Для школьников и родителей
  • Главная
  • Спорт
  • Взвешен измерен и признан негодным библия. Каково значение фразы «Мене, текел, фарес»? Роман: Олеся Николаева, «Мене, текел, фарес. В светской культуре

Взвешен измерен и признан негодным библия. Каково значение фразы «Мене, текел, фарес»? Роман: Олеся Николаева, «Мене, текел, фарес. В светской культуре

Книга пророка Даниила 5:1-5, 22-28

1Валтасар царь сделал большое пиршество для тысячи вельмож своих и перед глазами тысячи пил вино.
2Вкусив вина, Валтасар приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор, отец его, вынес из храма Иерусалимского, чтобы пить из них царю, вельможам его, женам его и наложницам его.
3Тогда принесли золотые сосуды, которые взяты были из святилища дома Божия в Иерусалиме; и пили из них царь и вельможи его, жены его и наложницы его.
4Пили вино, и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных.
5В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала.
И ты, сын его Валтасар, не смирил сердца твоего, хотя знал все это,
23но вознесся против Господа небес, и сосуды дома Его принесли к тебе, и ты и вельможи твои, жены твои и наложницы твои пили из них вино, и ты славил богов серебряных и золотых, медных, железных, деревянных и каменных, которые ни видят, ни слышат, ни разумеют; а Бога, в руке Которого дыхание твое и у Которого все пути твои, ты не прославил.
24За это и послана от Него кисть руки, и начертано это писание.
25И вот что начертано: мене, мене, текел, упарсин.
26Вот и значение слов: мене - исчислил Бог царство твое и положил конец ему;
27Текел - ты взвешен на весах и найден очень легким;
28Перес - разделено царство твое и дано Мидянам и Персам.

Царь Валтасар... Историки долго спорили на тему того, вымышленный ли это персонаж или нет... Известно, что он был сыном царя Набонида. Его настоящее имя – Бел Шар Узур, и он являлся внутренним царем, правящим в тандеме со своим отцом. Это легко себе представить по тому, как двое, например, сегодня правят Россией.

Итак, в Вавилоне в то время был внешний царь и внутренний. Давайте немного рассмотрим личность царя внутреннего. Царь Вавилона, знаменитого Халдейского царства, у которого Израиль был в плену довольно продолжительное время...

Практически Халдея – это победители на всем протяжении Малой Азии. До времени, о котором идет речь, это царство обладало могуществом довольно внушительных размеров, а если учесть, что за ним стояла серьезная духовная сила, ничуть не меньше той, что стояла в свое время за Египтом, то нетрудно понять, почему это царство атаковало Израильское государство!

Победу же над ним оно одержало по другому поводу, благодаря не своей силе, а только лишь потому, что Бог Небесный допустил совершиться этому ради вопиющих грехов народа Божьего! Тогда произошло именно то, о чем записано в Священном Писании. Храм Бога живого был разграблен, и все его ценности перемещены в Вавилон! Практически вся утварь, культовые предметы, применявшиеся в богослужении (причем, из самого святилища) были полностью переброшены во дворец царя Вавилонского Навухудоносора в качестве военных трофеев победителя. На долгие годы богослужение было прервано, а народ был уведен в плен!

Совершилось сказанное от Господа, что Он изрек еще очень давно через раба своего Моисея! Но даже после того, что произошло, несмотря на полный захват Израиля, несмотря на то, что победители перенесли ценности храма в страну своих богов – идолов, и прекратили еврейское поклонение Богу, даже в этом случае первое лицо государства отнеслось к храмовым предметам, как к особенным, отделенным предметам! Известно из исторических источников, что Наби Кудури Узур (Навухудоносор) отделил храмовые ценности от остальных дворцовых ценностей! У этого человека была еще старая и суровая школа, которая научила его достойно относиться к культовым вещам, да и к истинной религии вообще!

Но его духовный сын, если так можно назвать Валтасара, который впоследствии стал вторым царем в государстве (в то время как Набонид был первым царем и воевал в Аравии) и управлял столицей именно в тот день, о котором записано свидетельство в Библии, нарушил правила любого приличия!

На пиру, в честь своих богов, возгордившись своим положением, он приказал принести Иерусалимские храмовые ценности, которые вообще-то не он привез из далекого похода, и которые не являлись его собственностью даже в государстве его отца, и повелел использовать их в качестве сервизов и столовой посуды на своей амбициозной вечеринке! На кайме чаш, которыми когда-то отделенные священники и левиты пользовались с благоговением, имея страх Божий, в этот вечер были видны пятна яркой киноварной губной помады жен и наложниц! Этим царь фактически решил показать свое величие, свой абсолютный вес в государстве, превосходство своей философии, своей религии, своих богов-любимцев! А значит, святыни храма он почел за ничто!

