее целое. Чтобы стать самим собой, Вы стремитесь к целостности, балансу в чем-то, объединению с чем-то. Вы чувствуете себя соединенным с другими людьми, другими частями организации, другими группами и другими сообществами. Свои идеи Вы видите соединенными со своими делами. Обнаруживается связь между прошлым, настоящим и будущим, а также между тем, что виделось Вам раньше как противоположности (мужчина и женщина, хорошо и плохо, поставщики и потребители, начальник и подчиненный, менеджмент и профсоюзы, инструктор и слушатель, масса и энергия, тело и дух и т.д.). Все это видится Вам как части одного целого.

Это - способ соединения экологии (внешнее) и морали (внутреннее) в любой области: физиологической, социальной или духовной. Такая широта понимания вещей ведет к мудрости с получением потенциальной возможности влияния на людей и события. Вы начинаете видеть себя более реалистично, стараетесь решить, что Вы можете дать другим, ищите цель, смысл жизни и своего места в обществе.

Способ 7. Посвящение.

Познав цель жизни и своего места в обществе, Вы теперь приходите к выводу, что это не только ради Вас, а может, и в большей мере ради Вашего вклада в развитие того, чем Вы занимаетесь (область профессиональной специализации, искусства, ремесла), или чему Вы себя посвящаете.

Несмотря на то, что способы управления саморазвитием приведены в определенной последовательности, появление каждого последующего способа не устраняет необходимость в приобретении предыдущего. Чем большим количеством способов Вы овладели, тем лучше. Ваш окончательный выбор будет связан с ситуацией, в которой Вы будете находиться.

Профессиональное самосовершенствование педагога – это сознательный целенаправленный процесс повышения уровня своей профессиональной компетентности и развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями профессиональной деятельности и личной программой развития.
Предъявляемые требования должны быть несколько выше наличных возможностей конкретного человека. Только в этом случае возникают предпосылки к самосовершенствованию в виде внутренних противоречий в процессе ведущей деятельности педагога, результатом разрешения которых является процесс целенаправленного развития собственной личности.
Основные требования общества к профессиональным характеристикам учителя могут быть сформулированы следующим образом:
общая широкая образованность, осведомленность в различных областях знаний;
глубокое знание возрастной, педагогической и социальной психологии, педагогики, возрастной физиологии, школьной гигиены;
фундаментальное знание преподаваемого предмета, новых достижений и тенденций в соответствующей науке;
владение методикой обучения и воспитания;
любовь к делу, умение передать свою увлеченность детям;
творческое отношение к работе;
знание детей, умение понимать их внутренний мир, педагогический оптимизм;
владение педагогической техникой и педагогическим тактом;
постоянное совершенствование знаний и педагогического мастерства.
Нужной личностной и профессиональной чертой учителя следует считать любовь к детям, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность.
Важной предпосылкой, обуславливающей начало процесса самосовершенствования, является отношение самого педагога к этим предъявляемым требованиям. Вполне понятно, что при индифферентном (безразличном) отношении к ним никакой речи о развитии собственной личности быть не может. Только при осознанном принятии требований педагог будет ощущать потребность в самосовершенствовании. Потребность находит свой предмет в образе «Я - идеальное профессиональное» и становится мотивом в работе над собой. («Я реальное профессиональное» и некоторое воображаемое (модулируемое) его состояние «Я - идеальное профессиональное»). Чем больше педагог отождествляет себя с конечной целью своей конкретной деятельности, тем сильнее его мотивация, эффективнее труд, выше качество.
Профессиональное самосовершенствование педагогов осуществляется в двух взаимосвязанных формах - самовоспитание и самообразование, взаимно дополняющих друг друга, оказывающих взаимное влияние на характер работы человека над собой. Вместе с тем это два относительно самостоятельных процесса, которые предполагают как общие, так и особые условия их организации.
Самовоспитание выступает как активная, целеустремленная деятельность человека по систематическому формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств личности.
Основные направления самосовершенствования педагога:
- непрерывное пополнение педагогических знаний;
- совершенствование педагогического мастерства;
- расширение общего кругозора;
- нравственное и физическое совершенствование;
- умение эффективно организовать свой рабочий день.
Исходный момент самосовершенствования - самопознание, непосредственное и опосредованное.
Основные приемы непосредственного самопознания - самонаблюдение,
самоанализ, самооценка.
Приемы опосредованного самопознания:
- сравнение результатов самонаблюдения с отношением к себе со
стороны;
- сопоставление себя с другими;
- анализ резервов собственной деятельности.
Методы и приемы самовоздействия:
- самоубеждение;
- самоободрение;
- самоприказ;
- самоконтроль;
- самоинструкция: сознательно данная себе установка, как строить
свое поведение в конкретной ситуации;
- самовнушение.

Совершенствование педагогического мастерства .
Педагогическое мастерство предполагает:
- способности к педагогической деятельности;
- широкие профессиональные знания;
- культуру владения педагогической техникой.
Все эти компоненты проявляются в профессионально-педагогических умениях:
- познавательных;
- конструктивных;
- организаторских;
- коммуникативных.
Познавательные умения включают в себя:
- умение ориентироваться в содержании обучения и воспитания;
- способность анализировать собственную деятельность;
- наблюдать за детьми, понимать их внутреннее состояние, оценивать уровень развития, условия семейного воспитания;
- способность контролировать свое физическое и техническое состояние.

Основное состояние самообразовательной работы - постоянное пополнение и расширение знаний по педагогике и психологии.
Необходимое условие успешного самообразования
- умение ориентироваться в потоке научной информации. Источники
такой информации - справочно-библиографические издания
Совершенствование конструктивных умений.

Конструктивная деятельность учителя включает умения:
- формировать цели и задачи педагогического процесса;
- планировать системы работ и последовательность действий учащихся;
- отбирать оптимальное содержание будущей деятельности (уроков,
воспитательных мероприятий);
- составлять планы конкретных дел.
Для развития этих умений необходимо:
- знание своего предмета и методов его преподавания;
- знание педагогической теории и психологии;
- широкий научный и культурный кругозор;
- педагогическое воображение, способность предвидеть последствия
и результаты своей деятельности.
Организаторские умения проявляются в способностях:
- ставить цели перед собой и детьми;
- планировать деятельность;
- делить цель на более мелкие задачи, а затем на дифференцированные задания для групповой и индивидуальной работы;
- создавать положительную установку на предстоящую деятельность;
- контролировать и оценивать исполнение.
Развитию организаторских умений способствуют упражнения в практических действиях, самоинструктировании, самоконтроле, самоприказе.
Коммуникативные умения необходимы для налаживания педагогически целесообразных отношений с учащимися и их родителями, с коллегами.
Для развития коммуникативных умений рекомендуется:
- учиться понимать другого человека, "читать" по лицу, тону, жестам, мимике;
- совершенствовать способы выражения своих мыслей, повышать свою речевую культуру;
- изучать специальную психологическую литературу по проблемам общения.

Целью профессионального самосовершенствования является достижение осознанного и усвоенного образа (идеала) высококвалифицированного педагога . Цель самосовершенствования, в сущности, недостижима, поскольку предела развитию личности не существует, но важен сам процесс приближения к этой цели как к постоянно ускользающей линии горизонта.

(Статья подготовлена учителем географии и биологии МОУ СОШ №20 Бражник О.П.)

1

Рассмотрена проблема профессионального саморазвития преподавателя вуза. Обосновано, что профессиональное саморазвитие преподавателя вуза предполагает учет ряда профессионально важных качеств и свойств личности, к которым отнесены личностные качества, ценностные ориентации, профессиональные знания и профессиональные способности. Представлены основные направления профессионального саморазвития преподавателя вуза: саморазвитие в методической деятельности, саморазвитие в научной деятельности и саморазвитие в инновационной деятельности. На основе выявленных профессионально важных качеств, свойств личности и направлений профессионального саморазвития преподавателя вуза разработана система методов, включающая: методы развития профессионального самосознания; методы развития профессиональных умений; методы стимулирования профессиональной деятельности; методы контроля процесса профессионального саморазвития преподавателя вуза.

контроль

стимулирование

профессиональные умения

профессиональное самосознание

профессиональное саморазвитие

преподаватель вуза

1. Калнинш Л.М. Теоретическая модель саморазвития учителя в профессионально-динамической системе // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 3 (22). – С. 248–251.

2. Минюрова С.А. Саморазвитие человека в профессии: монография. – Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2006. – 290 с.

3. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога. – М. : Академа, 2006.

4. Подповетная Ю.В. Концепция развития научно-методической культуры преподавателя вуза: монография / Ю.В. Подповетная, И.В. Резанович. – М. : ВЛАДОС, 2012. – 258 с.

5. Подповетная Ю.В. Методы развития научно-методической культуры преподавателя высшей школы // Современные исследования социальных проблем. – 2011. – № 4 (08). – URL. – [дата обращения: 14.11.2012].

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. – М. : Педагогика, 1989. – Т. 2. – 328 с.

7. Ситникова М.И. Формирование культуры профессионально-педагогической самореализации преподавателя высшей школы: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. – Белгород, 2008. – 42 с.

Современная стратегия развития высшего профессионального образования диктует необходимость поиска резервов совершенствования профессиональной деятельности преподавателя вуза. Проведенный практико-теоретический анализ показал, что вектор поиска таких резервов смещается в сторону развития активности и инициативы преподавателей, создания условий для самореализации и профессионального саморазвития . Эти тенденции актуализируют проблему выбора методов профессионального саморазвития преподавателя вуза и методов самосовершенствования, планирования и оценивания данного процесса.

Профессиональное саморазвитие преподавателя вуза, способного принимать инновационные решения, преобразовывать педагогическую действительность в реалиях педагогической деятельности, становится доминантой и определяет содержание профессиональной деятельности преподавателя. Учитывая виды профессиональной деятельности преподавателя вуза (методическая, научная и инновационная виды деятельности), нами определены основные направления профессионального саморазвития преподавателя вуза: саморазвитие в методической деятельности, саморазвитие в научной деятельности и саморазвитие в инновационной деятельности.

Саморазвитие преподавателя вуза в методической деятельности направлено на управление развивающейся системой непрерывного повышения квалификации педагогических кадров, инициирование педагогического творчества и освоения современных образовательных технологий; дидактическое и методическое обеспечение введения нового содержания образования и обучения, т.е. связано с методическим сопровождением профессиональной деятельности педагогов. Кроме того, саморазвитие преподавателя вуза в методической деятельности связано, как правило, с освоением и адаптацией готовых педагогических новшеств (идей, разработок, проектов и т.д.), их внедрением и обобщением, правда, без анализа закономерностей существования и механизмов возникновения .

Саморазвитие преподавателя вуза в научной деятельности основывается на особенности развития современной науки; научном творчестве преподавателя вуза; преобладании научной направленности в профессиональной деятельности преподавателя; проектировочной деятельности преподавателя, которая направлена на организацию не только своей научной работы, но и научной деятельности студентов и аспирантов, что помогает преподавателю перспективно планировать коллективные исследования, предвидеть их результаты [там же].

Саморазвитие преподавателя вуза в инновационной деятельности представляет собой комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для новой (или лучшего удовлетворения уже известной) общественной потребности и понимается нами как деятельность по преобразованию результатов научной и научно-технической деятельности в инновации и эффективному их использованию в научно-образовательном процессе вуза [там же].

Однако саморазвитие преподавателя вуза в данных направлениях осуществляется на практике изолированно друг от друга, между ними не обнаруживается тесной связи. Отсутствуют механизмы, обеспечивающие интеграцию саморазвития в научной и методической, в научной и инновационной деятельности преподавателя. Это обстоятельство указывает на то, что, например, многие результаты саморазвития преподавателя в научной деятельности не получают соответствующей методической интерпретации и истолкования и, как следствие, не используются в реальной практике профессиональной подготовки студентов вуза. Результаты наших исследований показали, что обеспечить соответствующую интеграцию помогают, в частности, методы профессионального саморазвития преподавателя вуза.