Пиршество с такой экзотической сервировкой столов продолжалось недолго! На тщательно выбеленной известью стене появилась кисть руки, которая вывела четыре слова! Поскольку слова были символическими: «мина, мина, шакль и полмины», конечно же, никто из присутствующих их не понял! Однако мистика произошедшего потрясла царя! Моментально протрезвев, он приказал немедленно привести всех ученых и магов, чтобы те прочли слова, оставленные на стене! В итоге, только Даниил смог без труда прочитать оставленную на стене фразу: «Взвешен, повторно взвешен, сравнен с заявленным весом, найден легким, Персидский тандем, твоя замена!» Это дословный перевод, а смысл довольно понятный: «Ты считал, что твой вес внушительный, ты сел на почетное место и сделал по этом поводу заявление! Тебе бы и так поверили, потому что великие глупости обычно оспаривают редко, как правило, их превозносят! Но ты решил пойти дальше, и решил подкрепить свое утверждение тем, что взял вещи, принадлежащие Богу, которые являлись символом Божьей святости и принадлежности к Богу, и отдал их в качестве столовых предметов на пользование людям твоего уровня!»

Дело не в том, что эти предметы были из золота. Они не имели ценности золота, они были гораздо больше на том основании, что Тот, кто являлся их собственником, превыше всего и всех! Но Он не поразил тебя сразу за это! Немного чести для Бога – размазать разноцветную моль по стене. Поэтому произошло удивительное – Бог решил публично проверить заявление Валтасара по поводу его веса! Бог измерил вавилонского царя и нашел его заявление лживым, не соответствующим действительности! Как Он это сделал? Он что, положил царя на весы и стал передвигать гирьки? Нет! А может быть, Бог Сам не знал, сколько весит и что из себя представляет Валтасар? Может быть, Бог Сам только сейчас стал задумываться на эту тему и заинтересовался личностью Валтасара?

Неуместные вопросы, правда же! Бог не только все знал о том, как обстоят дела у царя на самом то деле, но Бог просто с грустью, сожалея о человеческой глупости, взирал на то, как в темноте в этот же самый час, когда проходила дерзкая вечеринка, уже был готов подкоп под стену столицы, уже был готов отводной канал для воды из защитного рва, уже в городе, под прикрытием темноты, мидийский и персидский спецназ тихо, без шума работая стилетами, убирали вавилонскую охрану!

Бог видел, что операцию проводит вообщем-то пожилой уже Мидийский царь, который в Малой Азии ну, в общем, не являлся сильным или известным царем. По сравнению с легендарным Навухудоносором или даже с Набонидом вообще не в сравнение! Мидийская армия совершенно малочисленная по сравнению с наемной вавилонской! Вооружение тоже не ахти какое! Персы, которых взяли на сторону Мидийцев, по большей части лучники, в ближнем бою они так не очень.

Вот и горькая ирония жизни! Через несколько часов Валтасар, такой весомый в своих глазах, был убит и лежал на грязной центральной улице Вавилона под копытами коней победителей! Те людишки, которые пировали рядом с ним, либо тоже были убиты и валялись в грязи, либо с пеной на губах и круглыми глазами ползали перед новым царем и уверяли, что вавилонское подданство – это было чудовищное недоразумение, и вообще они давно мечтали о мидийском приходе, но просто боялись, но вот теперь они готовы сделать абсолютно все ради нового хорошего царя! Вот и вся человеческая история. Чему теперь равнялись убеждения Валтасара, его положение? Нулю! Очень легкий! Вся его величавость оказалась мыльным пузырем!

Известная страница истории. Эта история осталась бы в хрониках частным событием, но как уже было сказано, Слово Божье, оно не прейдет во времени! «Ты взвешен на весах и найден очень легким!» На самом деле, эта история могла бы остаться просто печальной историей о древнем царе, но что делает ее назиданием и предостережением на все времена?! То, что было начертано на стене чертога! Эти слова проливают свет на очень многое! Конечно, можно подумать, что все это произошло только лишь потому, что конкретно этот человек проявил такую дерзость в отношении святынь храма. Это во многом действительно так! Валтасар, думаю, был осведомлен о том, откуда эти вещи и где они использовались. Он также был неплохо знаком с той версией, что культовые предметы могут находиться под заклятием пользования. Что побудило его все-таки ими воспользоваться настолько неадекватно, можно только догадываться.