Также отметим, что профессиональное саморазвитие преподавателя вуза предполагает учет ряда профессионально важных качеств и свойств личности, к которым отнесены личностные качества, ценностные ориентации, профессиональные знания и профессиональные способности .

Личностные качества являются одним из существенных факторов, обусловливающих профессиональное саморазвитие преподавателя вуза и включают его деловые качества и свойства личности, не имеющие непосредственного отношения к выполняемой им профессиональной деятельности: целеустремленность, работоспособность, уровень субъективного контроля (самовосприятие и саморефлексия), ответственность, активность и др.

Ценностные ориентации преподавателя вуза представляют собой систему характеристик, в которой проявляются как объективно-личностные элементы, выражающие его внутреннее отношение к профессиональной деятельности и ее результатам как ценностям, так и объективно-практические действия. Ценностные ориентации являются необходимым условием успешной профессиональной деятельности преподавателя и основанием для профессионального саморазвития.

Профессиональные знания влияют на осмысление получаемой преподавателем в профессиональной деятельности информации, обеспечивают эффективный поиск и принятие решений. Профессиональные знания влияют на выработку соответствующих умений; с их помощью формируется ценностно-ориентировочное отношение преподавателя к методической, инновационной, научной и другим видам профессиональной деятельности.

Профессиональные способности оказывают влияние на осуществление преподавателем профессиональных функций, так как: а) являются важным фактором профессионального саморазвития преподавателя; б) определяют скорость, степень усвоения и качество выполнения операций и действий в процессе профессиональной деятельности; в) обусловливают стиль выполнения профессиональных задач и поведения преподавателя в соответствующей деятельности.

В результате анализа выделенных характеристик личности мы пришли к выводу о том, что рассмотрение в единстве личностных качеств, ценностных ориентаций, профессиональных знаний и профессиональных способностей позволяет обнаружить компоненты профессионального саморазвития преподавателя вуза. В частности, такие как профессиональное самосознание и профессиональные умения преподавателя вуза.

Например, профессиональное самосознание как компонент профессионального саморазвития преподавателя вуза является результатом диалектического взаимодействия личностных качеств, ценностных ориентаций и профессиональных знаний преподавателя. Профессиональное самосознание проявляется в отношении преподавателя к профессионально-педагогической деятельности и выражается в целевых установках, в осмыслении, самоанализе и самооценке собственной профессиональной деятельности и ее результатов .

Профессиональные умения - это личностное образование, полученное с помощью профессиональных знаний и профессиональных способностей преподавателя, основанных на его ценностных ориентациях. Профессиональные умения необходимы преподавателю для осуществления профессионально-педагогической деятельности и дают возможность с научно обоснованной точки зрения определять и реализовывать содержательные, организационно-педагогические и процессуально-действенные средства обучения и воспитания студентов .

На основе выявленных профессионально важных качеств, свойств личности и направлений профессионального саморазвития преподавателя вуза нами разработана система методов, включающая: методы развития профессионального самосознания; методы развития профессиональных умений; методы стимулирования профессиональной деятельности; методы контроля процесса профессионального саморазвития преподавателя вуза .

Дадим краткую характеристику каждой из перечисленных групп методов профессионального саморазвития преподавателя вуза.

Методы развития профессионального самосознания. Изучив эффективные методы, позволяющие стимулировать расширение и рост профессионального самосознания, мы пришли к выводу, что наиболее приемлемыми в изучаемом аспекте являются: метод взаимонаблюдения и метод взаиморефлексии.

Метод взаимонаблюдения основывается на наблюдении, которое ведется за целостным педагогическим процессом, за его отдельными компонентами. В аспекте нашего исследования особую роль играет наблюдение за профессиональным саморазвитием преподавателей вуза, которое может осуществляться на разных уровнях: на уровне кафедры, факультета, университета, а также других вузов. Необходимо отметить, что с целью осуществления эффективного наблюдения оно должно осуществляться в соответствии с заранее разработанной программой, которая включает цель и задачи наблюдения, указание объекта, способов фиксации и общей продолжительности наблюдений.

Для стимулирования развития профессионального самосознания преподавателей вуза положительный эффект также дает метод взаиморефлексии. В зависимости от объекта взаиморефлексии, можно выделить два уровня. Первый уровень связан с «образом преподавателя», т.е. понимание преподавателем, как его видят и воспринимают коллеги. Второй уровень связан с осознанием тех сущностных воздействий, которые оказывает преподаватель как личность и которые могут быть определены как влияние духовного мира на личность преподавателя. Данный уровень характеризует более глубокие размышления о самом себе как личности и, соответственно, наиболее успешное стимулирование развития профессионального самосознания преподавателей вуза.

Методов развития профессиональных умений. Современная практика образования требует от преподавателей вузов оперативного и рационального использования в образовательном процессе новых достижений науки и техники, новых методик, приемов, форм обучения и воспитания. В этих условиях значительно возрастает роль профессиональных умений, которые дают возможность преподавателю с научно обоснованной точки зрения определять и реализовывать содержательные, организационно-педагогические и процессуально-действенные средства обучения и воспитания студентов и являются важнейшим показателем педагогического мастерства преподавателя. Учитывая практику высшего профессионального образования, в качестве основных методов развития профессиональных умений преподавателей нами рассматриваются: игровое проектирование и метод взаимного компромиссного согласования.

Игровое проектирование основывается на создании или совершенствовании объектов профессиональной деятельности (научно-исследовательских разработок, методических указаний, учебных пособий, практических и лабораторных занятий и т.п.). Игровое проектирование не только способствует развитию профессиональных умений преподавателей, но и демонстрирует совершенно иной взгляд на изучаемый объект (или процесс) с непривычной для участника обучения точки зрения, позволяющей увидеть значительно больше, что и является познавательным эффектом .

Формы проведения игрового проектирования могут быть различными (презентация, «погружение», флип-чат, мозговая атака, тренинги и т.д.), но в их основе должны лежать три момента, способствующих развитию профессиональных умений преподавателей: четкий механизм определения функционально-ролевых интересов участников; алгоритм разработки проекта; механизм экспертной оценки или игрового испытания проекта и др.

Метод взаимного компромиссного согласования по форме может быть реализован в виде совещания, беседы, специально организованных переговоров, работы с мнениями, изложенными письменно и т.д. Его суть состоит в том, что два или более участника в ходе совместной работы приходят к единому мнению, достигают консенсуса. Главная установка при согласовании направлена на достижение компромисса, решение делового вопроса усилиями всех сторон.

Методы стимулирования профессиональной деятельности направлены на активизацию профессиональной деятельности преподавателей вузов на основе психологических способов воздействия. Среди наиболее эффективных методов данной группы нами выбраны: метод обратной связи и метод рейтинга.

Метод обратной связи основывается на неотъемлемом элементе любой системы управления - это связь . Прямая связь - это воздействие субъекта управления на объект в виде управленческих команд, решений, рекомендаций и т.д. Обратная связь - это информация, исходящая от объекта управления к субъекту управления. Существование обратной связи означает, что результат функционирования объекта управления определенным образом влияет на поступающие на него воздействия. В нашем исследовании предпочтительным является такой вид связи, когда в процессе профессионального саморазвития преподавателя происходят изменения в рассматриваемой системе, приводящие к усилению первоначального состояния. Кроме того, наблюдается активизация профессиональной деятельности преподавателей и их стремление к достижению новых профессиональных высот.

Метод рейтинга основан на применении общепринятого инструмента комплексной оценки специалистов (в том числе и преподавателей высшей школы). Построение рейтинга профессорско-преподавательского состава - это система действий субъектов оценки, направленная на достижение целей оценки, обладающая алгоритмичностью, воспроизводимостью, высокой экономичностью, обеспечивающая возможность подстройки (коррекции) и совершенствования, а также способствующая планомерному улучшению качества профессиональной деятельности преподавателей. Публичное признание заслуг (рейтинг) или «оценка» промахов (обратный рейтинг) является мощным социально-психологическим стимулом для преподавателей, который оказывает большое активизирующее влияние на их профессиональную деятельность и, как следствие, на их профессиональное саморазвитие.

Методы контроля процесса профессионального саморазвития преподавателя вуза. Контроль является необходимым компонентом процесса профессионального саморазвития преподавателя вуза. Методы контроля направлены на получение данных об успешности профессионального саморазвития преподавателя и обеспечивают систематическую и оперативную информацию о ходе данного процесса. Данную группу методов составляют методы самоконтроля и методы коллективного контроля.

Самоконтроль профессионального саморазвития преподавателя вуза возможно осуществить в форме портфолио, который позволяет оценивать не просто результат, но и путь его достижения. Для отбора материалов в портфолио могут разрабатываться различные критерии или рекомендации. Также возможно использовать вариативный подход, предоставив возможность каждому преподавателю самостоятельно сделать выбор типа портфолио и обосновать его.

Для осуществления коллективного контроля и оценки широко используются методы творческих отчетов, открытых занятий (лекции или практикумы), защиты результатов научно-исследовательских работ и др., представляющие собой кооперативную деятельность, суть которой состоит в объединении усилий субъектов образования для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей. Данные методы позволяют в дискуссионной форме обсудить сильные и слабые стороны показных мероприятий или представленных научно-методических работ.

В заключение отметим, что методы профессионального саморазвития преподавателя вуза включают большой комплекс методов, охватывающих весь рассматриваемый процесс: от систематизации имеющихся у преподавателей профессиональных знаний до контроля эффективности процесса профессионального саморазвития преподавателя вуза. Практика показала, что представленные методы позволяют вовлекать преподавателей в процесс профессионального саморазвития, помогают выявлять и успешно решать возникающие у них проблемы, раскрывают новые возможности и перспективы профессионального саморазвития.

Рецензенты:

Ильясов Д.Ф., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Челябинск.

Сизова Е.Р., доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского, г. Челябинск.

Библиографическая ссылка

Вековцева Т.А., Резанович И.В. МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=7649 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Время на чтение: 2 мин

Самосовершенствование – это сознательная работа по личностному росту и развитию. Процесс самосовершенствования заключается в формировании определенных качеств, навыков и свойств личности в индивидуальных интересах и целях. Т.е. под данным процессом понимается развитие некоторых способностей, которые способствуют субъективной успешности и освоению новых социальных ролей.

Главным в процессах самосовершенствования является ориентирование не на внутренних ощущениях, а на современных тенденциях, требованиях жизни и социума. Самосовершенствование человека может проходить в различных направлениях, например, развитие в нравственном, духовном или профессиональном направлении.

Самосовершенствование личности

Самосовершенствование человека лежит в своеобразном самовоспитании или является целенаправленным действием личности по отношению к себе для дальнейшего развития. Зачастую, люди стремятся развивать в себе позитивные качества соответственно собственным представлениям об идеале.

Можно выделить 6 основных этапов самосовершенствования. На первом этапе определяется цель самосовершенствования. Затем создается идеальный образ или идеальный результат действий по совершенствованию себя. Следующий этап заключается в определении временных границ реализации и выделении вторичных целей. А последующие этапы базируются на самопознании и самосознании, самоконтроле и саморегуляции, саморазвитии.

С чего начать самосовершенствование? Существует несколько общих рекомендаций, на которых базируется успешное развитие и самосовершенствование.