Но, думаю, мы будем недалеко от истины, если просто скажем, что причиной такого поступка послужила гордость, ну, и конечно, ложная идеология превосходства. В какой-то момент царь подумал, что если народ побежден, то и его Бог тоже, и теперь с вещами этого Бога можно поступать, как угодно. Выяснилось, что это не так! В общем, плохой, неумный царь, так ему и надо! И на этом историю можно было бы закончить, если бы не глубокий смысл этой истории, оставленной на все времена. Кстати, хорошо бы задать вопрос: почему эта история попала в Священное Писание? Разве мало было самодуров и тиранов во все времена? Почему именно этот удостоился и посещения, и записи в Библии? Зачем вообще страницы Библии занимать этим эпизодом? А потому, что эпизод, произошедший с ним, Бог сохранил для наставления на все времена. Каким образом? Дело в том, что и Навухудоносор, и Валтасар были верующими людьми. Им было многое известно из того, что мы называем «знаниями в духовной сфере». В свое время эти люди имели известную высоту и даже привилегию от самого истинного Бога в осуществлении исторической миссии. Но тем не менее и с Навухудоносором, и с Набонидом, и с Валтасаром произошла драма! Почему?

Книга пророка Даниила 4:26-28
«По прошествии двенадцати месяцев, расхаживая по царским чертогам в Вавилоне, царь сказаал: «это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия!» Еще речь сия была в устах царя, как был с неба голос: «тебе говорят, царь Навуходоносор: царство отошло от тебя!»

Все это сбылось над царем Навуходоносором.

Основой трагедии этого царя стала гордость! Что стало причиной гибели второго царя, Валтасара? ГОРДОСТЬ! Это качество сможет погубить не только двоих! Но не только в ней причина, хотя о ней можно было бы сказать очень и очень многое. Есть еще одна причина, которая, проходя через века, может погубить не только языческих царей, но и очень неплохих верующих в истинного Бога, посещающих церковь, имеющих статус спасенных, т.д.

Когда в жизнь Навухудоносора пришла болезнь и трагедия? Тогда, когда он соединил основы своей исторической миссии от Бога Небесного с самомнением! Бог отдал в его руки Иудею, за грехи, в наказание! Бог низложил перед ним Египетскую мощь! Бог возвел его на престол ради осуществления этой исторической миссии и отдал в его руки всю власть древнего мира на то время! Не кто-то иной, а лично Бог наделил его всем могуществом! Единственное, что мог бы сказать Навухудоносор в тот момент, когда рассматривал красоты Вавилона, это возвеличить Бога за Его сильную руку в своей жизни. Но что он сделал вместо этого? Он возвеличил себя! «Величается ли секира пред тем, кто рубит ею?» (Ис.10:15).Нет конечно.

Совместим события.

Когда появилась осуждающая рука Божья с письменами на стене в жизни Валтасара? В тот момент, когда он взял самое ценное из Святая Святых храма и разложил на столе мирских удовольствий! Вот тогда сразу пришло осуждение!

Прочтем еще один текст, и потом определим суть сказанного.
Итак, Апостол Павел 1-е Кор10:21:
«Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской.»

Чем сегодня известен этот мир? Своим смешением. В нашем мире нет сегодня неверующих людей! Все верят. Это не общество атеистов прошлых лет! Это время, когда огромное количество людей, вместо того, чтобы через истину расстаться со своей порочной жизнью, идущей в никуда, просто либо гордятся собой и имеют о своих делах потрясающе надутое самомнение, либо добавляют к своей этой жизни религию. Это самое страшное, это то, за что пострадали люди, приведенные в пример на страницах Священного Писания.

Многие люди, живущие в этом мире, просто не понимают, что их смесь из святости и греха невозможна, в принципе! Что общего между Христом и Велиаром? Нельзя один день разделять трапезу и интересы бесов, а потом иметь благие намерения в Господе! Свет и тьма несовместимы!