Для того чтобы иметь возможность записать или сохранить идеи, приходящие в голову, следует всегда иметь при себе блокнот, планшет, диктофон или другое приспособление, направленное на сохранение информации. Следует выбрать для себя наиболее подходящую и актуальную тему и настроить мозг генерировать идеи относительно выбранной темы. Обязательно записывайте всё, что бы ни пришло вам на ум по данному поводу. Ваши мысли могут дать вам четкое представление того, что нужно сделать для улучшения качества своей жизни. Вследствие чего ваши намерения станут более серьёзными и действенными. Когда вы ощутите, что тема, с которой вы работаете, уже исчерпала себя, следует переходить к другой.

Следующим непреложным правилом на пути к самосовершенствованию и жизненному успеху является принцип «здесь и сейчас». Он заключается в совершении необходимых действий для искоренения привычки жить красивыми иллюзиями и мечтами.

Еще одна немаловажная рекомендация заключается в искусстве достигать большего небольшими шажками. Для достижения желаемого результата следует выполнять определённую часть от общей нагрузки каждый день. Данный прием легче рассматривать на примере занятий спортом. Вы хотите иметь красивую фигуру, поэтому для получения желаемого результата вам нужно каждый день совершать определённые упражнения. Только при таком условии появится ощутимый результат.

Самосовершенствование довольно трудно представить без освоения навыков планирования. Поэтому нужно разбить свой день на несколько блоков, например, утро, обед, вечер и т.д. При помощи данного приёма можно без труда отследить, сколько времени требуется на выполнение той или иной поставленной задачи.

Постарайтесь общаться с людьми, вдохновляющими вас на свершения и подвиги. А вот от общения с индивидами, в сравнении с которыми вы и так много чего достигли, лучше отграничиться.

Для отличного самочувствия и превосходного внешнего вида необходимо довольно хорошо разбираться в следующих направлениях: здоровая пища, физические нагрузки, грамотная психическая саморегуляция.

Саморазвитие и самосовершенствование

Развитие и самосовершенствование – это путь к успеху, достижению мечты, и к жизни, насыщенной интересными событиями. Это серьезная и кропотливая работа над собственной личностью, в процессе которой ставит перед собой определенные цели, при этом приобретая новые знания и умения для воплощения мечты. Если вы считаете себя неуверенной личностью, регулярно сталкиваетесь с непреодолимыми преградами на жизненном пути, не получаете удовольствие и счастье от жизни, тогда вам следует заняться саморазвитием и самосовершенствованием.

Мотивацией к самосовершенствованию является гармония в душе, которая приводит к тому, что человек меньше болеет и становится более успешным.

С чего начать самосовершенствование? Самосовершенствование личности протекает на протяжении всей жизни. Оно характеризуется осознанностью и постоянностью, что формирует новые личностные свойства и качества. Немаловажно не забывать про нравственное и духовное самосовершенствование. Многие люди сегодня думают, что нет необходимости на это расходовать время. Издавна предки считали, что духовное и нравственное самосовершенствование – это внутреннее согласие и союз духа, личности и ума. Люди, идущие по пути развития не склонны к , они спокойные и уравновешенные.

Физическое самосовершенствование также является очень важным. Ведь недаром считается, что в здоровом теле будет здоровым дух. Так сложилось в процессе эволюции, что люди склонны вначале оценивать внешний вид, а только потом ум. Тело – это так называемое вместилище, храм для души. Именно поэтому важно ухаживать и следить за ним, не допуская его разрушения.

Личные взаимоотношения считаются самой плодородной почвой, с которой начинаются любые продвижения, успешность, все достижения в жизни. Поэтому взаимодействие с людьми следует всегда ставить на первое место.

Если вы всерьез решили заняться саморазвитием, то начните с чтения книги по самосовершенствованию. Окружающая обстановка также очень сильно воздействует на ход мыслей и сознание. Именно поэтому, если дом загрязнён и захламлён, то мысли будут такими же. Генеральные уборки раз в году не приведут к порядку. Введите для себя правило производить уборку регулярно. Вследствие чего и в мыслях будет всегда полный порядок и ясность. Так что самосовершенствование следует начинать с наведения вокруг себя порядка. Однако самым главным является, все-таки, порядок в собственной голове. Это означает определиться с целями, мечтами и сформулировать конечный итог, к которому следует двигаться каждый день. Попробуйте себе поставить 4-6 амбициозных целей, а затем определите шаги, которые необходимы для их достижения.

Пути самосовершенствования личности заключаются, прежде всего, в работе над своей личностью. Старайтесь больше читать, общаться с разными людьми, заниматься самопознанием, учиться любить и дорожить другими. Наряду с самосовершенствованием и саморазвитием стоит самовоспитание – вырабатывание личностью качеств, которые желает она сама. Это осознанные целеустремленные действия, на получение результата. Ведь каждый индивид мечтает выглядеть идеальным в своих собственных глазах и в глазах окружающих. В этом заключается проблема самосовершенствования. Ведь всему окружающему социуму не угодишь, так как каждый человек имеет свой идеал.

Пути самосовершенствования личности

Начинать самосовершенствование следует со сна. Спать нужно меньше. Ведь для полноценного отдыха человеку нужно всего около 8 часов ежедневного сна. Поэтому приучите себя вставать на 1 час раньше привычного времени. Так у вас появится больше свободного времени для реализации задумок и планов.

Старайтесь в первую очередь выполнять более важные дела. Каждый день вечером проводите анализ рациональности расходуемого времени и энергии. Сделайте своим лозунгом фразу – если ты управляешь временем, следовательно, ты управляешь жизнью. По телефону нужно общаться с энтузиазмом и уверенно. Обязательно проявляйте уважение к собеседнику.

Следует всегда помнить о цели, а не о конечном итоге. Делайте работу не ради признания, а ради удовольствия.

Больше смейтесь, особенно по утрам. Поднимайте улыбкой свое настроение, заряжайте бодростью организм.

Подводя итоги вышесказанному, следует сделать вывод, что основными составляющими процессов самосовершенствования и саморазвития являются: мечта, систематичность и дисциплина, цель и достижение, разум, сила счастья, вдохновение, отзывчивость, физическое состояние организма и душа. Именно развитие личности и ее самосовершенствование являются основными задачами для реализации себя в жизни и мире.