И еще, попирается одна очень важная истина – все, что они имеют – это Божье! Все, что у них есть: их достижения, успех, здоровье, благополучие – все это от руки Божьей! Но вместо того, чтобы воздать Ему славу, они принимают славу друг от друга! Как часто можно видеть располневших людей, подьезжающих к зданиям церквей на роскошных автомобилях, выходящих из них с надменными лицами и идущих исполнять какие-то обряды и ритуалы. Господи! Как же они горды собой и тем, что они сейчас делают! Как же они много кладут в сокровищницу от избытка своего и думают в сердце своем, что золото больше, чем храм, и говорят в сердце своем: «Это ли не величественный и самодостаточный Вавилон, который я построил?!». Насколько же они далеки от Того, Кто действительно благ!

То, что произошло потом с Навухудоносором – это, в большинстве своем, будущее этих людей в вечности! А сколько еще тех, вдобавок к ним, что по воскресеньям идут в собрание святых, а начиная с понедельника отправляются в вертеп. И ничего не меняется в их жизни, потому что ничего нет от жизни в Боге!

В этом суть назидания и для верующих, которые являются никем иным, а царскими детьми по определению. Каждый из нас – это внутренний царь, оставленный на поместье в мирском Вавилоне до момента, пока настоящий Царь не вернется истинно править страной! Бог Небесный отдал в руки каждого христианина-царевича и каждой христианки-царевны все, что было на Небесах из самого ценного! Все, что отдано в наши руки, является предметами, в прямом смысле, приобретенными для нас через страдание и кровь Сына Бога! У нас есть власть, ресурсы, привилегии. Но все, что мы имеем, принадлежит Богу, и все наши заслуги, победы и приобретения тоже! Это является нашим наследием, но все оно, без исключения, является заслугой Господа и никого больше!

Когда у царских детей начинаются проблемы? Тогда, когда они, взирая на свои достижения и приобретения, начинают приписывать их исключительно себе, когда начинают использовать Божьи ресурсы для стяжания и своих собственных целей!

Итак, основная причина, которая однозначно приведет к падению – это, когда верующий человек встает на путь СОВМЕЩЕНИЯ ЦЕННОСТЕЙ. Когда он Божьи драгоценности начинает выставлять на мирской стол, в прямом смысле, метать бисер перед свиньями! Не можете одновременно быть верующими и мирскими, не можете пить из святой посуды Божьей мирской коктейль! Не можете перемешивать одно с другим, и если кто-то это делает и пытается извлечь из этого выгоду, пытаясь усидеть на двух стульях, можно поручиться, что он не останется ненаказанным! Придет день и час, когда Бог поставит всех на чашу весов, и если там наберется весу, хоть на кролика – будет отрадно!

Что можно сказать в качестве заключения? Пока еще есть время, страницы Священного Писания – для нас, для каждого живущего на Земле. Все, что записано – образы, и мудрость в том, чтобы увидеть в них то, что Бог хочет донести через многие годы времени, которое уже коротко!

Мене, мене, текел, упарсин

"Мене, мене, текел, упарсин". Эти арам. слова (Дан 5:25-28) означают: "мина, мина, шекель (т.е. сикль) и полмины" (см. Меры длины, площади, объема и веса), в то время как слова "исчислено, исчислено, взвешено, разделено" (Дан 5:26-28) звучат по-арам. как ме-не, мене, текел, перес. Согл. гипотезе А.Альта, таинств. надпись на стене чертога царя Валтасара включала в себя названия четырех вышеназв. мер веса, однако, согл. тогдашнему обычаю, названия были сокращены до аббревиатуры: надпись состояла из четырех начальных букв этих слов. Этим и объясняется смущение цар. мудрецов, не сумевших прочитать надпись (Дан 5:8,15,16) , поскольку они думали, что это целое слово. Даниил, правильно поняв названия весовых мер (Дан 5:25) , затем, исходя из смысла корней этих слов ("считать", "взвешивать", "делить"), построил целые фразы (Дан 5:26-28) , разгадав тем самым смысл надписи.


Библейская энциклопедия Брокгауза . Ф. Ринекер, Г. Майер . 1994 .

Смотреть что такое "Мене, мене, текел, упарсин" в других словарях:

    Мене, мене, текел, упарсин. Ср. Ма̀ни значитъ: Монархъ, Кончилъ царствовать ты! Градъ у Персовъ въ рукахъ Смыслъ середней черты; Фа̀ресъ третья гласитъ Нынѣ будешь убитъ. А. И. Полежаевъ. Видѣніе Валтасара (изъ Байрона.) Ср. Бога ты не прославилъ … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Картина Рембрандта с изображением пира Валтасара Мене, мене, текел, упарсин (ивр. מְנֵא מְנֵא תְּקֵל וּפַרְסִין‎, по арамейски означает букв … Википедия

    Мене, мене, текел, упарсин - слова, которые написала на стене появившаяся из воздуха рука во время пиршества царя Вавилонского Валтасара. Призванный к царю Даниил объяснил смысл этих слов следующим образом: «Мене – исчислил Бог царство твое и положил конец ему; Текел – ты … Православная энциклопедия

    Ср. Ма/ни значит: Монарх, Кончил царствовать ты! Град у персов в руках Смысл середней черты; Фа/рес третья гласит Ныне будешь убит. А.И. Полежаев. Видение Валтасара (из Байрона.) Ср. Бога ты не прославил, за это и послана от Него кисть руки и… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    - (Дан.5:25 ,28) слова чудесно начертанные перстами руки человеческой на стене дворца во время пиршества Вавилонского царя Валтасара. Призванный тогда пр. Даниил объяснил царю смысл означенных слов следующим образом: Бог исчислил царство твое, оно… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Мене, мене, текел, упарсин, - т.е. исчислен, исчислен, взвешен, разделен те слова, которые были написаны огненной рукою на стене в палате Валтасара, и которых не могли прочесть его мудрецы; их прочел Даниил; эти халдейские слова обозначали, что царь был взвешен на весах и… … Словарь библейских имен

    Из Библии. В Ветхом Завете, в Книге пророка Даниила повествуется о том, как вавилонский царь Валтасар увидел возникшую в воздухе кисть руки, написавшую на стене таинственные огненные знаки. Это случилось, когда царь был на пиру вместе со своими… … Словарь крылатых слов и выражений

    Мене, текел, упарсин или мене, текел, фарес - надпись на стене дворца, возникшая во время пира и истолкованная, как предрекающая падение царства (Танах, Даниэль 5:25, у христиан Ветхий Завет, Даниил 5:25): ஐ Я постучал по ней пальцем, и тут же в месте прикосновения вырос маленький… … Мир Лема - словарь и путеводитель

    Мене, мене, текел, упарсин Картина Рембрандта с изображением пира Валтасара Мене, мене, текел, упарсин (ивр. מְנֵא מְנֵא תְּקֵל וּפַרְסִין‎, по арамейски означает буквально «мина, мина, шекель и полмины» (это меры веса), в церковнославянск … Википедия

Книги

  • Валтасар. Падение Вавилона , Михаил Ишков. Двадцать три года минуло после смерти вавилонского царя Навуходоносора. За это время в древнейшем государстве, гордящимся своей гигантской башней, храмом Мардукаи удивительными садами…

Слова, начертанные на стене таинственной рукой во время пира вавилонского царя Валтасара незадолго до падения Вавилона от рук Кира . Объяснение этого знамения вызвало затруднения у вавилонских мудрецов, однако их смог пояснить пророк Даниил :

В светской культуре

А деспот пирует в роскошном дворце,
Тревогу вином заливая,
Но грозные буквы давно на стене
Уж чертит рука роковая!

«К этому моменту мною овладело новое состояние. Оставив фон Эрнена полусидеть в углу (всё время транспортировки я тщательно следил, чтобы его лицо не показалось из-за серой ткани пальто), я сел за рояль. Поразительно, подумал я, товарищ Фанерный и рядом, и нет. Кто знает, какие превращения претерпевает сейчас его душа? Мне вспомнилось его стихотворение, года три назад напечатанное в „Новом Сатириконе“, - там как бы пересказывалась газетная статья о разгоне очередной Думы, а акростихом выходило „мене текел фарес“ . Ведь жил, думал, прикидывал. Как странно.»

  • В поэме Венедикта Ерофеева «Москва - Петушки » - в главе «Петушки. Садовое кольцо»:

«Неужели так трудно отворить человеку дверь и впустить его на три минуты погреться? Я этого не понимаю… Они, серьёзные, это понимают, а я, легковесный, никогда не пойму… Мене, текел, фарес - то есть „ты взвешен на весах и найден легковесным“, то есть „текел“… Ну и пусть, пусть…
Но есть ли там весы или нет - всё равно - на тех весах вздох и слеза перевесят расчёт и умысел».

  • В песне Ростислава Чебыкина (Филигон) «Жизненные принципы»:

Где-то танцевали, где-то воевали, где-то толковали надпись на стене:
МЕНЕ, ТЕКЕЛ, УПАРСИН.