Способы самосовершенствования

Постоянное самосовершенствование – это стопроцентный результат жизненного процветания и успеха.

Способов самосовершенствования существую множество. Одним из самых популярных и нужных считается изучение иностранных языков. Это не только полезно, но и довольно интересно. Знание языков открывает широкие перспективы для путешествий в далекие страны, чтения книг в оригинале, карьерного роста и др. Язык можно изучать самостоятельно или при помощи различных обучающих тренингов, курсов, или с помощью преподавателя. Для закрепления иностранного языка следует много читать. Это не только повысит уровень владения иностранной речью, но и пополнит кругозор, разовьет фантазию, поспособствует более грамотному изложению мыслей. Читать нужно не только иностранную литературу, но и отечественные книги по самосовершенствованию.

Если есть возможность, то не пренебрегайте поездками в разные страны и города. Данный вид самосовершенствования является, наверное, одним из самых приятных. Путешествия помогут вам не только отдохнуть от обыденности и работы, но и узнать много нового о культуре, религии, народностях стран. А это способствует всестороннему развитию. Поэтому старайтесь радовать себя поездкой хотя бы раз в году.

Занимайтесь своим воспитанием. Создавайте для себя список важных дел и составляйте график их выполнения. Старайтесь вставать ежедневно в одно и то же время. На выходных не следует позволять себе спать более восьми часов. Ведь для извлечения максимума, очень важна организованность и собранность.

Если вы склонны к лени, то нужно постепенно избавляться от этого вредного недуга. Запретите себе часами лежать на диване, бесконечно играть в компьютерные игры или смотреть развлекательные передачи по телевизору. Все хорошо в меру. Лучше потратьте время на просмотр теленовостей или на их чтение в интернете. Составьте свой личный график таким образом, чтобы у вас оставалось свободное время только вечером и всего пару часов перед сном. Спорт – это дорога к самосовершенствованию. Физические упражнения делают индивида счастливее. Однако они не обязательно должны быть активного характера, например, бег. Вполне достаточно будет заниматься регулярно йогой или пилатесом.

Направляйте свои силы на совершенствование своего характера. Важнейшим компонентом саморазвития являются мечты. Поэтому не забывайте мечтать. Ведь они способствуют более яркому представлению своей цели.

Если вы решили заняться самосовершенствованием, но не знаете с чего начать, то пойдите на какие-нибудь курсы, например, по кулинарии или психологии. Помните, что новый день нам дается не просто так. Природой заложена в человека необходимость и самосовершенствования. Узнавая каждый день что-нибудь новое, или овладевая новыми умениями, вы будете всегда ощущать себя счастливым, а унынию и скуки места в жизни не останется.

Программа самосовершенствования

Программа самосовершенствования базируется на нескольких основных принципах. Первым принципом является образование. Оттачивайте свои навыки в том, что у вас получается хорошо. Однако также не забывайте о том, что у вас получается плохо. Такие навыки очень важно улучшать. Постарайтесь найти что-нибудь интересное в той области, где вы не очень сильны, тогда у вас появится больше мотиваций к получению знаний в данной области.

Следующим принципом является никогда не прекращать учиться. Можно быть уверенным, что в совершенстве владеете каким-нибудь, однако это далеко не так. Ведь мир не стоит на одном месте, он беспрерывно развивается также как и человечество. Всегда может найтись человек, который будет делать это лучше, чем вы. Поэтому любознательность и энтузиазм должны быть неизменными вашими спутниками на протяжении всего жизненного пути. Отдавайте предпочтение чтению книг, которые будут вас вдохновлять, мотивировать на «подвиги» и свершения. Сделайте все возможное, чтобы за вас говорили ваши поступки, а не слова. Так часто происходит, что у большинства людей слова расходятся с делом. Ведь сказать намного проще, чем сделать. Поэтому осознанно контролируйте себя и останавливайте, когда замечаете, что неосознанные поступки противоречат вашим собственным словам.

Проявляйте заботу о себе, которая заключается в физической активности, правильном рационе, крепком и полноценном сне, а также в сбалансированности умственного, физического и духовного развития. Все перечисленное будет способствовать налаживанию абсолютно всех аспектов жизни. Однако не стоит забывать и об отдыхе. Ведь даже супергероям иногда нужен отдых.

Поставьте себе цель, которая будет сильно вдохновлять вас и казаться чуточку невыполнимой. Старайтесь каждый день приближаться к ее реализации. Внесите в свою жизнь каплю разнообразия – определите цель, которая будет выходить за границы ваших привычных интересов.

Необходимо контролировать свои эмоции для изучения своего сознания. Каждый раз, когда ощущаете какую-либо эмоцию, нужно отдавать себе отчет, что она является следствием ваших мыслей. Поэтому необходимо выяснить, что стало причиной возникших эмоций. Такой самоанализ способствует осознанию качеств личности и свойств характера, о которых ранее вы могли и не подозревать. Когда вы информированы о собственных непроизвольных эмоциональных проявлениях, вы можете трансформировать свое восприятие обстоятельств и улучшить реакции на них, всего лишь поменяв мысли о них.

Старайтесь избегать негативно настроенного окружения. Помните, что вы можете неосознанно перенимать качества индивидов, с которыми часто проводите много времени. Поэтому отдавайте предпочтение общению с людьми, которые будут вдохновлять вас, вызывать улыбку и бросать вызовы.

Ключом к самосознанию является осмысление личностного бытия и ясности мышления посредством ведения записей в дневнике. Он нужен для записей различных идей, интересных мыслей, а не только ради сухой констатации событий, которые происходят ежедневно с вами.

Помните, что самосовершенствование должно происходить в различных направлениях. Так, например, физическое самосовершенствование неразрывно связано с личностным ростом и самосовершенствованием. Физическое самосовершенствование - это работа над собственным телом, его силой, красотой, закаленностью, стойкостью и здоровьем.

Самые успешные бизнесмены – это не только выпускники престижных экономических или юридических факультетов, но и спортсмены, выпускники кафедр физического воспитания. Грамотная работа над собственным телом является трудом над совершенствованием своей личности.

К сожалению, многие люди в ежедневной погоне за материальным благополучием забывают о том, что духовное самосовершенствование играет очень важную роль для личностного роста и развития. Духовное самосовершенствование направлено на осознание правильного выбора направления жизненных принципов и целей.

Нравственное самосовершенствование заключается в адаптации к жизни, в гибкости при сохранении собственного внутреннего стержня. Первые понятия о нравственности закладываются еще в раннем детстве родителями, а затем педагогами. Однако этих знаний во взрослой жизни является недостаточно. Ведь жизнь часто подкидывает множество неожиданных сюрпризов. С целью нравственного самосовершенствования следует пытаться оценивать себя беспристрастно в разных жизненных ситуациях, читать серьезную литературу, заниматься самопознанием, посещать тренинги.

Профессиональное самосовершенствование

Темпы современного прогрессивного развития несут за собой напряженность, трансформации и модернизации абсолютно во всех областях жизнедеятельности человека. Вследствие таких перемен особую актуальность и остроту приобретает проблема самосовершенствования во всех областях. Это связано с тем, что знания, которые были получены ранее, довольно быстро изживают себя. Ведь время всегда диктует свое. Еще в прошлом столетии профессиональные умения абсолютного большинства специалистов не менялись, так как темп жизни был более размеренным, поэтому и темпы трансформаций также отвечали ему. Индивиды практически не стремились к профессиональному росту и самосовершенствованию, так как жизнь этого не требовала.

Сегодня с использованием новейших научных достижений и технологий время требует подготовки высококвалифицированных и профессиональных специалистов, свободно владеющих знаниями, навыками, умениями, необходимыми для работы в выбранной сфере. Они должны быть конкурентоспособными специалистами, а не просто компетентными работниками. Настоящее время требует от каждого работающего индивида мобильности, творческой тяги и способности к использованию на практике ежедневно растущего потока информации. Этого невозможно добиться без самостоятельного настойчивого систематического профессионального самосовершенствования. Нынешние специалисты стремятся взять от жизни максимум за минимальные сроки. Поэтому такие сроки следует использовать более грамотно и с умом.

Скорость продвижения по карьерной лестнице напрямую зависит сегодня от того, насколько специалист способен обучаться и совершенствовать собственное профессиональное мастерство, а не столько от его усилий.

Поэтому в последние годы получили широкую востребованность различные корпоративные тренинги, которые направлены и на личностный рост, и на профессиональное совершенствование. Сегодня довольно часто люди старшего поколения, которым еще работать и работать, становятся практически непригодными для профессиональной реализации в социуме вследствие затрудненности адаптации к постоянно меняющимся условиям, освоения новых умения и взаимодействия с современным миром.

Тренинги профессионального самосовершенствования направлены на то, чтобы помочь желающим справиться именно с этой задачей. Заинтересованные в процветании компании работодатели включают в планы обязательное обучение сотрудников при помощи тренингов, повышение их квалификации. Они понимают, что это является важнейшим условием грамотного планирования людских ресурсов.
Профессиональное самосовершенствование – это одно из направлений становления и развития личности в процессе ее жизненного пути.

Самосовершенствование педагога

Постоянное самосовершенствование педагога является сознательным целенаправленным процессом повышения уровня профессиональной компетентности и формирования важных качеств соответственно внешним социальным требованиям, условиям профессиональной деятельности и персональной программой развития.

Процессы самосовершенствования педагогов осуществляются во взаимосвязанных формах. К таким формам относят самовоспитание и самообразование, которые должны взаимно дополнять друг друга и оказывать влияние на характер работы личности над самой собой. Однако вместе с тем они считаются двумя относительно самостоятельными процессами.

Самовоспитание – это сознательный труд педагога по систематическому формированию у себя позитивных и ликвидации негативных качеств личности и свойств характера. Он происходит в трёх направлениях. Первое направление – это приспособление к требованиям педагогической профессиональной деятельности своих индивидуально-личностных особенностей. Вторым направлением является систематическое повышение компетентности в профессии. Третьим – непрерывное формирование социальных, нравственных и других качеств личности.

Профессиональное самообразование заключается в целенаправленной познавательной деятельности педагога по овладению специальными и методологическими знаниями, общечеловеческим опытом, профессиональными навыками, необходимыми для улучшения педагогического процесса.

Приобретение знаний посредством самостоятельных занятий и является самообразованием, т.е. самостоятельным обучением. Самообразование – это один из главных аспектов на пути к самоопределению и самосовершенствованию личности, так как только посредством вхождения в культуру она создает такой идеальный образ своего «Я», который является своеобразным ориентиром в ее движении к лучшему себе.

К основным направлениям самосовершенствования педагогов относят:

Систематическое пополнение профессиональных знаний;

Совершенствование профессионального мастерства;

Расширение кругозора;

Нравственное совершенствование;

Физическое совершенствование;

Умение эффективно планировать рабочий день.

Стремление к самосовершенствованию

Цель самосовершенствования заключается, прежде всего, в познании себя и развитии определенных личностных качеств и свойств, реализации своего предназначения, стремлении возвыситься над самим собой.

В качестве одного из вероятных мотивов самосовершенствования можно выделить стремление индивида к личностному изменению, улучшению себя, которое носит название стремление к самосовершенствованию.

Социально определенная мотивационная готовность к свершениям, осознанная личностью, является стремлением. Т.е. стремление заключается не только в желании и потребности, побуждении к деятельности. Стремление можно отобразить в качестве некоторой формы проявления активности, объединяющей в себе два последовательных действия «хочу» и « могу», которые поддерживая друг друга, при этом плавно преобразуются друг в друга.