  • В песне Тимура Шаова «О народной любви»: «Он написал губной помадой на стене кабака: мене, мене, текел, упарсин».
  • В песне группы Каста «Пир»:

…При свете золотых лампад, с пророчеством во взгляде,
Он прочёл слова, а утро сделало их явью.
«Твоя могила готова, царство закончено,
Ты потеряешь трон и жизнь этой ночью.
Твоя душа темна, образ туманен,
Парадным ложем для тебя станет могильный камень…»

Мани, факел, фарес!
Вот слова на стене;
Волю бога небес
Возвещают оне.
Мани значит: монарх,
Кончил царствовать ты!
Град у персов в руках -
Смысл середней черты;
Фарес - третье - гласит:
Ныне будешь убит!..

Напишите отзыв о статье "Мене, мене, текел, упарсин"

Примечания

Отрывок, характеризующий Мене, мене, текел, упарсин

– Я знал, что вы будете, – отвечал Пьер. – Я приеду к вам ужинать, – прибавил он тихо, чтобы не мешать виконту, который продолжал свой рассказ. – Можно?
– Нет, нельзя, – сказал князь Андрей смеясь, пожатием руки давая знать Пьеру, что этого не нужно спрашивать.
Он что то хотел сказать еще, но в это время поднялся князь Василий с дочерью, и два молодых человека встали, чтобы дать им дорогу.
– Вы меня извините, мой милый виконт, – сказал князь Василий французу, ласково притягивая его за рукав вниз к стулу, чтоб он не вставал. – Этот несчастный праздник у посланника лишает меня удовольствия и прерывает вас. Очень мне грустно покидать ваш восхитительный вечер, – сказал он Анне Павловне.
Дочь его, княжна Элен, слегка придерживая складки платья, пошла между стульев, и улыбка сияла еще светлее на ее прекрасном лице. Пьер смотрел почти испуганными, восторженными глазами на эту красавицу, когда она проходила мимо него.
– Очень хороша, – сказал князь Андрей.
– Очень, – сказал Пьер.
Проходя мимо, князь Василий схватил Пьера за руку и обратился к Анне Павловне.
– Образуйте мне этого медведя, – сказал он. – Вот он месяц живет у меня, и в первый раз я его вижу в свете. Ничто так не нужно молодому человеку, как общество умных женщин.