Личностное стремление подразумевает под собой направленность индивида на генерирование таких свершений, процесс реализации которых ощущается как наслаждение. Т.е. в этом случае, сама вероятность действия трансформируется в побудительную реакцию («могу» преобразуется в «хочу»). Удовлетворение желания действовать, несомненно, рождает рост потенциальных возможностей для свершения действий.

Стремление к самореализации является ведущей движущей силой сформированной личности, которая побуждает и придает направленности ее деятельности.

Ценностный и смысловой компоненты психологической культуры индивида обязательно содержит в себе такую составляющую, как стремление к самосовершенствованию.

Итак, ценностно-смысловой компонент личности может в качестве составных частей содержать в себе следующие виды стремлений: стремление к самосовершенствованию, понять себя, регулировать собственные поведенческие реакции и отношения соответственно гуманистическим общечеловеческим ценностям, к построению жизненной будущности и жизнетворчеству.

Отсюда следует, что стремление к самосовершенствованию – составная часть психологической культуры личности, которая представляет собой осознанную мотивацию и определяет поиск, выбор и направленность совершенствования субъектом собственных способностей и потенциала для наиболее эффективного существования в конкретных условиях среды. Стремление к самосовершенствованию в качестве осознанного мотива, которое характеризуется готовностью стать еще лучше, успешнее, не является неизменным состоянием, предоставленным индивиду от рождения. Стремление проходит определенную дорогу становления, видоизменения. Любой возрастной период характеризуется индивидуальными предпосылками развития и формами стремления.

Стремление к совершенству является основой любого развития и технологического прогресса, как в духовной сфере, так и в материальной области.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Самообразование и самосовершенствование молодого педагога-

путь к успешной профессиональной деятельности

В. Н. Вербицкая

учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 82»,

г. Кемерово

Учитель живет до тех пор, пока он учится;
как только он перестает учиться,
в нем умирает учитель.
К.Д.Ушинский

Педагог - одна из самых прекрасных профессий на свете. Дорога к знаниям - нелегкая и бесконечно увлекательная.

Каждый молодой педагог должен понимать, что с получением диплома о педагогическом образовании, его профессиональное образование только начинается. Одной из основных частей непрерывного образования педагогических работников является самообразование. Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать не только над личностным самосовершенствованием, но и профессиональным.

Самообразование педагога направлено на непрерывное обновление педагогических компетенций, необходимых для реализации ФГОС, на возможность в полной мере квалифицированно развивать универсальные учебные действия учащихся, четко и грамотно осуществлять учебно-воспитательный процесс выполняя Закон РФ «Об образовании».

С чего же нужно начать молодому учителю? Конечно, с изучения документации (положения, программы, и т.д.); изучения научно-педагогической литературы и методических рекомендаций (изученную теорию применять практически с учётом социальных, индивидуальных особенностей детей класса); участия во всех формах методической работы образовательного учреждения. Молодой педагог, мечтающий об успешной карьере, должен быть «зорким», чтобы увидеть рядом с собой главных своих помощников, коими могут стать коллеги по работе, учителя-стажисты. Именно их опыт нужно изучать и использовать, посещая уроки, участвуя в анализе открытых уроков, обмениваясь мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания. Молодому педагогу важно научиться использовать, психологические приёмы, позволяющие грамотно и плодотворно организовать учебный процесс, не унижающий детей, но настойчиво направляющий к цели. Эффективно взаимодействуя с высококвалифицированными педагогами молодой учитель постепенно становится компетентным учителем, коим быть уважительно, современно, почётно.

Самообразование – верный путь к успешной профессиональной деятельности молодого педагога и одна из форм профессионального самосовершенствования. В свою очередь, профессиональное самосовершенствование педагога – это сознательный целенаправленный процесс повышения уровня своей профессиональной компетентности и развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями профессиональной деятельности и личной программой развития. Каковы же основные пути совершенствования педагога? Безусловно, это совершенствование педагогического мастерства и непрерывное пополнение педагогических знаний, которые достигаются путем самообразования. Это нравственное и физическое совершенствование, которое «идёт» параллельно с развитием общего кругозора и умением эффективно организовать свой рабочий день.

Современное общество предъявляет высочайшие требования к учителю. Каждый родитель желает, чтобы в класс, где учится его ребенок, вошел образованный, осведомленный в различных областях знаний, владеющий педагогической техникой и педагогическим тактом учитель. Сегодня от педагога требуется фундаментальное знание преподаваемого предмета, новых достижений и тенденций в соответствующей науке, но при этом применение этих самых современных технологий не должно уничтожать личность ребёнка.

Постоянное совершенствование знаний и педагогического мастерства, творческое отношение к работе, владение методикой обучения и воспитания не могут остаться не заметными для учащихся и родителей. Поэтому, входя в класс, нужно помнить, что горящие глаза учителя, увлечённость своим предметом может иметь для маленького человека больший мотив в изучении предмета, чем страх быть наказанным или униженным. Молодой педагог изначально должен понимать, что учитель не только «даёт знания», но и речь учителя, внешний вид, моральные качества - образец поведения в обществе для юного гражданина.

Сегодня источников для самообразования и самосовершенствования молодого учителя множество: телевидение, газеты, журналы; литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.), интернет, видео, аудио информация на различных носителях; курсы повышения квалификации; семинары и конференции, мастер-классы, мероприятия по обмену опытом; экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты, путешествия. И ч ем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует начинающий учитель, тем скорее он станет успешным квалифицированным педагогом, обладающим широким кругозором. Учителю необходимо постоянно самообразовываться и самосовершенствоваться, ведь учитель - вечный ученик.

С оветов начинающему педагогу можно дать множество, но педагогическая деятельность будет результативнее, если есть желание на начальном этапе установить свою собственную высокую планку, быть готовым к сотрудничеству и, главное, убедить себя, что ты способен изменить мир в лучшую сторону.

Показателем успешной профессиональной деятельности педагога, который находится в постоянном творческом поиске, и стремится «расти» на высоком уровне, будут его успешные и востребованные в современном мире ученики.

Лучшие статьи по теме