Анна Павловна улыбнулась и обещалась заняться Пьером, который, она знала, приходился родня по отцу князю Василью. Пожилая дама, сидевшая прежде с ma tante, торопливо встала и догнала князя Василья в передней. С лица ее исчезла вся прежняя притворность интереса. Доброе, исплаканное лицо ее выражало только беспокойство и страх.
– Что же вы мне скажете, князь, о моем Борисе? – сказала она, догоняя его в передней. (Она выговаривала имя Борис с особенным ударением на о). – Я не могу оставаться дольше в Петербурге. Скажите, какие известия я могу привезти моему бедному мальчику?
Несмотря на то, что князь Василий неохотно и почти неучтиво слушал пожилую даму и даже выказывал нетерпение, она ласково и трогательно улыбалась ему и, чтоб он не ушел, взяла его за руку.
– Что вам стоит сказать слово государю, и он прямо будет переведен в гвардию, – просила она.
– Поверьте, что я сделаю всё, что могу, княгиня, – отвечал князь Василий, – но мне трудно просить государя; я бы советовал вам обратиться к Румянцеву, через князя Голицына: это было бы умнее.
Пожилая дама носила имя княгини Друбецкой, одной из лучших фамилий России, но она была бедна, давно вышла из света и утратила прежние связи. Она приехала теперь, чтобы выхлопотать определение в гвардию своему единственному сыну. Только затем, чтоб увидеть князя Василия, она назвалась и приехала на вечер к Анне Павловне, только затем она слушала историю виконта. Она испугалась слов князя Василия; когда то красивое лицо ее выразило озлобление, но это продолжалось только минуту. Она опять улыбнулась и крепче схватила за руку князя Василия.
– Послушайте, князь, – сказала она, – я никогда не просила вас, никогда не буду просить, никогда не напоминала вам о дружбе моего отца к вам. Но теперь, я Богом заклинаю вас, сделайте это для моего сына, и я буду считать вас благодетелем, – торопливо прибавила она. – Нет, вы не сердитесь, а вы обещайте мне. Я просила Голицына, он отказал. Soyez le bon enfant que vous аvez ete, [Будьте добрым малым, как вы были,] – говорила она, стараясь улыбаться, тогда как в ее глазах были слезы.
– Папа, мы опоздаем, – сказала, повернув свою красивую голову на античных плечах, княжна Элен, ожидавшая у двери.
Но влияние в свете есть капитал, который надо беречь, чтоб он не исчез. Князь Василий знал это, и, раз сообразив, что ежели бы он стал просить за всех, кто его просит, то вскоре ему нельзя было бы просить за себя, он редко употреблял свое влияние. В деле княгини Друбецкой он почувствовал, однако, после ее нового призыва, что то вроде укора совести. Она напомнила ему правду: первыми шагами своими в службе он был обязан ее отцу. Кроме того, он видел по ее приемам, что она – одна из тех женщин, особенно матерей, которые, однажды взяв себе что нибудь в голову, не отстанут до тех пор, пока не исполнят их желания, а в противном случае готовы на ежедневные, ежеминутные приставания и даже на сцены. Это последнее соображение поколебало его.
– Chere Анна Михайловна, – сказал он с своею всегдашнею фамильярностью и скукой в голосе, – для меня почти невозможно сделать то, что вы хотите; но чтобы доказать вам, как я люблю вас и чту память покойного отца вашего, я сделаю невозможное: сын ваш будет переведен в гвардию, вот вам моя рука. Довольны вы?
– Милый мой, вы благодетель! Я иного и не ждала от вас; я знала, как вы добры.
Он хотел уйти.
– Постойте, два слова. Une fois passe aux gardes… [Раз он перейдет в гвардию…] – Она замялась: – Вы хороши с Михаилом Иларионовичем Кутузовым, рекомендуйте ему Бориса в адъютанты. Тогда бы я была покойна, и тогда бы уж…
Князь Василий улыбнулся.
– Этого не обещаю. Вы не знаете, как осаждают Кутузова с тех пор, как он назначен главнокомандующим. Он мне сам говорил, что все московские барыни сговорились отдать ему всех своих детей в адъютанты.
– Нет, обещайте, я не пущу вас, милый, благодетель мой…
– Папа! – опять тем же тоном повторила красавица, – мы опоздаем.
– Ну, au revoir, [до свиданья,] прощайте. Видите?
– Так завтра вы доложите государю?
– Непременно, а Кутузову не обещаю.
– Нет, обещайте, обещайте, Basile, [Василий,] – сказала вслед ему Анна Михайловна, с улыбкой молодой кокетки, которая когда то, должно быть, была ей свойственна, а теперь так не шла к ее истощенному лицу.
Она, видимо, забыла свои годы и пускала в ход, по привычке, все старинные женские средства. Но как только он вышел, лицо ее опять приняло то же холодное, притворное выражение, которое было на нем прежде. Она вернулась к кружку, в котором виконт продолжал рассказывать, и опять сделала вид, что слушает, дожидаясь времени уехать, так как дело ее было сделано.
– Но как вы находите всю эту последнюю комедию du sacre de Milan? [миланского помазания?] – сказала Анна Павловна. Et la nouvelle comedie des peuples de Genes et de Lucques, qui viennent presenter leurs voeux a M. Buonaparte assis sur un trone, et exaucant les voeux des nations! Adorable! Non, mais c"est a en devenir folle! On dirait, que le monde entier a perdu la tete. [И вот новая комедия: народы Генуи и Лукки изъявляют свои желания господину Бонапарте. И господин Бонапарте сидит на троне и исполняет желания народов. 0! это восхитительно! Нет, от этого можно с ума сойти. Подумаешь, что весь свет потерял голову.]
Князь Андрей усмехнулся, прямо глядя в лицо Анны Павловны.
– «Dieu me la donne, gare a qui la touche», – сказал он (слова Бонапарте, сказанные при возложении короны). – On dit qu"il a ete tres beau en prononcant ces paroles, [Бог мне дал корону. Беда тому, кто ее тронет. – Говорят, он был очень хорош, произнося эти слова,] – прибавил он и еще раз повторил эти слова по итальянски: «Dio mi la dona, guai a chi la tocca».

Мене, мене, текел, упарсин

В середине пира Валтасара, во время которого были осквернены святые сосуды храма:

Дан., 5: 5. В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского…

Эти слова были неразборчивы, поэтому послали за Даниилом, теперь уже пожилым толкователем снов Навуходоносора, и его толкование было таким:

Дан., 5: 25–28. И вот что начертано: МЕНЕ, МЕНЕ, ТЕКЕЛ, УПАРСИН. Вот и значение слов: МЕНЕ - исчислил Бог царство твое и положил конец ему; ТЕКЕЛ - ты взвешен на весах и найден очень легким; ПЕРЕС - разделено царство твое и дано Мидянам и Персам».

Действительное значение «мене, мене, текел, упарсин» неясно, очевидно, это арамейские слова, и они могут представлять названия мер веса. Мене - мина, которая является приблизительным эквивалентом современного фунта, а текел - это шекель, который является пятидесятой частью мины или третьей частью унции. Упарсин - более загадочен. В Исправленном стандартном переводе он заменяется на «парсин», и это может быть игра слов, связанная с «Парса» - родным словом для обозначения того, что мы называем Персией. Некоторые считают, что Упарсин - это форма слова, которое первоначально означало половину шекеля.

В любом случае надпись, составленная из названий мер веса, могла создавать такое впечатление, будто Бог взвесил ценность Халдеи по сравнению с Персией и обнаружил, что Халдея «найдена очень легкой», то есть легче в два раза. Это напоминает сцены в греческом эпосе «Илиада», где Зевс советуется с Судьбами, помещая множество представителей двух противоборствуюших сторон на отдельные чаши весов, чтобы увидеть, кто кого перевешивает. Возможно, это и был источник видения Бога, взвешивающего Валтасара на весах.

Именно это драматическое событие вызвало расхожую фразу «росчерк на стене», означающую некоторое указание на неизбежное бедствие, несмотря даже на кажущийся успех.

Из книги «Взгляните на лилии полевые…» Курс лекций по литургическому богословию автора Керн Киприан

Не рыдай Мене, Мати (Пятница) Все богослужение Святой Православной Церкви со всей вселенской чистотой и ясностью раскрывает догматический смысл и значение личности Пресвятой Богородицы; но литургическая концепция Пречистой Девы выявляется с особой полнотой и

Из книги Свт. Василий Великий. Творения. Ч. 3 автора Великий Василий

На слова: «Отец мой болий Мене есть» (Ин. 14, 28) Большее называется большим, или по величине, или по времени, или по достоинству, или по силе, или как причина. Но нельзя сказать, что Отец больше Сына величиною; потому что бестелесен. Но не больше и по времени; ибо Сын - Создатель

Из книги И было утро... Воспоминания об отце Александре Мене автора Коллектив авторов

И БЫЛО УТРО... Воспоминания об отце Александре Мене И на вершине - Крест. (О. Игнатий Крекшин) Когда путник идёт по дороге и до намеченной цели ему осталось совсем немного, но день близится к концу - вот уже и сумерки спускаются на землю, - неужели он будет оглядываться по

Из книги Воспоминания об о. Александре Мене автора Файнберг Владимир Львович

«Мене, мене, текел, упарсин» или «мене, текел, фарес» (буквальный перевод – «мина, мина, шекель и полмины») – слова, начертанные огненными буквами на стене во время пира вавилонского царя Валтасара. Объяснить эти слова смог пророк Даниил, и ничего хорошего они не обещали.

Предупреждение об упадке, грехе, падении нравов

Персонаж Карела Чапека сетует на падение нравов пирующего и несущегося в бездну человечества. Напишите то, с чем он сравнил световые вывески над входами в притоны.

Ответ: Мене, текел, фарес.

Зачёт:

Комментарий: Слова, начертанные на стене таинственной рукой во время пира вавилонского царя Валтасара незадолго до падения Вавилона. "Хотите прочесть роковые слова "мене-текел-фарес", начертанные огненными знаками над пирующим человечеством? Поглядите на световые надписи, всю ночь горящие над входами в притоны кутежа и распутства".

Библейское выражение

Должно приходить одним из первых при переборе фраз из Библии (Ветхого Завета).

Описывая гибель марсианской цивилизации, поэт Сергей Орлов отмечает, что с планетой были проделаны три действия, упоминаемые в крылатом библейском изречении. Назовите имя человека, которому, согласно Библии, было адресовано это изречение.

Ответ: Валтасар.

Комментарий: В стихотворении поэт пишет: "Был исчислен, взвешен и измерен / Красный Марс и вычерпан до дна..."; "Исчислено, взвешено, измерено" - "Мене, мене, текел, фарес" - сообщали слова на стене дворца Валтасара в ночь гибели его царства.

Источник: Кибернетический Пегас. - Л.: Детская литература, 1989. - С. 220.

Просто три слова

Обычно с намёком на то, что слова древние, непонятные или просто какие-то особенные.

Ответ: Мене, текел, фарес.

Зачёт: Мене, текел, перес; мене, текел, упарсин.

Лучшие статьи по теме